Понятие и стили руководства.

 

Руководство – это процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм.

Оно обеспечивает выполнение группой таких задач как: целеполагание, поддержание взаимопонимания членов группы по важнейшим для них проблемам, принятие решений, контроль за деятельностью группы в важнейших сферах.

 

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их активность.

 

Выделяют следующие различия между руководителем и лидером:

1. руководитель обычно назначается официально, а лидер выдвигается стихийно.

2. руководителю предоставляются законом определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь.

3. руководитель обладает определенной системой официально установленных санкций, используя которые он может воздействовать на подчиненных; лидеру эти санкции не даны.

4. руководитель представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне; лидер в сфере своей активности ограничен в основном групповыми отношениями;

5. руководитель, в отличие от лидера, несет ответственность перед законом за состояние дел в группе.

 

Руководителю требуется официальные полномочия для управления людьми, ему требуется и власть — возможность влиять «сверху» на поведение других людей. Власть может принимать различные формы.

Американский ученый Фред Рейвен выделяет 5 основных форм власти:

· власть, основную на принуждении;

· власть, основанную на вознаграждении;

· экспертную власть (основана на специальных знаниях, которых не имеют другие);

· эталонную власть, или власть примера (подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя);

· законную, или традиционную власть (один человек подчиняется другому человеку на основе того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации).

Наиболее эффективен вариант, если у руководителя имеются все эти виды власти.

 

Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет; обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных, 100%-ную отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального, связанного с нравственными качествами руководителя и 3) функционального авторитета, который определяется компетентностью руководителя, его деловыми качествами и его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

 

Различают три стиля руководства: демократический, либеральный и авторитарный.

Демократический стиль характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений, взаимным распределением прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативности людей, расширением взаимного контроля.

Авторитарный стиль связан с повышением роли руководителя. Он обычно сам решает все вопросы, при этом он может учитывать или не учитывать мнения других. Налицо постоянная повышенная требовательность ко всем членам группы, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Авторитарность часто сопровождается грубостью, запугиванием.

Либеральный стиль (попустительский) характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов группы, предоставляя им самим решать свои проблемы. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач членами группы, пускают развитие дел на самотек.

Исследования показывают, что у различных людей стиль руководства, как правило, представляет собой сочетание указанных трех основных типов.