Стили поведения в конфликте.
Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а так же природу самого конфликта.
Существует пять стилей, которые были выделены Кеннетом, У. Томасом и Ральфом Х. Килменном в 1972 году.
Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта – несовпадение интересов двух и более сторон.
Сетка Томаса – Килменна.
Индивидуальное действие | Совместное действие | |||
Мера, в которой удовлетворяются свои интересы | Стиль конкуренции | Стиль сотрудничества | Активное действие | |
Стиль компромисса | ||||
Пассивное действие | ||||
Стиль уклонения | Стиль приспособления | |||
Мера, в которой удовлетворяются интересы партнера |
1. Стиль конкуренции. Человек старается удовлетворить собственные интересы в ущерб, интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.
2. Стиль уклонения. Человек не отстаивает свои права и не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы, а просто уходит от проблемы, игнорируя её, перекладывая ответственность за её решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные проблемы.
3. Стиль приспособления. Человек действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы, то есть жертвует собственными интересами в пользу другого человека, уступая ему.
4. Стиль сотрудничества. Участники конфликта приходят в альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Этот стиль побуждает человека к открытому обсуждению его нужд и желаний.
5. Стиль компромисса. Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами стороны сходятся на частичном удовлетворении своих желаний и частичном выполнении желаний другого.
Нельзя однозначно утверждать, какая стратегия лучше. Важно учитывать особенности ситуации: то, что подойдет в одном случае, может не подойти в другом.
Наиболее перспективной представляется стратегия сотрудничества, однако она требует очень много времени на решение конфликта и неприемлема в условиях жестко ограниченного времени. Преимущества сотрудничества в том, что оно позволяет до конца разрешить проблему, разобраться со всеми потребностями всех участников конфликта и выбрать наилучшее решение, полностью устраивающее все стороны.
Итак, мы обсудили основные понятия, описывающие конфликт. Следует отметить, что в последнее время все больше внимания в психологии уделяют проблеме конфликта, причем отношение к конфликту изменилось. Мы стали относиться к нему не только как к естественному, но и в некоторых случаях как к желательному явлению.