Особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий

 

Правовое положение ГУПов и МУПов урегулировано Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В соответствии с указанными актами унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Исходя из этого, можно определить основные признаки предприятий, характеризующие особенности их правового статуса.

1. унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е., преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

2. как всякое юридическое лицо, унитарные предприятия наделены определенным объемом правоспособности. Так, унитарные предприятия могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца или ответчика в суде. Между тем унитарные предприятия являются единственным видом коммерческих организаций, имеющим не общую, а специальную правоспособность наряду с некоммерческими организациями, поскольку права и обязанности указанного юридического лица ограничиваются предметом и целями его деятельности.

 

3. особый правовой статус имущества унитарных предприятий, характеризующийся следующим:

а) отсутствием права собственности на имущество: имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Законодательством установлены определенные ограничения права хозяйственного ведения, связанные с распоряжением недвижимым имуществом. Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Право оперативного управления означает возможность унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, не только установленных законом, но и в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Распоряжение закрепленным на праве оперативного управления имуществом, в том числе и отчуждение, возможно только лишь с согласия собственника этого имущества, если иное не установлено законом. Право оперативного управления предполагает возможность самостоятельной реализации производимой продукции, при этом, порядок распределения доходов определяется собственником его имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием либо приобретенное казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

б) собственниками имущества унитарного предприятия могут быть только либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование. Следовательно, в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Сообразно этому, все другие субъекты гражданско-правовых отношений не могут выступать собственниками имущества унитарных предприятий, и соответственно, их учредителями.

в) неделимостью имущества унитарных предприятий.

4. наличием самостоятельного баланса.

Выделяют два вида унитарных предприятий:

- государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;

- государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

По состоянию на 1 января 2013 года РФ является собственником имущества 3765 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), в том числе: ФГУП «Почта России», «Охрана МВД», «Космическая связь», «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»,»Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук», «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» и т.д. Из них в отношении порядка 900 предприятий приватизация ограничена законодательством, более 900 предприятий уже включены в программу приватизации, порядка 400 предприятий не могут быть приватизированы в связи с банкротством, в стадии реорганизации находятся около 600 предприятий.

Государственных унитарных предприятий, числящихся на территории Оренбургской области, 87 (в т.ч. 9 стратегических), из них действующих 84, в том числе лесхозы, «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости», «Оренбургснабсбыт», «Санаторий «Южный Урал» и др.

Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» утверждено плановое задание для государственных унитарных предприятий Оренбургской области по перечислению части чистой прибыли в областной бюджет в 2011 году в размере 11,8 млн. руб.

В городе Оренбурге в настоящее время насчитывается 14 МУПов, среди которых: «Комбинат бытовых услуг», «Архград», «Управление капитального строительства», «Городские объекты инженерной инфраструктуры», «Муниципальный имущественный фонд», а также муниципальные казенные предприятия «Оренбургский городской пассажирский транспорт», «Благоустройство и озеленение» и др.