Анализ внутренней среды
Для разработки инновационной стратегии следует рассмотреть две составляющие внутренней среды: ресурсный потенциал НИОКР и инновационные способности фирмы.
Разграничение ресурсов и инновационных способностей помогает объяснить, почему фирмы с аналогичной ресурсной базой достигают успеха или терпят неудачу. Именно инновационные способности помогают адаптировать ресурсы к меняющимся условиям внешней среды.
1. В первом аспекте анализа основной задачей является установление соответствия стратегических целей с имеющимися технологическими активами и компетенциями.
Инновационный процесс неотделим от творчества, поэтому наиболее важной составляющей ресурсного потенциала является совокупность интеллектуальных возможностей специалистов, занятых созданием и внедрением нововведений. Сильные позиции в области конкретной технологии или отдельная личность могут быть значимы для предприятия, обеспечивая его особую компетентность.
При реализации данного этапа необходимо также оценивать состояние оборудования для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, степень развития
экспериментальной базы для изготовления опытных образцов нового изделия, уровень информационного обеспечения научно-технической деятельности, имеющиеся патенты, ноу-хау, лицензии.
Большинство крупных компаний имеют комплекс фундаментальных, продуктовых и конструкторских НИОКР (R&D mix, research&development). Состав этого комплекса должен соответствовать стратегии организации.Предприятия, которые не могут самостоятельно финансировать огромные расходы на проведение собственных исследований и разработок, могут объединять свои возможности, создавая альянсы для реализации инновационных проектов, или покупать научно-технические разработки на основе лицензионных соглашений. Тем не менее, на предприятии должен быть создан хотя бы минимальный потенциал НИОКР, чтобы обеспечить способность компании правильно оценить уровень чужих разработок и тенденции развития технологии в отрасли.
2. Второй аспект внутреннего анализа - инновационные способности фирмы, которые позволяют ей изменять ресурсную базу и адаптироваться к изменениям окружающей среды бизнеса. При этом наибольшее значение имеют навыки в таких сферах как:
- технологическое прогнозирование;
- исследование рынка и анализ потребителей;
- поиск и оценки идей новых продуктов и технологий;
- приобретение технологических ресурсов;
- эффективная система управления проектами.
Возможности фирмы в сфере технологического прогнозирования зависят от компетенции и опыта экспертной работы ее специалистов, наличия партнерских связей с научным сообществом, участия в государственных и международных программах научно-технического прогнозирования и развития.