Анализ финансовой устойчивости предприятия.

Одним из важнейших направлением аналитической работы на предприятии является анализ его финансового состояния, которая характеризуется совокупностью показателей отражающих состояние капитала в процессе кругооборота и способность АТП финансировать свою деятельность в определенный момент времени. В процессе деятельности предприятия происходит непрерывный кругооборот капитала, изменяется структура средств и источников их формирования, наличие и потребность финансовых ресурсов и как следствие финансовое состояние предприятия.

Способность предприятия успешно работать и развиваться, сохранять равновесие активов и пассивов в постоянно изменяющейся внешней и внутренней среде, поддерживать свою платежеспособность называется финансовой устойчивостью.

Анализ финансового состояния предприятия включает анализ прибыли предприятия, состава и структуры активов и пассивов предприятия, абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса.

Соотношение собственных и заемных средств ( что характеризует зависимость предприятия от кредитов и инвесторов): чем больше отношение собственных средств к заемным тем меньше степень зависимости. Указанные соотношения в определенной мере характеризуют финансовую устойчивость.

Анализ финансовой устойчивости базируется на данных баланса. Для оценки финансовой устойчивости применяются следующие показатели:

1. Коэффициент концентрации собственного капитала характеризует долю собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов предприятия. Он определяется как отношение собственного капитала к сумме собственного и заемного капитала. Рост этого показателя может свидетельствовать об увеличении финансовой независимости предприятия. Нижний предел этого показателя равен 0,6.

2. Коэффициент финансовой зависимости- это величина обратная значению коэффициента концентрации собственного капитала. Определяется как отношение собственного+заемного капитала к сумме собственного капитала. Рост этого показателя в динамике показывает движение доли заемных средств, а снижение его до 1 означает что предприятие полностью финансирует свою деятельность

3. Коэффициент соотношение заемного и собственного капитала. Этот коэффициент характеризует зависимость предприятия от внешних источников финансирования. Определяется как отношение заемного капитала к собственному. Этот показатель не должен быть больше 1. Рост этого коэффициента в динамике свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от кредиторов, возможности дефицита денежных средств, как следствие банкротство.

4. Коэффициент маневренности показывает какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности ( вложена в оборотный капитал), а какая часть в основной. Это коэффициент рассчитывается как отношение собственного оборотного капитала к собственному капиталу. В АТП значение коэффициента маневренности находится в пределах от 8 до 10%.

5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. Определяется как отношение суммы долгосрочных кредитов и займов к сумме собственного капитала и долгосрочных кредитов. Этот показатель характеризует долю заемных средств при финансировании капиталоемких вложений.

6. Ликвидность- это возможность превращения части актива баланса в деньги для оплаты обязательств.

6.1.Коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам. Достаточный уровень этого показателя находится в пределах 0,2-0,25.

6.2.Общий коэффициент покрытия определяется как отношение всей суммы оборотного капитала к сумме краткосрочных обязательств (расчеты с кредиторами, краткосрочные кредиты банка, задолжность работнику по зарплате, векселя подлежащие оплате). Достаточным уровнем этого показателя является значение от 2 до 2,5.

7. Деловая активность отражает эффективность использования собственных средств. Она оценивается с помощью коэффициентов оборачиваемости всех активов, оборотного капитала дебиторской задолжности и запасов.

7.1.Коэффициент оборачиваемости активов определяется как отношение доходов предприятия к средней сумме активов и показывает сумму доходов приходящихся на 1 рубль авансируемых средств.

7.2.Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала. Определяется как отношение доходов предприятия к средней стоимости оборотного капитала. Характеризует сумму доходов, приходящуюся на 1 рубль авансированного оборотного капитала.

7.3.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолжности определяется как отношение суммы доходов к средней величине дебиторской задолжности. Характеризует размер дохода приходящейся на 1 рубль дебиторской задолжности.

7.4.Коэффициент оборачиваемости запасов определяется как отношение суммы доходов к средней величине производственных запасов. Характеризует размер дохода приходящегося на 1 рубль товарно-материальных ценностей.

Средние величины значений из пункта 7.1,7.2,7.3,7,4. Определяется как полусуммы соответствующих значений на начало и конец отчетного периода.

Сопоставление перечисленных показателей (1-7) в динамике дает возможность прогнозировать финансовое положение на ближайшую перспективу. Банки на основе этих показателей относят те или иные предприятия к одной из трех категорий: 1.Надежные 2.Неустойчивые 3. Ненадежные предприятия.

Планирование на предприятии.

Вопрос: Сущность, принципы и виды планирования.

 

План – программа работы рассчитываемая на определенный период времени, содержащая цель(цели), перечень работ с указанием сроков исполнения, исполнителей, потребности в материально технических и финансовых ресурсах, источники и условия получения этих средств.

Планирование является одной из функций процесса управления производством и позволяет:

1) предвидеть перспективу развития или решать возникающие проблемы;

2) рационально распределять и использовать имеющиеся ресурсы;

3) обеспечивать устойчивость и избегать риска банкротства;

4) эффективно проводить научно техническую политику на предприятии;

5) повышать качество услуг;

6) повышать эффективность производства;

7) обеспечивать координацию действий на предприятии;

8) стимулировать использование необходимой информации;

9) совершенствовать контроль за ходом деятельности.

Основными принципами планирования является:

  1. Принцип единства. Предполагает обязательную взаимосвязку и координацию плановой деятельности отдельных подразделений предприятия с общим планом. При этом планирование обеспечивает сбалансированность работы между подразделениями;
  2. Принцип непрерывности. Предполагает постоянное, беспрерывное планирование, причем планы должны органично сменять друг друга;
  3. Принцип гибкости. Заключается в придании планам способности менять свою направленность в связи с возникновением внутренних и внешних индивидуальных изменений. Для осуществления требуемой гибкости планы должны составляться так, чтобы в них могли осуществляться соответствующие корректировки в связи с изменениями условий.
  4. Принцип точности. Предполагает, что разработанный план должен быть составлен с такой степенью точности в зависимости от вида плана, который доступен для предприятия на данный момент.
  5. Принцип научности. Предполагает, что планирование должно вестись на научной основе, то есть на достоверной информации и научно – обоснованных методах. При этом в планах должны использоваться передовые достижения науки и техники, передовые методы работы отдельных предприятий и достижения мировой практики.
  6. Принцип обоснованности целей и направленности на конечный результат деятельности. Предполагает, что все звенья предприятия должны иметь единую конечную цель.

 

Основные методы разработки планов:

  1. Балансовый метод.

При использовании составляют различного рода балансы:

    • Материальные (топливо, энергия,…);
    • Трудовые (баланс рабочей силы, рабочее время,…);
    • Финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план,…);
    • Комплексные( баланс производственной мощности, баланс производственных возможностей,…).
  1. Нормативный метод.

Заключается в том, что в процессе планирования применяется система норм и нормативов.

  1. Метод планирования технико-экономическим фактором.

Применяется при планировании производственной программы, по труду, по кадрам, и т.д.

 

Виды планов:

1) Перспективный (стратегический) разрабатывается на период 1 года, устанавливаются стратегические цели и способы их достижения (тактика). Основная цель такого плана – создание потенциала для выживания предприятия в условиях постоянно изменяющейся среды. Для достижения поставленных целей требуются значительные затраты материальных и финансовых ресурсов. При этом предприятие выдвигает следующие цели:

§ Расширение деятельности;

§ Завоевание рынков;

§ Завоевание партнеров.

2) Текущий план – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия, заложенных в стратегических планах. Сюда входит обоснование задачи и средства необходимые для достижения установленных целей. Текущий план разрабатывается на 1 год и может быть разбит на 4 квартала.

3) Оперативные планы разрабатываются на 1 месяц, на 1 смену, на 1 сутки. Состав показателей таких планов зависит от конкретного подразделения. Для подразделения по эксплуатации подвижного состава, включается:

§ Списочный состав автомобилей;

§ Объем перевозок;

§ Эксплуатационные показатели;

§ Численность рынков;

§ Фонд заработной платы

§ и т.д.

 

Для технической службы в планах устанавливаются показатели производственной программы по техническому осмотру и ремонту.

Сменно – суточные планы разрабатываются в виде заданий водителям, ремонтным рабочим и доводятся до них в путевых листах и нарядах на выполнение конкретных работ.

Основной задачей оперативных планов является конкретизация показателей текущего плана с целью организации ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

2. Бизнес план.

Бизнес план – это инструмент планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия, с целью прироста капитала и повышения конкурентоспособности. Бизнес план – это способ экономического обоснования проектного решения, как организации собственного дела, так и реконструкции расширения действующего предприятия и т.д. план на действующем предприятии разрабатывается с целью обеспечения производственных и финансовых возможностей соответствовать поставленным задачам. План необходим не только этому предприятию, но и инвесторам, таможенным органам для выявления финансового состояния и перспектив развития транспортного предприятия. Бизнес план транспортного предприятия может включать следующие разделы:

1- Титульный лист.

Указываются следующие данные:

- полное и сокращенное название перевозчика, адрес и имя, средства связи;

- перечень и краткую характеристику предлагаемых услуг;

- уставный фонд;

- плановый период;

- наличие или отсутствие собственной ремонтной базы;

- потребность в дополнительном финансировании и его источнике;

- ожидаемые результаты проекта.

2- Предприятие и его бизнес.

Дается общая характеристика предприятия, куда входят:

- размещение предприятия;

- обеспеченность производственной базой;

- наличие производственных площадей, складских помещений, земельных площадей;

- оборудование для ТО и ТР;

- наличие ПС;

- обеспеченность технологией, т.е.наличием технологической документации и нормативных документов.

В этом разделе анализируются все виды услуг, оказываемых АТП, обеспеченность объемом перевозок, состояние дорожной сети, финансовое положение предприятия.

3 – Рынок услуг и конкурентов.

В этом разделе изучается рынок транспортных услуг. Приводится характеристика основных заказчиков услуг, а так же характеристика конкурентов, в качестве которой могут выступать не только АТП, но и индивидуальные предприниматели. Характеризуются их сильные и слабые стороны, что позволяет принимать адекватные меры по адаптации бизнес плана к действующим условиям. Стратегия маркетинга должна соответствовать стратегии развития АТП и представляет собой план действий предприятий, направляемый:

а- на определение сегмента рынка, где перевозчик сосредотачивает свои усилия;

б- завоевание рынка, совершенствование организации процесса перевозок, улучшение рекламной деятельности, стимулирование услуг, гибкая ценовая политика.

Одновременно определяют уровень затрат на маркетинг. Стратегия маркетинга завершается разработкой надежной системы, определяемой порядок контроля за ходом выполнения намеченной программы.

4 – Производственный план.

Решаются следующие вопросы:

а- устанавливается программа предприятия по перевозкам;

б – определяется потребность в транспортных средствах;

в – рассчитывается программа по ТО и ТР.

Методика расчета производственной программы см.в к.р.прошлого семестра. Производственная программа разрабатывается на основе заявок и договоров с грузовладельцами, договорной основе с местными органами власти.

5- Организационный план.

Включает следующие элементы:

- организационная структура управления;

- характеристика предпринимателей, учредителей, владельцев, совладельцев;

- характеристика руководящего состава;

- работа с персоналом;

- материально – техническая обеспеченность управления.

Большое внимание здесь уделяется плану по труду и з/п, с выделением групп персонала.

6 – Финансовый план.

Последний раздел бизнес плана, где дается общая оценка производственной деятельности предприятия с сопоставлением доходов и расходов за определенный период. Финансовый план концентрирует все результаты предыдущих разделов. Бизнес план подводит финансовые итоги, составляется прогноз объема продаж, баланс денежных расходов и поступлений. Сводный баланс активов и пассивов пред-я, график безубыточной работы пред-я.

Прогноз объема продаж определяется с учетом перспектив развития транспортного предприятия, которое дается на три первых года осуществления проекта, при этом данные за первый год представляют по месяцам, второй- с поквартальной разбивкой.

Баланс денежных расходов и поступлений позволяет определить общую сумму необходимых денежных средств.

Расход доходов и затрат по отчету о прибылях и убытках производится с учетом прогнозируемого объема продаж и ориентированного размера издержек. Это дает возможность определить размеры планируемой прибыли по годам.

В сводном балансе активов и пассивов рассчитываются действительная величина активов и размер пассивов конкретного вида, за счет которой пред-е будет финансировать свою деятельность.

Для определения критического объема производства, ниже которого деятельность убыточна, строится график безубыточности. Точку безубыточности описывают уравнением:

Т·х=С+П·х+Пр, где

Т- сумма доходов в расчете на единицу транспортной работы;

Х- критический объем перевозок;

С- условно-постоянные расходы;

П- ременные расходы;

Пр- прибыль.

В точке безубыточности прибыль = 0.

Х= С/(Т-П)

На основе результатов расчетов финансового плана производится оценка финансовых ресурсов для реализации проекта.

Общий объем доходов определяется как сумма доходов от перевозок, от выполнения транспортно-экпедиционных услуг и прочих услуг.

Расчет затрат производителя производят по каждой марке автомобиля по каждой статье затрат по известным методикам.

Балансовая прибыль определяется как сумма прибыли, либо убытков:

- от перевозок

- от выполнения транспортно-экспедиционных работ, погрузочно-разгрузочных операций и пр.услуг.

в этом же разделе определяются источники финансирования, которые могут быть:

1- собственные средства, формируемые за счет прибыли и амортизационных отчислений;

2- заемные средства;

3- лизинг оборудования, транспортных средств и персонала;

4- увеличение уставного фонда, продажа ценных бумаг, эмиссия акций, увеличение стоимости уже выпущенных акций.

При разработке бизнес плана желательно так же рассмотреть раздел посвященный оценке и методам страхования рисков деятельности предприятия.

 

Развитие транспортных предприятий.

План:

1) Цели и методы развития транспортных предприятий

2) Роль инвестиций в развитии ТП

Необходимость непрерывного и целенаправленного развития транспортного предприятия определяется тем, что экономически эффективные преобразования транспортного предприятия являются основой удаления его жизненного цикла.

Каждое предприятие должно проходить через определенные стадии перемен, проходящих под воздействием внешней среды, сложившейся ситуации

и на рынке транспортных услуг , внутренних условий функционирования ТП.

 

Изменения могут касаться:

1.Техники и технологии.

Также изменения затрагивают методы организации перевозок и технического воздействия на ПС, влияют на состав и структуру парка автомобилей, основный фондов итд.

2. Перечень и структура перевозимых грузов и пассажиров и др. услуг, так и выполнение новых для транспортного предприятия услуг либо выход на новые сегменты рынка.

3. Структура организации управления ТП.

Здесь изменения касаются не только размеров ТП. Или типа его организационной структуры, но и системы вознаграждения работников, организации, трудовых отношений, системы контроля, финансовая отчетность, методы планирования итд.

4. Корпоративной культуры.

Здесь речь идет об изменениях в установках, ожиданиях, поведении работников, принятых на предприятии норм и правил.

Изменения, проводимые в транспортном предприятии должны отвечать общей стратегии его развития. Развитие транспортных предприятий должно осуществляться в основном за счет нововведений.

Нововведениями называются те целесообразные изменения., которые вносят в транспортные предприятия новые, относительно стабильные элементы.

Обоснованная стратегия развития выполняется на основе анализа внешней среды и внутренних факторов.

Стратегия развития предприятия отражает направленность решения основных проблем, реальные возможности предприятия (финансовые., кадровые, организационных).

Характерными особенностями стратегии является ее непрерывность, трансформация. Кроме общей стратегии развитие на предприятии могут разрабатываться:

  1. Деловая стратегия. Направлена на обеспечение эффективного развития отдельных видов деятельности.
  2. Функциональная стратегия. Стратегия, формируемая для каждого функционального направления определенной сферы деятельности транспортного предприятия.

Это могут быть: Стратегии финансов, логистики, маркетинг, кадровая стратегия итд.

  1. Операционная стратегия. Устанавливается для основных структурных единиц.

Развитие транспортного предприятия в соответствии с выбранной стратегией может происходить по форме организационного перепроектирования за счет следующих действий:

1) Определяют перспективы и цели развития, разрабатываются тактика м программа необходимых действий.

2) Реструктуризация(структурное реформирование)

Здесь проводят мероприятия по комплексному переустройству ТП в соответствии со стратегией его развития.

3) Установление четких процедур связи с внешней средой.

4) Обособление работников транспортного предприятия новыми знаниями, навыками, задачами об ожидаемых результатах реструктуризации, выгодах и системах за труд.

Реструктуризацию считают высокоэффективным рычагом, повышения конкурентоспособности предприятия, т.к. она предполагает совершенствование структурой и функцией управления, технические и технологические преобразования, изменение финансовой и экономической политики.

Реализация программы реструктуризации связана с инновационностью, т.е. способностью осваивать новации в др сферах финансово-хозяйственной деятельности.

В ходе реструктуризации решаются следующие задачи:

1. Обновления ПС

2. Использование контрактных отношений, переход к другому типу организационной структуры, слияния с другими транспортным предприятиями, диверсификация, внедрение в систему управления качеством, децентрализация управления, использование схемы материально-технического обеспечения и тд.

Реструктуризация включает в себя 4 основных этапа:

1) Диагностика финансового положения, анализ технико-экономического состояния, SWOT анализ, выявление основных задач реструктуризации, маркетинговых исследований.

2) Уточнение задачи развития с учетом первого этапа, формирование концепции развития ТП

3) Проектирование изменений

4) Разработка и реализация программы реструктуризации предприятия.

 

2) Цель развития транспортного предприятия как социально – экономической системы обеспечивается осуществлением внедрения высокоэффективных инвестиционных проектов. С экономической точки зрения инвестиции обеспечивают предприятию формированию чистого денежного потока.

При формировании путей развития транспортного предприятия с учетом конкретных инвестиционных проектов, должны быть реализованы следующие решения:

I этап – выбор стратегии развития
II этап – структуризация стратегии развития
III этап – определяет тактику
IV этап – производится оценка стоимости программ

 


 

 

V этап – выбор источников финансирования
VI этап – оценка экономической Эффективности программ
VII этап – устанавливается приоритетная программа
VIII этап – разработка инвестиционных проектов

 


I этап – производится на основе анализа ситуационного, технико – экономического и финансового.

III этап – здесь ставят тактические цели , проектируют программы их выполнения на основе системного анализа.

V этап – определяются возможные источники финансирования, производится выбор инвестора.

VI этап – здесь выбираются методики расчета и определяются критерии оценки.

VIII этап – составление инвестиционного бюджета и разрабатывается график инвестиционного процесса.

В ходе инвестирования транспортное предприятие может достичь конкурентное преимущество, которое заключается в более выгодном ресурсном обеспечении и возможности предоставлять конкурентоспособные транспортные услуги. В свою очередь достектов. С экономической точки зрения инвестиции обеспечивают предприятию формированию чистого денежного потока.

При формировании путей развития транспортного предприятия с учетом конкретных инвестиционных проектов, должны быть реализованы следующие решения:

I этап – выбор стратегии развития
II этап – структуризация стратегии развития
III этап – определяет тактику
IV этап – производится оценка стоимости программ

 


 

 

V этап – выбор источников финансирования
VI этап – оценка экономической Эффективности программ
VII этап – устанавливается приоритетная программа
VIII этап – разработка инвестиционных проектов

 


I этап – производится на основе анализа ситуационного, технико – экономического и финансового.

III этап – здесь ставят тактические цели , проектируют программы их выполнения на основе системного анализа.

V этап – определяются возможные источники финансирования, производится выбор инвестора.

VI этап – здесь выбираются методики расчета и определяются критерии оценки.

VIII этап – составление инвестиционного бюджета и разрабатывается график инвестиционного процесса.

В ходе инвестирования транспортное предприятие может достичь конкурентное преимущество, которое заключается в более выгодном ресурсном обеспечении и возможности предоставлять конкурентоспособные транспортные услуги. В свою очередь достигнув таких результатов , транспортное предприятие повышает свою инвестиционную привлекательность.

Для определения реальных возможностей транспортного предприятия по формированию инвестиционной привлекательности , необходимо знать мотивы инвестирования . В свою очередь инвестор может привлечь:

1- Высокая оценка бизнеса включая оценку нематериальных активов АТП.

2- Высокая квалификация персонала.

3- Успешные результаты деятельности АТП.

4- Способность к освоению программных технологий перевозок, технологического воздействия на подвижной состав.

5- Меньший чем в среднем по отрасли уровень расходов на единицу продукции и др.