АТП как субъект предпринимательской деятельности.
Предприятие имеет право продавать и передавать другим юридическим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять безвозмездно во временное пользование или взаймы, принадлежащее ему средства производства. Также эти права могут быть переданы физическим лицам.
Предприятия на добровольной основе могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны и другие объединения по отраслевому, территориальному и другим принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты прав представления общих интересов как государственных и иных органах, так и международных организаций. Объединение может быть централизованное для выполнения отдельных производственно-хозяйственных функций. Предприятия входящий в состав объединения сохраняют свое самостоятельность и юридическое лицо.
Ликвидация предприятия происходит либо по решению собственника (органа уполномоченного решать эти проблемы) либо по решению арбитражного суда. Причины ликвидации: 1.Банкротство 2.Запрет деятельности из-за не выполнения условий законодательства 3.Запрет из-за невыполнения условий лицензии
Предприятия классифицируются по следующим признакам:1.Отраслевая принадлежность 2.Структура производства 3.Мощность производственного потенциала(размер предприятия)
В зависимости от отраслевого различия выпускаемой продукции предприятия делятся: 1.Промышленные предприятия (выпуск машин, оборудования, инструментов, добыча сырья, выработка электроэнергии, производство материалов и средств производства) 2.Сельхоз предприятия 3.Предприятия строй индустрии 4.Транспортные предприятия
Крупные отрасли народного хозяйства состоят из более мелких, специализированных отраслей. В народном хозяйстве используют 2 определения отраслевой принадлежности предприятия:1.Административно-организационная принадлежность, где учитывается заявленный вид деятельности и принадлежность какому либо ведомству 2. Продуктовая принадлежность : структура и объем производства по каждой продуктовой(чистой) отрасли.
По структуре предприятия делятся на узко специализированные, многопрофильные и комбинированные. Узко специализированные предприятия изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства.
Многопрофильные предприятия выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Комбинированые предприятия один вид сырья или готовой продукции превращают в параллельно или последовательно др. вид и т.д.
По количественным параметрам предприятия делятся на малые, средние и крупные. Отнесения предприятий к этим видам осуществляется по численности работающих. В промышленности, в строительстве и на транспорте малым считается предприятие с численностью до 100 человек ( закон РФ о гос. Поддержке малого предпринимательства в РФ). В сельском хозяйстве и научно-технической сфере до 60 человек, в оптовой торговле до 50, в розничной торговле и в бытовом обслуживании до 30.
2. Автотранспортная деятельность заключается в выполнении комплекса работ и услуг, связанных с организацией и осуществлением автомобильных перевозок, грузов и пассажиров, включая техническую эксплуатацию транспортных средств, транспортно экспедиционные работы и другие услуги. Перевозки выполняются по договорам с клиентом, либо по обращению любого гражданина или юридического лица. Техническая эксплуатация- комплекс работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту, хранению и инструментальной проверки технического состояния транспортных средств.
Транспортная экспедиция- организация и или выполнение оператором услуг связанных с заключением и выполнением договора автомобильной перевозки груза. В зависимости от назначения предприятия транспорта разделяются на 3 типа:1. Автотранспортные (автоэксплуатационные) 2. Автообслуживающие 3. Авторемонтные
АТП выполняют главную задачу транспорта. В зависимости от вида перевозок АТП делятся на грузовые и пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные. Кроме того АТП могут быть комплексными и специализированными.
Комплексные АТП осуществляют не только перевозки но и хранение грузов ТО и ТР транспортных средств принадлежащих этому предприятию хотя могут на коммерческой основе оказывать эти услуги сторонним организациям и лицам.
Специализированные АТП выполняют только перевозки. Чаще всего это малые предприятия где содержание собственной ремонтной базы не целесообразна.
По ведомственной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования (входят в систему министерства транспорта РФ) и выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе и ведомственные (входят в состав отраслей не транспортного назначения ) и обслуживают предприятия и организации только той отрасли в которую входят.
Основными клиентами АТП являются предприятия товаропроизводящих отраслей. Вторая группа автообслуживания предприятия это автосервисные предприятия, терминалы, АЗС, автовокзалы, гаражи-стоянки.
Третья группа - авторемонтные предприятия выполняют работы по ТО и ТР для юридических и физических лиц.
По производственному признаку автопредприятия делятся на грузовые, легковые, смешанные, а по территориальному признаку - городские, районные, дорожные.
К авторемонтным предприятиям относятся: авторемонтные, агрегатноремотные и шиноремонтные заводы, и мастерские, ремонтнозарядные аккумуляторными станциями и специализированные мастерские цеха.
Виды и формы предпринимательства.
1.Виды предпринимательской деятельности.
2.Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательства.
1.Виды предпринимательской деятельности.
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам:
- по виду деятельности;
- по формам собственности;
- по количеству собственников;
- по организационно-правовым и организационно-экономическим формам;
- по степени использования наемного труда;
- и т.д.
1) По виду или назначению предпринимательскую деятельность делят на:
а) производственную, включающую в себя инновационную деятельность, научно-техническую деятельность, производство товаров, оказание услуг, производственное потребление товаров, производственное потребление услуг и информационной деятельности;
б) коммерческую, включающую в себя: торговую деятельность, торгово-закупочную деятельность, торгово-посредническую деятельность, товарные биржи;
в) Финансовую, включающую в себя: банковскую деятельность, аудиторскую деятельность,страховую деятельность, аудиторскую деятельность, лизинговую деятельность, фондовые биржи;
г) консультативную деятельность: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, управление производством, информационные технологии, специализированные услуги;
2) По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, либо находится в собственности общественных организаций;
3) По количеству собственников: индивидуальная, коллективная.
return false">ссылка скрытаКоллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая единовременно нескольким субъектам, либо с определением долей каждого из них (тогда это называется долевая собственность), либо без определения долей (совместная собственность);
4) К организационно-правовым формам относятся: товарищества, общества, кооперативы;
5)К организационно-экономическим формам относят: концерны, ассоциации, консоциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), и т.д.
2.
Все формы предпринимательской деятельности делятся на организационно-правовые и организационно-экономические.
К организационно-правовым формам относятся:
1) Товарищество – объединение лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность. Они создаются в том случае, когда в предпринимательстве решает принять участие 2 и более партнера.
Преимущества:
- возможность привлечения дополнительного капитала,
- наличие нескольких владельцев, позволяет осуществить специализацию внутри организации на основании знаний и умений каждого из партнеров.
Недостатки:
- каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от его вклада,
- действия 1 из партнеров являются обязывающими для всех остальных.
Товарищества могут быть полными (тогда поучают название товарищества с неограниченной ответственностью) и коммандитными (товарищества с ответственностью).
2) Общество – создается по согдашению не менее 2-х граждан или лиц путем объединения их вкладов для осуществления хозяйственной деятельности, подразделяются на ООО (общество с ограниченной ответственностью, не отвечают по обязательствам и несут ответственность только в пределах стоимости внесенных вкладов) и общества с дополнительной ответственностью (несут ответственность всем своим имуществом).
Наиболее распространенными являются акционерные общества, им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций.
Участники акционерных обществ (АО) несут ответственность за результаты свой деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.
3) Кооператив – предприятие созданное группой лиц для совместной деятельности, здесь обязательным является личное трудовое или иное участие его членов, при его создание объединяются имущественные паевые взносы участников.
К организационно – экономическим формам относят:
1) Концерн – многоотраслевое АО контролирующее предприятия через систему участия.
Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний являющихся по отношению к нему дочерними.
2) Ассоциация – мягкая форма добровольного объединения экономики самостоятельных предприятий, которые одновременно могут входить в другие предприятия.
В его состав входит односпециализированные предприятия расположенные на определенной территории. Цель создания ассоциаций – совместное решение технических, экономических, социальных, научных и других задач.
3) Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции. Оно имеет возможность вложить средства в крупный проект при этом риск вложений уменьшается, так как ответственность делится среди участников.
4) Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.
5) Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, о разделе рынка сбыта, о долях в общем объеме производства, и т.д.
6) Финансово-промышленные группы (ФПГ) – объединение промышленного, банковского, страхового, торгового капиталов и интеллектуального потенциала предприятий.
Сюда также относятся унитарные предприятия – не имеют права собственности, только распоряжаются ею (МУП).
Общая производственная структура предприятия.
1. Производство и производственные структуры.
2. Типы производственной структуры.
3. Типы организации производства.
1.
Производство – процесс создания материальных благ необходимых для существования и развития общества.
Содержание производства определяет трудовая деятельность, предлагающая:
1) Целесообразную работу или самостоятельный труд;
2) Предмет труда, т.е. все то, на что направлена деятельность человека.
3) Средства или орудия труда при помощи которых человек преобразует предметы труда.
Продукт производства – благо, которое представляет собой объединение вещества природы и труда.
Почти каждое предприятие состоит из производственных подразделений:
- цеха;
- участков;
- Обслуживающих хозяйств;
- органов управления;
- организаций и учреждений удовлетворяющих нужды работников предприятия.
Общая структура предприятия состоит из комплекса производственных подразделений, организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи, соотношение между ними по размеру площадей, численности работников и пропускной способности.
Производственную структуру предприятия составляют:
- цеха;
- участки;
- обслуживающие хозяйства;
- связи между ними взятые в совокупности.
Она определяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективности производства.
Основной структурной производственной единицей предприятия является цех.
Цех – обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производства. Бывают:
- Основными (заготовительные, обрабатывающие, сборочные);
- вспомогательными;
- побочными (очистка);
- подсобными (транспортный).
Также в структуре могут быть цеха службы и отделы обслуживающие не промышленные хозяйства.
Также на предприятиях имеется складское хозяйство, санитарно-технические устройства, коммуникации.
На предприятиях имеются конструкторские технологические подразделения, НИИ, лаборатории.
2.
Существует 3 основных типа производственных структур предприятия:
1) Предметная структура:
Основные цеха предприятия и участки строятся по признаку изготовления каждым из них определенного изделия.
Преимущество такой структуры:
- упрощает и ограничивает производственную взаимосвязь между цехами;
- сокращает путь движения деталей;
- упрощает и удешевляет межцеховой и цеховой транспорт;
- уменьшает длительность производственного цикла;
- повышает ответственность рынка за качество работ;
- повышает эффективность использования высокопроизводительных станков и оборудования.
2) Технологическая структура:
Здесь определяется четкая технологическая обособленность каждого цеха, участка.
Преимущества:
- упрощает руководство цехом;
- позволяет маневрировать расстановкой людей;
- позволяет перестраивать производство с одной номенклатуры изделий на другую.
Недостатки:
- возникновение встречных маршрутов движения изделий;
- усложнение производственных взаимосвязей между цехами;
- большие затраты времени на переналадку оборудования;
- ограниченность применения высокопроизводительного оборудования.
3) Смешанная структура: характеризуется наличием на одном и том же предприятии цехов, организованных как по предметному, так и по технологическому принципу.
Преимущества:
- уменьшение объемов внутрицеховых перевозок,
- снижение длительности производительного цикла;
- улучшение условий труда;
- высокий уровень загрузки оборудования;
- рост производительности;
- снижение себестоимости.
3.
Тип организации производства – комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня производства.
На тип организации производства оказывает влияние ряд факторов к числу которых относят:
- уровень специализации;
- масштабность производства;
- сложность и устойчивость изготовляемой номенклатуры изделий.
В связи с этим различают 3 основные типа организации производства:
1. Единичное производство – штучный выпуск изделий разнообразной и не постоянной номенклатурой ограниченного потребления.
Особенности:
- многономенклатурность выпускаемой продукции;
- организация по технологической специализации;
- использование универсального оборудования;
- преобладание высококвалифицированных рабочих универсалов;
- большая длительность производственного цикла;
- большая величина незавершенного производства.
2. Серийное производство – предусматривает одновременное изготовление сериями широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течении длительного времени.
Особенности:
- постоянство относительно большой номенклатуры повторяющейся продукции;
- специализация рабочих мест;
- периодичность изготовления сериями;
- преобладание специализированного оборудования;
- большая численность рабочих средней квалификации;
- небольшая длительность производственного цикла.
При серийном производстве различают: мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное.
3. Массовое производство – характеризуется непрерывностью и относительно длительным периодом изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах.
Массовое производство является высшей формой специализации производства. Условием такого производства является высокий уровень стандартизации и унификации деталей, узлов, агрегатов, и т.д.
Особенности:
- строго установленный выпуск небольшой номенклатуры изделий в большом количестве;
- специализация рабочих мест для выполнения одной операции;
- большой удельный вес специализированного оборудования;
- высокий процент автоматизированных процессов;
- минимум времени на операции;
- применение труда рабочих невысокой квалификации.
Тип производства оказывает влияние на формирование структуры предприятия, условия, требования и критерии рациональной организации производства.
На производственную структуру влияет ряд факторов:
1) Отраслевая принадлежность. От нее зависят: номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности, используемое сырье.
2) Простота конструкции и технологичность изделия;
3) Уровень требований предъявляемых к качеству продукции;
4) Тип производства и уровень специализации;
5) Состав оборудования и технологичность оснастки;
6) Способность производства оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции;
7) И др.
На предприятиях должна постоянно вестись работа по поиску основных путей в совершенствовании производственной структуры. К ним относятся:
- укрупнение предприятий и цехов;
- поиск и реализация более совершенного принципа построения цехов и производств;
- соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами;
- интеграция отдельных предприятий в объединения;
- обеспечение пропорциональности между всеми цехами предприятия;
- изменение производственного профиля;
- развитие комбинированного производства;
- достижение однородности продукции за счет стандартизации и унификации;
- создание безцеховой структуры управления производством.
Материально-техническое обеспечение АТП.
1.Определение потребностей в материальных ресурсах.
2. Форма материально-технического обеспечения.
3. Организация складского хозяйства.
1. Определение потребностей в материальных ресурсах.
Объектами материально-технического снабжения является Подвижной состав, инструменты, гаражное и ремонтное оборудование, топливо топливо-смазочные материалы, шины, зап.части, материалы для ремонта, электроэнергия, тепло и т.д.
Задачами службы материально-технического обеспечения (МТО) является определение потребности в ресурсах, организация хранения, получения, выдачи материалов, а также контроль за использованием этих ресурсов. Потребность в МТО устанавливается исходя из норм расхода этих ресурсов.
1) Потребность в топливе определяют для каждой марки ПС на основании линейных норм расхода, учитывающих дорожные, климатические условия и специфику перевозок. Расход топлива на ремонт автомобиля и хозяйственные расходы в эти нормы не включается и фиксируется отдельно. Норма расхода топлива утверждается Минтрансом и периодически пересматривается. Для автомобилей общего назначения устанавливаются следующие нормы:
- базовые нормы на 100 км пробега;
- норма на 100 т·км транспортной работы;
- норма на ездку с грузом;
Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя. Норма на ездку с грузом учитывает маневрирования автомобиля в пунктах погрузки-выгрузки. Базовая норма устанавливается для определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы.
Расход топлива зависит от множества факторов, главным из которых является пробег. Также на расход топлива влияет техническое состояние, категория условий эксплуатации, категория водителей и т.д. Для учета этих факторов к нормам расхода вводятся поправочные коэффициенты. При работе автомобиля в зимнее время базовые нормы увеличиваются:
- в южных районах на 5%;
- в северных районах на 15%;
- на крайнем севере 20%;
в остальных регионах на 10%.
При эксплуатации автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием нормы расхода снижаются.
2) Потребность в топливо-смазочных материалах рассчитывается на основании норм установленных для каждой марки и модели автомобиля в литрах на 100 л расхода топлива. А нормы расхода пластичных смазок в кг на 100 л расхода топлива. Нормы могут уменьшаться на 50% для всех автомобилей кроме ВАЗ и легковых иностранных, находящихся в эксплуатации до 3-х лет, и увеличивается до 20% для автомобилей находящихся в эксплуатации более 8 лет.
3) Потребность в шинах определяется на основании рекомендаций по нормам эксплуатации ресурса шин (центроргтрудавтотранс минтранса). Нормы эксплуатации пробега шин устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. При этом они устанавливаются для каждого типа, размера и модели шины. Учет дорожно-траспортных условий производится при помощи поправочных коэффициентов.
4) Потребность в материалах и запчастях. Нормы расхода устанавливаются на 1000км пробега по видам технического воздействия. При этом потребляемое количество запчастей и материалов определяют делением запланированного пробега автомобилей на 10000 км и умножением полученного результата на норму расхода. На крупных АТП потребность в запчастях и материалах рассчитывают на основании норм среднегодового расхода конкретной детали на 100 автомобилей в год. Мелкие АТП определяют потребность в запчастях по фактическому расходу.
5) Электроэнергия – снабжаются АТП на основании договоров с местной эксплуатирующей организацией. Расход электроэнергии зависит от расходов на основное технологическое оборудование, освещение, выработку сжатого воздуха, вентиляцию. Расчет производится для каждого потребителя отдельно.
6) Тепловая энергия – расход тепла зависит от расхода на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение. Расход зависит от объема отапливаемого здания, внутренней темперетуры, средней наружной температуры за отопительный период, данных о расходе горячей воды в течение года.
7) Водопотребление – годовой расход воды складывается из расходов на производственные, хозяйственно-бытовые нужды и противопожарные нужды.
2. . Форма материально-технического обеспечения
Для приобретения материалов и запчастей предприятие применяет способы:
1) прямые хозяйственные связи;
2) Оптовая торговля;
3) Приобретение материалов на предприятии мелкорозничной торговли.
При прямых связях заключаются договора на поставку и используются договорные цены.
Транзитная форма (от изготовителя к потребителю) уменьшает затраты на погрузочно-разгрузочные работы и хранения на промежуточных базах.
При оптовой торговле договора заключаются с оптовыми организациями. При этом посредник осуществляет поставку широкого перечня наименований. С другой стороны оптовая торговля предполагает применение складской формы организации сбыта. Поэтому такая форма снабжения целесообразна для крупного АТП.
3.
Складское хозяйство – комплекс складов и обслуживающий персонал, осуществляющие приемку, размещение, хранение, учет, проверку состояния, подготовку к потреблению и отпуск материальных ресурсов.
Производственные запасы материалов и запчастей хранят в специально оборудованных складах. На крупных и средних АТП должны функционировать: Основной материальный склад, специализированный склад, склад утиля.
Склады обеспечивают сохранность, пожарную безопасность, нормальные санитарно-гигиенические условия для работников.
ТСМ должны храниться в стандартных резервуарах, которые либо закапывают, либо располагают в подвалах и открытых площадках.
Горючее может храниться в тарах от 125 до 500 л.
Масла хранятся в подвальных помещениях под постами ТО.
На складах смазочных материалов хранятся также керосин, тормозная жидкость.
Шины хранятся в сухих помещениях с температурой от 10 до 25°С при влажности 50-60%.
Запчасти и агрегаты хранят в закрытых складах.
Учет материальных ценностей поставленных на склад, выданных в производство и возвращенные обратно осуществляются с использованием типовой первичной документации: приходный ордер, акт о приемке материалов, накладная, характеристики складского учета, ведомости учета остатков материалов на складе.
При поступлении на склад новых материалов оформляется приходный ордер. Движение материалов оформляется накладной в 2-х экземплярах.
Учет маm">Опубликованный материал нарушает авторские права?.