Ярмарки

Ярмарка представляет собой периодическое мероприятие (реже постоянно действующее), т.е. товарный рынок, организуемый регулярно в отведенном месте, в определенный период, с одно­временным массовым участием работников промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, других отраслей, а также посреднических предприятии (организаций).

Ярмарки дают возможность широкому кругу изготовителей, потребителей, посредников вступать в непосредственные коммер­ческие контакты, содействующие регулированию спроса и предло­жения, активизации хозяйственной инициативы сторон. Они по­зволяют устанавливать информационные контакты с министерст­вами, ведомствами, предприятиями-изготовителями, зарубежными торговыми представителями фирм. На ярмарках имеются реальные возможности для пропаганды надежности изготовителя, его ком­мерческого имиджа. По результатам ярмарки принимаются соот­ветствующие решения о выпуске продукции, обновлении ее ассор­тимента, повышении качества и улучшении дизайна.

Предметом торговли на ярмарке могут быть товары и другие материальные ценности, предварительно заказанные, заплани­рованные к производству и поставке в ближайший период или изготовленные и ранее поставленные в некоторые регионы, но накопившиеся там в избытке и, следовательно, нуждающиеся в повторном перемещении в другие районы, где они пользуются спросом.

Ярмарки функционируют в целях:

• демонополизации в сферах производства и обращения то­варов;

• повышения надежности товарного обеспечения потреби­телей;

• снижения товарного дефицита;

• самостоятельного установления сторонами деловых и рацио­нальных коммерческо-хозяйственных связей;

• формирования изготовителями производственной програм­мы, расширения и обновления ее ассортимента;

• увеличения выпуска высококачественной, конкурентоспособной товарной продукции с учетом спроса потребителей;

• вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемой, излишней продукции и вторичных ресурсов, некондиционных материалов и изделий;

• активизации межрегиональных товарообменных операций;

• пропаганды новейших достижений науки и техники;

• популяризации новых высококачественных товаров;

• выявления реального спроса рынка на конкретную товарную продукцию;

• оказания субъектам товарного рынка услуг информацион­но-коммерческого и посреднического характера;

• пропаганды надежности изготовителя, его имиджа.
Большинство товаров на ярмарке не реализуется, а представляется в образцах, буклетах, проспектах, плакатах, чертежах, фотографиях, слайдах, кино- и видеороликах. Выставляются также научно-технические разработки в виде натуральных экспонатов, макетов, конструкторско-технологической, патентно-лицензион­ной документации и т.п. Производители товаров могут не при­сутствовать на ярмарке. В таком случае ярмарка может взять на себя обязанности по оказанию дополнительных услуг по реали­зации товаров.

Развитие товарного рынка показывает, что современному покупателю недостаточно только закупать для себя товары на ярмарке. Он заинтересован в совместном с изготовителями, по­средниками поиске решений для достаточного удовлетворения рынка, определения направлений производства товарной продукции и оптимального использования материальных, финансо­вых и трудовых ресурсов.

Ярмарка, как может показаться на первый взгляд, в значительной мере дублирует деятельность товарной биржи, однако в их функционировании имеются существенные различия. На­пример, для ярмарки не характерны элементы биржевого ажиотажа, она не попадает под биржевой «пресс», на ней меньше посредников, цены относительно стабильные, а для продавцов и покупателей - доступнее, проще и дешевле.

Участие в ярмарке следует рассматривать комплексно, как эффективную современную форму технико-экономической и торгово-рекламной деятельности. По существу, это место встреч представителей деловых кругов для поддержания ими непосред­ственных связей, установления новых или расширения дейст­вующих коммерческо-хозяйственных контактов.

Для успешного проведения ярмарки необходимо знать при­мерный состав ее участников, количественную и ассортимент­ную структуру представляемой товарной продукции. Проводятся ярмарки в специальных или арендованных помещениях (площа­дях). При желании реализовать товар или успешно прореклами­ровать его субъект товарного рынка должен предварительно за­казать и оплатить место (площадь по метражу), соответствующее техническое и прочее обеспечение.

Ярмарки организуются за счет поступления средств от участ­ников в виде денежных взносов, которые используются для оплаты аренды площадей и транспортных расходов, оформления стендов, рекламно-информационного обслуживания, работы персонала.

Ярмарки, проводимые в нашей стране, можно классифици­ровать по нескольким признакам.

1. По направлению деятельности:

• продажа товаров народного потребления;

• продажа товаров производственно-технического назначения;

• смешанные (представлены оба вида товарной продукции).

2. По товарному ассортименту.

• универсальные (различные группы и виды товарной продукции);

• специализированные (определенные группы промышленных и сельскохозяйственных товаров).

3. По характеру товарных операций:

• продажа товаров, поступивших в первичный оборот;

• продажа неиспользуемой и излишней продукции.

4. По территориальному масштабу.

• международные (обслуживают международную торговлю,
представляются образцы разноплановых товаров, производимых в разных странах):

• всероссийские (сосредоточивают товары широкого профиля,
ассортимента: ярмарки способствуют динамике товарооборота в стране, рационализации коммерческо-хозяйственных связей, расширению информационного обмена);

• зональные (привлекают к участию в них значительное количество субъектов товарного рынка - ближайших регионов, схожих по социальным, географическим, климатическим условиям, структуре транспортных коммуникаций, однако ассортиментный состав предлагаемых на таких яр­марках товаров несколько уже);

• региональные (областные, краевые, республиканские; про­
водятся с целью оперативного удовлетворения потребностей субъектов товарного рынка в необходимых товарах,
представляют интерес для предпринимателей, если на них
представлены разнообразные товары специфического регионального применения);

• городские, окружные, муниципальные, сельские, районные
(привлекают внимание предпринимателей среднего и мелко­
го бизнеса и располагают разнообразным ассортиментом).

На ярмарках может также вестись мелкооптовая и розничная продажа товаров непосредственно населению. Развитие ярма­рочной торговли зависит от того, насколько быстро удается из­бавиться от имеющихся негативных явлений в ее организации. Иногда ярмарка становится ярмаркой покупателей, а не продав­цов. При монополизации и определенном товарном дефиците производители товаров не обременяют себя хлопотами по пред­ставлению своей продукции на ярмарке, поскольку могут на вы­годных условиях заключать товарные сделки без особых проблем. В подобных случаях следует искать гибкие и реальные пути для повышения заинтересованности всех производителей товарной продукции в участии в ярмарке.

Организационные мероприятия по проведению ярмарки долж­ны проходить в несколько этапов:

1) предварительный;

2) подготовительный;

3) непосредственное проведение ярмарки;

4)подведение итогов.

На предварительном этапе учредители (юридические лица) при­нимают решение о проведении ярмарки, создаются оргкомитет, рабочая группа, разрабатывается положение о ярмарке, определя­ется размер регистрационного сбора, составляются и размножаются информационное письмо, пригласительные билеты, афиша и др.

На подготовительном этапе распространяется информация о предстоящей ярмарке, проводится сбор заявок на участие, рас­сматриваются финансовые вопросы, заключаются договоры на аренду торговой площади, охрану помещений, художественно-оформительские работы, составляется схема расположения тор­говых мест, издается каталог и т.д.

Непосредственное проведение ярмарки предусматривает реги­страцию участников, транспортное обеспечение, размещение в гостиницах, организацию питания, сервисное обслуживание, обеспечение связью, средствами оргтехники, создание условий для заключения коммерческо-хозяйственных сделок, выполнение рекламных, информационных работ и т.п.

На этапе подведения итогов ярмарки составляется отчет о проведенном мероприятии, выявляются финансовые результаты, рассматриваются результаты опроса, тестов участников, выяв­ляются положительные стороны и недостатки, разрабатываются мероприятия по дальнейшему совершенствованию ярмарочной деятельности.

Ярмарки обычно организуются по графику (время и место их проведения определяются предварительно).

В настоящее время в России количество ярмарок возрастает. Ежегодно проводятся более тридцати только крупных всероссий­ских и межрегиональных (зональных) ярмарок. Широкую извест­ность получили, например, «Нижегородская ярмарка», «Сибир­ская ярмарка», ряд московских и санкт-петербургских ярмарок, активное участие в которых принимают многочисленные отече­ственные фирмы, а также представители деловых кругов ближнего и дальнего зарубежья.

По структуре ярмарочная экспозиция выглядит, как прави­ло, следующим образом. Промышленные товары народного по­требления составляют примерно 32%, машины, оборудование и транспортные средства - 28, продовольственные товары - 16, строительные и отделочные материалы - 3, металлопродук­ция - 2, сырье для легкой и текстильной промышленности - 2, другие виды товарной продукции и сырья - 17%.

Ярмарка способствует расширению торговых контактов, об­мену информацией, выходу страны на международный рынок, оказывает социально-экономическую поддержку отечественным производителям товарной продукции. На каждой ярмарке более 40% ее участников подписывают контракты и коммерческие договоры.

Ярмарочное хозяйство России распространяется и за преде­лы страны. Отечественные предприниматели участвуют в таких известных зарубежных ярмарках, как Лейпцигская, Мюнхенская (Германия), Парижская (Франция), Пловдивская (Болгария), Измирская (Турция), Базельская (Швейцарская) и др.