Фирмы консигнационной торговли
Фирмы консигнационной торговли предоставляют услуги субъектам товарного рынка, ведущим внешнеторговую деятельность. Договор консигнации является разновидностью договора комиссии.
Консигнация (от лат. consignation — письменное доказательство, документ) - форма комиссионной продажи товаров, при которой их владелец (консигнант) передает комиссионеру (консигнатору) товар для продажи со склада последнего, т.е. предоставляет товар в распоряжение комиссионера на определенное время для реализации.
В консигнационной торговле взаимодействие сторон складывается следующим образом:
• изучение конъюнктуры внешнего рынка;
• набор товаров для консигнации;
• подписание договора консигнации;
• реализация товара на внешнем рынке;
• перечисление комиссионного вознаграждения консигнатору,
• полный или частичный возврат непроданных товаров.
Фирма консигнационной торговли получает от предприятия (организации), учреждения - консигнанта товар с целью реализации за границей на определенных условиях, регламентируемых консигнационным договором. При этом следует четко определить номенклатуру, ассортимент, количество, качество, минимальную цену реализуемой продукции, территорию, на которой она может продаваться.
Консигнатор по сути является комиссионером по внешнеторговым операциям с той лишь разницей, что осуществляет продажу товара по цене, установленной консигнантом. Право собственности на товар, поступивший на склад посредника, остается за владельцем (экспортером) до того момента, пока этот товар не будет кем-либо куплен.
Договор консигнации дает консигнатору возможность активного влияния на уровень цен реализации товара на рынке. При достаточно активном сбыте товаров консигнант может быть заинтересован в том, чтобы поднять уровень цен реализации товара и повысить экспортные цены, в том числе и на товары, уже находящиеся на складе консигнатора. Право активного воздействия на цены следует оговаривать в консигнационном соглашении. Кроме того, это право может быть реализовано консигнантом, если соглашение предусматривает выплату вознаграждения в виде процента с суммы продажи, а не как разницу цен. Любое повышение консигнантом цен реализации аннулирует обязательства и гарантии консигнатора по безвозвратности товара.
Не проданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. На условиях консигнации реализуют в основном товары массового спроса. По существу при консигнации экспортер кредитует посредника на средний срок реализации товара.
Непременным условием консигнационного соглашения является сохранение за консигнантом права собственности на товары до их реализации покупателям. Однако это право не гарантирует получения платежей за проданные товары. Поскольку платежи за товары, продаваемые с консигнационного склада, должны переводиться консигнанту по мере реализации товаров покупателям, наиболее удобными являются календарные платежи по открытому счету с предоставлением консигнатором банковской гарантии на среднюю сумму реализации товара за 2-3 установленных для расчетов календарных периода. В случае просрочки платежа сверх установленного календарного срока консигнант имеет возможность выяснить причину задержки и при необходимости изъять товар у консигнатора, а также покрыть за счет остатка гарантии задолженность по просроченным платежам.
Консигнатор обязан в согласованный с экспортером срок своевременно поставить на консигнационный склад конкретный товар. Расходы по хранению товаров на зарубежном складе консигнатора несут экспортеры. За все услуги (доставка, приемка, содержание, предпродажная подготовка, информационное обеспечение, реклама и др.) фирма консигнационной торговли получает комиссионное вознаграждение от консигнанта. Поставка товара на консигнационный склад осуществляется до контрактации продажи с покупателем. При консигнационной торговле хранение товара на складе посредника занимает 1-5 лет, по истечении этого срока в случае не реализации товар возвращается владельцу-экспортеру за его счет или не подлежит возврату.
В консигнационной торговле важное значение имеет возвратность непроданного товара - дополнительная ответственность консигнатора, согласованная обеими сторонами. Консигнация может быть:
а) возвратной (непроданный товар полностью возвращается
владельцу);
б) частично возвратной (владельцу возвращается определенная часть непроданного товара);
в) безвозвратной (консигнатор закупает весь непроданный
товар).
Однако всегда следует иметь в виду, что ни частично возвратная, ни полностью безвозвратная консигнация не решает проблем гарантированного сбыта товара на рынке. В большинстве случаев причиной невозможности сбыта товара консигнатором в установленные соглашением сроки является низкая конкурентоспособность товара из-за недостаточного технического уровня или высоких цен, установленных консигнантом. Стороны анализируют причины низкой конкурентоспособности товара и принимают меры по ее повышению, чаще всего путем снижения цен и предоставления покупателям более благоприятных кредитных условий.
В случае невозможности улучшения условий сбыта и нежелания портить деловые отношения с консигнатором консигнант соглашается на возврат товара даже при условии безвозвратной консигнации. При решении вопроса о возврате товара, находящегося на консигнации, следует ориентироваться на то, что целесообразность возврата может быть оправданна, если скидка, необходимая для реализации товара, превышает двойную сумму расходов на его возврат и таможенное обложение.
На практике к услугам фирм консигнационной торговли прибегают при экспорте товаров широкого потребления (автомобилей, холодильников, мебели и др.), а также машин, оборудования, запасных частей, узлов, когда хотят использовать благоприятную конъюнктуру международного рынка, фактор времени (с точки зрения эффективности коммерческой сделки) или поставка обусловливается обстоятельствами, сложившимися в коммерческо-хозяйственной деятельности субъекта товарного рынка.