Фирмы консигнационной торговли

 

Фирмы консигнационной торговли предоставляют услуги субъектам товарного рынка, ведущим внешнеторговую деятель­ность. Договор консигнации является разновидностью договора комиссии.

Консигнация (от лат. consignation — письменное доказательство, документ) - форма комиссионной продажи товаров, при которой их владелец (консигнант) передает комиссионеру (консигнатору) товар для продажи со склада последнего, т.е. предоставляет то­вар в распоряжение комиссионера на определенное время для реализации.

В консигнационной торговле взаимодействие сторон склады­вается следующим образом:

• изучение конъюнктуры внешнего рынка;

• набор товаров для консигнации;

• подписание договора консигнации;

• реализация товара на внешнем рынке;

• перечисление комиссионного вознаграждения консигнатору,

• полный или частичный возврат непроданных товаров.
Фирма консигнационной торговли получает от предприятия (организации), учреждения - консигнанта товар с целью реали­зации за границей на определенных условиях, регламентируемых консигнационным договором. При этом следует четко определить номенклатуру, ассортимент, количество, качество, минимальную цену реализуемой продукции, территорию, на которой она мо­жет продаваться.

Консигнатор по сути является комиссионером по внешне­торговым операциям с той лишь разницей, что осуществляет продажу товара по цене, установленной консигнантом. Право собственности на товар, поступивший на склад посредника, ос­тается за владельцем (экспортером) до того момента, пока этот товар не будет кем-либо куплен.

Договор консигнации дает консигнатору возможность ак­тивного влияния на уровень цен реализации товара на рынке. При достаточно активном сбыте товаров консигнант может быть заинтересован в том, чтобы поднять уровень цен реализации товара и повысить экспортные цены, в том числе и на товары, уже находящиеся на складе консигнатора. Право активного воз­действия на цены следует оговаривать в консигнационном согла­шении. Кроме того, это право может быть реализовано консигнан­том, если соглашение предусматривает выплату вознаграждения в виде процента с суммы продажи, а не как разницу цен. Любое повышение консигнантом цен реализации аннулирует обяза­тельства и гарантии консигнатора по безвозвратности товара.

Не проданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. На условиях консигнации реализуют в основном товары массового спроса. По существу при консигнации экспортер кредитует посредника на средний срок реализации товара.

Непременным условием консигнационного соглашения яв­ляется сохранение за консигнантом права собственности на то­вары до их реализации покупателям. Однако это право не гаран­тирует получения платежей за проданные товары. Поскольку платежи за товары, продаваемые с консигнационного склада, должны переводиться консигнанту по мере реализации товаров покупателям, наиболее удобными являются календарные платежи по открытому счету с предоставлением консигнатором банков­ской гарантии на среднюю сумму реализации товара за 2-3 уста­новленных для расчетов календарных периода. В случае просроч­ки платежа сверх установленного календарного срока консигнант имеет возможность выяснить причину задержки и при необходи­мости изъять товар у консигнатора, а также покрыть за счет ос­татка гарантии задолженность по просроченным платежам.

Консигнатор обязан в согласованный с экспортером срок своевременно поставить на консигнационный склад конкретный товар. Расходы по хранению товаров на зарубежном складе кон­сигнатора несут экспортеры. За все услуги (доставка, приемка, содержание, предпродажная подготовка, информационное обеспечение, реклама и др.) фирма консигнационной торговли по­лучает комиссионное вознаграждение от консигнанта. Поставка товара на консигнационный склад осуществляется до контрактации продажи с покупателем. При консигнационной торговле хранение товара на складе посредника занимает 1-5 лет, по истечении этого срока в случае не реализации товар возвращается владельцу-экспортеру за его счет или не подлежит возврату.

В консигнационной торговле важное значение имеет воз­вратность непроданного товара - дополнительная ответственность консигнатора, согласованная обеими сторонами. Консигнация может быть:

а) возвратной (непроданный товар полностью возвращается
владельцу);

б) частично возвратной (владельцу возвращается определенная часть непроданного товара);

в) безвозвратной (консигнатор закупает весь непроданный
товар).

Однако всегда следует иметь в виду, что ни частично возвратная, ни полностью безвозвратная консигнация не решает проблем гарантированного сбыта товара на рынке. В большинстве случаев причиной невозможности сбыта товара консигнатором в установленные соглашением сроки является низкая конкурентоспособность товара из-за недостаточного техниче­ского уровня или высоких цен, установленных консигнантом. Стороны анализируют причины низкой конкурентоспособности товара и принимают меры по ее повышению, чаще всего путем снижения цен и предоставления покупателям более благоприятных кредитных условий.

В случае невозможности улучшения условий сбыта и нежелания портить деловые отношения с консигнатором консигнант соглашается на возврат товара даже при условии безвозвратной консигнации. При решении вопроса о возврате товара, находя­щегося на консигнации, следует ориентироваться на то, что це­лесообразность возврата может быть оправданна, если скидка, необходимая для реализации товара, превышает двойную сумму расходов на его возврат и таможенное обложение.

На практике к услугам фирм консигнационной торговли прибегают при экспорте товаров широкого потребления (автомо­билей, холодильников, мебели и др.), а также машин, оборудова­ния, запасных частей, узлов, когда хотят использовать благоприят­ную конъюнктуру международного рынка, фактор времени (с точ­ки зрения эффективности коммерческой сделки) или поставка обусловливается обстоятельствами, сложившимися в коммерческо-хозяйственной деятельности субъекта товарного рынка.