Торговые дома

 

На товарном рынке получают развитие торговые дома. Это крупные торговые предприятия (организации), важнейшей осо­бенностью которых является активное проникновение в сферу производства товаров, организация кооперации производства товаров, участие в кредитно-финансовых операциях, осуществ­ление экспортно-импортных операций по широкой номенклатуре товаров и услуг.

Торговым домом принято считать крупную оптово-рознич­ную фирму, в той или иной степени интегрированную в сферу производства и финансов.

Торговый дом - это добровольный ассоциативный союз про­изводственных, транспортных, строительных, торговых, банков­ских, страховых организаций, стремящийся максимально каче­ственно удовлетворить общественные потребности

Во многих случаях торговые дома действуют как акционер­ные общества, учредителями и участниками которых являются различные предприятия, финансовые структуры, в том числе коммерческие банки, брокерские фирмы, холдинги и т.п. Торго­вые дома могут организовываться путем преобразования товарных бирж, оптовых баз, крупных предприятий розничной торговли.

Статус торговых домов приобретают иногда крупные брокер­ские фирмы, которые занимаются в основном сделками с ре­альным товаром за собственный счет или за счет предприятий, (организаций), занятых торговлей конкретными товарами, а так­же выполняют поручения коммерческих структур по сделкам на фьючерсной бирже.

Как правило, торговые дома не имеют ведомственной подчи­ненности. Они осуществляют сделки межотраслевого и междуна­родного характера, функционируют как на внутреннем, так и на внешнеэкономическом товарном рынке, т.е. сочетают функции внутренней торговли и внешнеэкономической деятельности.

Торговые дома являются многоотраслевыми коммерчески­ми предприятиями (организациями), осуществляющими дейст­вия по экспорту и импорту товаров и услуг, финансированию (в том числе кредитованию и инвестированию) производства и научно-технических исследований. Они также принимают уча­стие в капиталовложениях в непроизводственную сферу, в част­ности в строительство объектов социально-культурного и жи­лищного назначения, приобретение предприятий. Кроме того, торговые дома сдают в аренду оборудование, предоставляют напрокат сложную технику, приборы, машины, механизмы, соз­дают новые производства. Некоторые наиболее крупные торго­вые дома функционируют как многопрофильные инвестиционно-производственно-торговые комплексы.

Торговые дома располагают складскими площадями, собст­венным или арендованным транспортом, техническим оборудо­ванием, информационной базой, позволяющими успешно осу­ществлять полный комплекс торгово-закупочных операций и операций с ценными бумагами. Они ориентируются главным образом на приобретение права собственности на товар, выпол­няя также функции импортеров и экспортеров товарной продук­ции и оказывая маклерские услуги.

Нередко торговые дома заключают сделки с другими субъек­тами товарного рынка; агентские и консигнационные соглашения, контракты купли-продажи, соглашения о коммерческом сотруд­ничестве и др.

Основные задачи и функции торговых домов:

• активизация внешнеэкономической деятельности за счет
коммерческо-посреднических операций;

• закупка товаров за счет собственных средств, а также на
условиях комиссии (организация аукционов, комиссионной и посылочной торговли отечественными и импортными товарами, продажа товаров по каталогам и др.);

• анализ мировой и российской рыночной конъюнктуры;

• оперативное реагирование на меняющуюся конъюнктуру
мировых и отечественных товарных рынков;

• поиск потенциальных покупателей или посредников в стра­не и за рубежом;

• выявление, организация производства и сбыт конкурентоспособных товаров;

• маркетинговые исследования внутреннего и внешнего товарных рынков;

• рекламная деятельность;

• посредническая деятельность по реализации товаров, изготовленных отечественными и зарубежными предприятиями;

• соглашение с клиентами о покупке и продаже товаров,
оформление документов, выполнение финансовых операций;

• совершение сделок купли-продажи товаров производст­венно-технического назначения и товаров народного потребления;

• демонстрация товаров своих клиентов на международных
выставках;

• участие в торгах, ярмарках, аукционах;

• содействие в создании предприятий по производству прин­ципиально новых товаров, в том числе с использованием
импортных комплектующих;

• объединение мелких и средних фирм, стартовое финанси­рование их сбытовой деятельности.

Каждый торговый дом имеет четко выраженную управленческую структуру. Высшим органом управления является собрание акционеров.

Стратегическая деятельность осуществляется сове­том директоров, который выбирает правление. Конкретная опе­ративная работа ведется различными службами, возглавляемыми генеральным директором, который назначается правлением. Отдел маркетинга и сбыта исследует конъюнктуру товарного рынка, и прогнозирует объемы и платежеспособный спрос на товары, организует обеспечение, связанное с товаропродвижением. Отдел организации торговли и услуг подготавливает и осуществляет продажу товаров, оказывает соответствующие услуги, проводит торги, ярмарки, аукционы, выставки. Экономический отдел за­нимается анализом, стратегическим прогнозированием, разра­батывает инвестиционную политику, ведет внутрифирменное планирование, финансирование, учет. Договорно-правовой отдел предназначен для юридического и правового обеспечения работы, решает спорные вопросы, готовит документы в арбитражный суд и выступает от имени дирекции в качестве истца или ответчика. Торговые дома подлежат следующей классификации.

1. По степени интеграции в производство:

а) торговые дома, слабо связанные с производством, но обеспечивающие оптово-розничный сбыт товарной продукции;

б) торговые дома, интегрированные в производство весьма
широко и глубоко;

в) торговые дома, сменившие статус товарной биржи, но в
определенной мере ведущие биржевую деятельность (так называемые «квазибиржи»).

2. По характеру осуществляемой деятельности:

а) торговые дома - чистые посредники, обеспечивающие
сбыт товарной продукции и поставляющие ее покупателям;

б) торговые дома, ведущие собственную торговую деятельность от своего имени и за свой счет;

в) торговые дома - коммерческие центры, располагающие
необходимым информационным банком, что позволяет оперативно распространять соответствующую информацию о спросе
на конкретную товарную продукцию;

г) торговые дома, выполняющие снабженческо-сбытовые
функции производственных предприятий.

В России количество торговых домов постоянно растет. В на­стоящее время только в Москве их насчитывается более 300. Ши­рокую известность получили, например, московские торговые дома «Россия», «Юнион», «Красный Октябрь», «Филикровля», «Ле-Монти», а также многие другие в разных регионах страны.