Предприятия розничной торговли

 

Конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товаропродвижения от изготовителя до потребителя, является розничная торговля - деятельность субъектов товарного рынка по продаже товаров, услуг непосредственно потребителю. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, личного, индивиду­ального потребления, т.е. становятся собственностью покупателя. Происходит это посредством купли-продажи, так как потребители приобретают нужные им товары в обмен на денежные средства.

В зависимости от особенностей устройства торговых предпри­ятий и методов обслуживания населения в розничной торговой сети выделяют следующие предприятия: стационарные, передвиж­ные, предприятия, осуществляющие посылочную торговлю.

Наиболее распространенная - стационарная торговая сеть включает как современные, крупные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы.

Принято считать, что в розничной стационарной торговой сети основными, наиболее надежными торговыми предприятия­ми являются магазины. Они размещаются в специально постро­енных зданиях или приспособленных для торговли помещениях. Удобное расположение, наличие подъездных путей, помещений для приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, а также отапливаемых и хорошо освещенных торговых залов, администра­тивно-бытовых помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием, позволяют создать в магазинах необходимые условия для труда продавцов и обслуживания покупателей.

В отличие от магазинов палатки, киоски, ларьки не имеют торговых залов, товары продаются через окна. Однако такие торговые точки, не требующие больших затрат на строительство и эксплуатацию, существенно дополняют сеть магазинов, а где-то и превосходят их в товарном ассортименте, динамике его об­новления, удобном для покупателей графике работы.

В настоящее время получили распространение также «магази­ны-склады», где товары не выкладываются в витринах и на пол­ках, их перечень и цены вывешиваются на видном месте. В этих магазинах значительно ниже расходы на погрузку, разгрузку, укладку, что позволяет продавать товары по относительно низ­ким ценам.

В розничной торговой сети страны появляются магазины, торгующие товарами по каталогам с предварительным отбором покупателями нужной товарной продукции. Каталоги выдаются потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или рассылаются по почте. Покупатель, изучив каталог и отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин до почте, телефону, телетайпу, оплачивает товар и его доставку кредитными карточками или направляя деньги в банк на расчет­ный счет магазина. Получив информацию о покупке, магазин доставляет товар покупателю. Между тем покупатель может посе­тить магазин, лично осмотреть предварительно заказанный товар и оплатить его.

Весьма удобной формой организации розничной продажи товаров является использование стационарных торговых автома­тов, устанавливаемых внутри магазина или вне его (на улицах, в кафе, вестибюлях гостиниц, учебных заведениях и т.п.). Пред­метом розничной торговли при этом служит набор потребитель­ских товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, шо­колад, сигареты, жевательная резинка, газеты, журналы и т.д.).

Передвижная торговая сеть способствует приближению това­ров к покупателям и оперативному их торговому обслуживанию. Предприятия розничной торговли осуществляют развозную тор­говлю (с использованием автолавок, вагонолавок, прилавков на водных судах), а также разносную (с использованием лотков и других несложных устройств). Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому, при которой торго­вые агенты изготовителей, сбытовых, посреднических и торговых предприятий поставляют и реализуют товарную продукцию не­посредственно покупателю, а также продажи и через Интернет.

Посылочная торговля используется предприятиями розничной торговли для обеспечения населения, средних и малых предпри­ятий, организаций запасными частями, инструментом, подшипни­ками, резинотехническими изделиями, канцтоварами, книжной продукцией, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, а также некоторыми видами продуктов питания, лекарственными средствами.

В зависимости от предлагаемых товаров предприятия роз­ничной торговли подразделяются по ассортиментному признаку. Товары обычно объединяются в группы (подгруппы) по призна­ку производственного происхождения или потребительского на­значения.

В связи с этим в розничной торговле функционируют различные виды предприятий.

Универсальные магазины (универмаги, универсамы, маркеты, супермаркеты, автолавки, вагонолавки, прилавки на водных су­дах) продают продукцию многих товарных групп.

Специализированные магазины реализуют товары одной кон­кретной товарной группы (одежду, обувь, головные уборы, ме­бель, радиотовары, хозтовары, электротовары, молоко, хлебобу­лочные, кондитерские изделия и др.).

Узкоспециализированные магазины продают товары, составляю­щие часть товарной группы или подгруппы (мужскую, детскую, рабочую одежду, трикотажные изделия, часы, семена и т.п.).

Комбинированные магазины реализуют товары нескольких групп или подгрупп, отражающих общность спроса, а также удовле­творяющих соответствующий круг потребителей (культтовары, книги и плакаты, мото-велотовары, продукты питания, радио-, телевизионные и видеотовары, посудохозяйственные товары и др.).

Смешанные магазины продают товары различных групп (как продовольственные, так и непродовольственные), не образуя спе­циализированных секций.

Розничная торговая сеть включает предприятия розничной торговли и предприятия мелкорозничной торговли.

К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся па­латки, ларьки, киоски, павильоны, торговые автоматы. Эти тор­говые предприятия занимают обособленные помещения, но не имеют торгового зала для покупателей. С разрешения исполни­тельной власти и по согласованию с органами санитарного, по­жарного надзора, УВД, ГИБДД предприятия мелкорозничной торговли открываются в специально отведенных местах и раз­бросаны на территории города, поселка, села, автодороги.

Значительная часть торговых точек работает на территории му­ниципальных вещевых и продовольственных рынков универсаль­ного характера, а также на муниципальных специализированных рынках (продаются запчасти к автомобилям, мотоциклам, велоси­педам, сантехника, стройматериалы и др.) и общегородских спе­циализированных рынках (теле-, видео-, радиоаппаратура, запча­сти к ней, бытовая и компьютерная техника, и т.д.).

Предприятия мелкорозничной торговли работают также на колхозных рынках, где реализуют свои товары продавцы-изго­товители, перекупщики, частные продавцы. Помимо киосков, ларьков, павильонов, палаток продавцы размещают свой товар на арендованных на колхозном рынке общих местах, не обору­дованных торговых прилавках, находящихся в крытом помеще­нии или вне его.

К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся спе­циально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины, автолавки, фургоны, ручные и мототе­лежки, лотки, ко>относятся спе­циально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины, автолавки, фургоны, ручные и мототе­лежки, лотки, корзины и т.д.).