Предприятия розничной торговли
Конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товаропродвижения от изготовителя до потребителя, является розничная торговля - деятельность субъектов товарного рынка по продаже товаров, услуг непосредственно потребителю. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, личного, индивидуального потребления, т.е. становятся собственностью покупателя. Происходит это посредством купли-продажи, так как потребители приобретают нужные им товары в обмен на денежные средства.
В зависимости от особенностей устройства торговых предприятий и методов обслуживания населения в розничной торговой сети выделяют следующие предприятия: стационарные, передвижные, предприятия, осуществляющие посылочную торговлю.
Наиболее распространенная - стационарная торговая сеть включает как современные, крупные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы.
Принято считать, что в розничной стационарной торговой сети основными, наиболее надежными торговыми предприятиями являются магазины. Они размещаются в специально построенных зданиях или приспособленных для торговли помещениях. Удобное расположение, наличие подъездных путей, помещений для приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, а также отапливаемых и хорошо освещенных торговых залов, административно-бытовых помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием, позволяют создать в магазинах необходимые условия для труда продавцов и обслуживания покупателей.
В отличие от магазинов палатки, киоски, ларьки не имеют торговых залов, товары продаются через окна. Однако такие торговые точки, не требующие больших затрат на строительство и эксплуатацию, существенно дополняют сеть магазинов, а где-то и превосходят их в товарном ассортименте, динамике его обновления, удобном для покупателей графике работы.
В настоящее время получили распространение также «магазины-склады», где товары не выкладываются в витринах и на полках, их перечень и цены вывешиваются на видном месте. В этих магазинах значительно ниже расходы на погрузку, разгрузку, укладку, что позволяет продавать товары по относительно низким ценам.
В розничной торговой сети страны появляются магазины, торгующие товарами по каталогам с предварительным отбором покупателями нужной товарной продукции. Каталоги выдаются потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или рассылаются по почте. Покупатель, изучив каталог и отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин до почте, телефону, телетайпу, оплачивает товар и его доставку кредитными карточками или направляя деньги в банк на расчетный счет магазина. Получив информацию о покупке, магазин доставляет товар покупателю. Между тем покупатель может посетить магазин, лично осмотреть предварительно заказанный товар и оплатить его.
Весьма удобной формой организации розничной продажи товаров является использование стационарных торговых автоматов, устанавливаемых внутри магазина или вне его (на улицах, в кафе, вестибюлях гостиниц, учебных заведениях и т.п.). Предметом розничной торговли при этом служит набор потребительских товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, шоколад, сигареты, жевательная резинка, газеты, журналы и т.д.).
Передвижная торговая сеть способствует приближению товаров к покупателям и оперативному их торговому обслуживанию. Предприятия розничной торговли осуществляют развозную торговлю (с использованием автолавок, вагонолавок, прилавков на водных судах), а также разносную (с использованием лотков и других несложных устройств). Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому, при которой торговые агенты изготовителей, сбытовых, посреднических и торговых предприятий поставляют и реализуют товарную продукцию непосредственно покупателю, а также продажи и через Интернет.
Посылочная торговля используется предприятиями розничной торговли для обеспечения населения, средних и малых предприятий, организаций запасными частями, инструментом, подшипниками, резинотехническими изделиями, канцтоварами, книжной продукцией, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, а также некоторыми видами продуктов питания, лекарственными средствами.
В зависимости от предлагаемых товаров предприятия розничной торговли подразделяются по ассортиментному признаку. Товары обычно объединяются в группы (подгруппы) по признаку производственного происхождения или потребительского назначения.
В связи с этим в розничной торговле функционируют различные виды предприятий.
Универсальные магазины (универмаги, универсамы, маркеты, супермаркеты, автолавки, вагонолавки, прилавки на водных судах) продают продукцию многих товарных групп.
Специализированные магазины реализуют товары одной конкретной товарной группы (одежду, обувь, головные уборы, мебель, радиотовары, хозтовары, электротовары, молоко, хлебобулочные, кондитерские изделия и др.).
Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной группы или подгруппы (мужскую, детскую, рабочую одежду, трикотажные изделия, часы, семена и т.п.).
Комбинированные магазины реализуют товары нескольких групп или подгрупп, отражающих общность спроса, а также удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (культтовары, книги и плакаты, мото-велотовары, продукты питания, радио-, телевизионные и видеотовары, посудохозяйственные товары и др.).
Смешанные магазины продают товары различных групп (как продовольственные, так и непродовольственные), не образуя специализированных секций.
Розничная торговая сеть включает предприятия розничной торговли и предприятия мелкорозничной торговли.
К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски, павильоны, торговые автоматы. Эти торговые предприятия занимают обособленные помещения, но не имеют торгового зала для покупателей. С разрешения исполнительной власти и по согласованию с органами санитарного, пожарного надзора, УВД, ГИБДД предприятия мелкорозничной торговли открываются в специально отведенных местах и разбросаны на территории города, поселка, села, автодороги.
Значительная часть торговых точек работает на территории муниципальных вещевых и продовольственных рынков универсального характера, а также на муниципальных специализированных рынках (продаются запчасти к автомобилям, мотоциклам, велосипедам, сантехника, стройматериалы и др.) и общегородских специализированных рынках (теле-, видео-, радиоаппаратура, запчасти к ней, бытовая и компьютерная техника, и т.д.).
Предприятия мелкорозничной торговли работают также на колхозных рынках, где реализуют свои товары продавцы-изготовители, перекупщики, частные продавцы. Помимо киосков, ларьков, павильонов, палаток продавцы размещают свой товар на арендованных на колхозном рынке общих местах, не оборудованных торговых прилавках, находящихся в крытом помещении или вне его.
К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины, автолавки, фургоны, ручные и мототележки, лотки, ко>относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины, автолавки, фургоны, ручные и мототележки, лотки, корзины и т.д.).