II. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов)
Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен овладеть грамматическим отношением управления (падежное и предложное управление). Предлагаются задания на выявление умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе в разных падежах. Это падежное управление. В нашем варианте обследования это задания:
№ 1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных;
№ 2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо;
№ 5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица;
№ 6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта;
№ 8. Творительный падеж для обозначения орудийности.
Кроме падежного управления, обследуется возможность предложного управления, т.е. использование предлогов и адекватного им падежного окончания существительных. В нашем варианте обследования это задания:
№ 3. Родительный падеж с предлогами у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо для обозначения места;
№ 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения;
№ 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места;
№ 9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности.
№ 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта: в, на, о.
Исследуется употребление имен существительных в разных падежах в единственном и множественном числе. Обследование проводится на материале сюжетных картинок, вопросов, слов, предъявляемых в исходной форме, предметных картинок с изображением одного и нескольких предметов.
1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных.
Инструкция: «Посмотри на картинки. У логопеда изображен один предмет, а у тебя много. Логопед назовет один предмет, а ты назови когда их много».
Коза – ... козы Муравей – ... муравьи
Чашка – ... чашки Лоб – ... лбы
Поезд – ... поезда Котёнок – ... котята
Лист – ... листья Друг – ... друзья
Критерии оценки (для всех заданий):
4 балла – правильное выполнение задания;
3 балла – отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно;
2 балла – небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи;
1 балла – большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после подсказки;
0 баллов – большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи.
2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.
Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картинку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет».
Стол – ... нет стола. Столы – ... нет столов.
Стул – ... нет стула. Стулья – ... нет стульев.
Нос – ... нет носа. Носы – ... нет носов.
Окно – ... нет окна. Окна – ...нет окон.
Ухо – ...нет уха. Уши – ... нет ушей.
3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места (у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо).
Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке».
Откуда вылезает собака? ... Из конуры.
Где стоит миска? ... Около конуры.
Откуда слетел петух? ... С крыши конуры.
Откуда вышла курица? ... Из-за конуры.
Откуда собака достала кость? ... Из-под конуры.
4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения.
Инструкция: «Ответь на вопросы».
К кому пришел врач? ... к маме.
Где едут машины? ... по дороге.
Где плывет пароход? ... по морю.
Куда подъехал автобус? ... к остановке.
5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица.
Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?»
Кошка – кошке – кошкам
Заяц – зайцу – зайцам
Лошадь – лошади – лошадям
Утка – утке – уткам
Собака – собаке – собакам
6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.
Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь, кого (что) ты видишь?»
Слон – слона – слонов
Медведь – медведя – медведей
Озеро – озеро – озёра
Белка – белку – белок
Зеркало – зеркало – зеркала
Ёж – ежа – ежей
Дом – дом – дома
7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: куда?»
Куда укатился мяч? ... под диван.
Куда положили мяч? ... на диван.
Куда закатился мяч? ... за диван.
Куда забили мяч? ... в ворота.
8. Творительный падеж для обозначения орудийности.
Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь: чем?»
Чем гладят? ... Чем пишут? ...
Чем ловят рыбу? ... Чем подметают пол? ...
Чем режут хлеб? ... Чем чистят зубы? ...
9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... с кем? ... с чем? ...»
Единственное число Множественное число
Где растет гриб? ... под ёлкой. Где растут грибы? ... под ёлками.
Где спряталась девочка? ... за деревом. Где спрятались девочки? ... за деревьями.
Где висит лампа? ... над столом. Где висят лампы? ... над столами.
С кем играет мальчик? ... с собакой. С кем играют мальчики? ... с собаками.
С чем играет девочка? ... с куклой. С чем играют девочки? ... с куклами.
С чем едят суп? ... с хлебом. С чем испекли пирог? ... с грибами.
10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... о чем? ...»
Где стоит ваза? ... на столе.
Где плавают рыбки? ... в аквариуме.
Где лежат книги? ... на полке.
О чём мечтает девочка? ... о кукле.
О чём мечтает мальчик? ... о мяче.