Правовое регулирование дотаций

С 1994 года в РФ стала складываться тенденция предоставления дотаций исходя из объективных показателей бюдж обеспеченности

До этого был индивидуальный подход (мы попросим, а потом посмотрям, сколько дадут). В 1994 попытались дифференцировать по опред объективным показателям (нуждающиеся и особо нуждающиеся. Все).

Сейчас БК РФ устанавливает запрет на использование в определении бюдж обеспеченности отчетных данных о фактически поступивших доходах и фактически произвед расходов. Доходы — вопрос функционирования публич власти, и поступить могло сколько угодно, а при надлежащем управлении могло поступить гораздо больше. Такой подход позволяет исключить иждивенческие настроения на местах.

В связи с этим законодатель ориентируется на налоговый потенциал соотв территории с учетом объективных факторов, влияющих на стоимость бюдж услуги (см. БК РФ).

 

Дотации из фед фонда фин поддержки, регион фонда фин поддрежки МР (ГО), район фонд ФП поселений формируются с целью выравнивания бюдж обеспеченности исходя из уровня рассчетной обеспеченности. Уровень рассчетной бюдж обеспеченности не должен превышать рассчетного уровня, установленного в качестве критерия для выравнивания.

Определение рассчетной бюдж обеспеченности основывается на соотношении доходов, рассчитаных, исходя из налогового потенциала территории и аналогичного показателя в среднем по другим территориям этого уровня. При этом учитываются и объективные факторы, которые могут оказать влияние на стоимость бюдж услуг. Вместе с тем из этого рег фонда фин поддержки МР (ГО) может предоставляться и иной вид дотации — дотации на выравнивание фин возможностей, исходя из численности жителей.

Этот вид дотаций предоставляется всем МР (ГО), кроме тех, у кот рассчет налоговые доходы на одного жителя не менее, чем в 2 раза превышают средний уровень в рассчете на одного жителя. В свою очередь, наиб обеспеч МР (ГО) обязаны перечислять субсидии в регион фонд фин поддержки МР (ГО). Таким образом, происходит горизонтальное выравнивание на основе перераспределения доходов между МР (ГО).

При этом законодатель специально исходит из того, чтобы уровень бюдж обеспеч МР (ГО) после изъятия у него субсидии не был ниже того МР (ГО), до передачи ему субсидий. Такое положение вещей даже можно назвать конституционным, поскольку самостоят-ть бюджета не может быть выстроена в условиях единства, межбюдж трансфертов, фед регулирования источников доходов, и прочее позволяет назвать любые мезанизмы перераспред конст с условием того, чтобы у всех были равные возможности исполнения обязанностей публ-прав образования.

 

Дотации могут быть полностью или частично заменены на доп нормативы отчислений от НДФЛ. Такая замена осущ по согласованию с представит органами МСУ на срок не менее 3 лет. При этом потери в дозодаз, связанные с переходом не восполняются, а дополнительно полученные средства не изымаются у МО.

 

Дотации исходя из числ жителей предоставляются из регион фондов фин поддрежки поселений. Такие дотации могут распределяться и исходя из уровня уровня бюдж обеспеченности (тем, у кого уровень обеспеченности ниже). Они могут быть заменены доп отчислениями от НДФЛ. Такой фонд вообще может не формироваться, если соотв гос полномочия переданы мун районам.

 

Познакомиться с тем, как реализуются положения БК РФ о горизонтальном и вертикальном выравнивании фин полож мун образований модно на примере ЛенОбласти — см. закон ЛенОбласти "О фондах фин поддержки мун обр ЛО" от 08.08.2005 №67-ОЗ.

Этот закон предусматривает как вериталькное, так и горизонтальное выравшнивание бюджетной обеспеченности мун обр. Вертик выравн — за счет собств доходов бюджета ЛО, а горизонт — за счет изъятия у мун обр соотв уровня субсидий, которые в теории фин права часто имеются "обратными субсидиями" (они изымаются в бюджет ЛО, откуда предоставляются в форме дотаций наименее обеспеч МО).

Субсидии по этому закону изымаются у МО, у кот расчетные налоговые доходы на одного жителя превышают трехкратный средний уровень по МО соотв уровня. Предоставляются дотации в целях горизонт выравн всем тем МО соотв уровня, кот не имеют такого трехкратного превышения.

 

На сегодняшний день реформирование межбюдж отнош в части прав регулир межбюдж дотаций на завершено. В частности проблема усматривается в том, что изъятие обратных субъектов для целей горизонт выравн бюдж обеспеченности может существенно снижать заинтересованность МО в наращивании собств налогового потенциала.

Еще в рамках правительств программы 2009 по реформированию межбюдж отношений предполагалось установить прогрессивную шкалу изъятия субсидий и тем самым ставится вопрос об изъятии лишь сверх-доходов, чтобы сохранить стимулы к наращиванию налог потенциала и актив налог политики в регионе. В рамках этой же концепции предлагается также рассмотреть вопрос о дифференциации единых доп нормативов отчислений от налогов, зачисляемых в бюджеты С РФ и МО в зависимости от типов соотв публич-прав образований. Прежде всего, такой подход нацелен на то, чтобы учитывать многообразие видов МО, их жконом потенциал и повышать тем самым собьств заинтерес МО в наращивании собств налог потенциала.

 

БК РФ не исключает возможности предоставления и иных дотаций, кроме тех, о которых уже было сказано. В частности, в условиях концепции финансирования, ориентиованного на результат, интерес вызывает указ П РФ "Об оценке жффективности деят органов исп власти С РФ" от 28.06.2007 №825.

Этот указ предусматривает утвержд порядка выделения С РФ грантов в целях содействия достижению или поощрения достижения наилучш значений показателей деятельности органов исп власти С РФ. Такие гранты должны выделяться в форме дотаций; они не приобретают целевого характера. Фактически речь идет о выделении доп помощи С РФ из фед бюджета в связи с достижением опр эффективности деятельности органов исп власти.

Критерии — широкий перечень. Например, объем ВВП на соотв территории, объем инвестиций в осн капитал, уровень безработицы, уровень смертности, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, энергозатраты на территории С РФ.

Такие дотации в значительной мере приобретают не столь выравнивающую функцию, сколь стимулирующую.

Аналогичные подходы предусмотрены указом П РФ 2008 года №607 в части рекомендаций для С РФ выделять аналогичные гранты органам МСУ.

Выделяются и другие дотации — например, на обеспечение сбалансированности нижестоящ бюджетов.

Появление таких новых видов дотаций по Кустовой не способствует должной определенности во взаимоотнош публ-прав образований, ибо эти иные виды дотаций не получают специального прав регулирования, например в БК РФ. В рамках программы Прав РФ по повышению эффективности бюдж расходов на период до 2012 (!) (распоряж Прав РФ от 30.06.2010 №1101)предполагается постановка задачи отказаться от неформализованных каналов предоставления бюджетам С РФ фин поддержки из фед бюджета на обеспечение сбалансированности.

Еще одна задача применительно к дотаривонию — стабилизация методики распределения дотаций на выравнивание бюдж обеспеченности С РФ в том числе и предполагается утверждать дотации на трехлетний период.