Соглашение о социальном партнерстве

В СССР в период 1918-1933 годов существовала практика заключения отраслевых тарифных соглашений, которые устанавливали тарифы оплаты труда в отраслях народного хозяйства. Они назывались отраслевыми коллективными договорами однако не были урегулированы КзоТ РСФСР 1918 и 1922 годов.

1933 году их практика прекратилась с введением централизованной тарифной системы. В дальнейшем в СССР не существовало соглашений в сфере труда с принятием закона РФ от 11 марта 1992 года «о коллективных договорах и соглашениях» была восстановлена практика заключения соглашений, регулирующих социально трудовые и социально экономические отношения.

В условиях рыночной экономики, соглашение о социальном партнерстве играют важную стабилизирующую роль в обществе и государстве. Это форма сотрудничества представителей работников и работодателей фактически имеющих противоположные интересы.

Ст.45 ТК РФ называет соглашение правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемым между полномочиями представителей работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Данная формулировка в целом соответствует ст 2 Закона РФ «о коллективных договорах и соглашениях». Профессиональный объединенный ныне с отраслевым уровнем.

Таким образом кодекс называет 6 уровней соглашений о социальном партнерстве, находящихся выше локального уровня коллективного договора,

регулирование социальными правоотношениями относятся к централизованному регулированию.

Виды соглашений определяются их содержанием:

1. генеральное соглашение (всеобщее) на федеральном уровне устанавливающее общие принципы социально трудовых отношений, его участниками являются общероссийские объединения профессиональных союзов (федерации независимых профсоюзов России, конфедерации профсоюзов России, общероссийские объединения работодателей (Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата России) и Правительство РФ)

2. межрегиональное соглашение заключаемые на уровне 2-х и более субъектов РФ, устанавливающие общие принципы социально трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне данной системы РФ

3. региональные соглашения на уровне конкретного субъекта РФ, устанавливающие общие принципы регулирования социально трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ. Региональные соглашения заключаются региональными объединениями профессиональных союзов, региональными объединениями работодателей (Торгово-промышленной палатой ЧР) и органом исполнительной власти субъектов федерации (правительство ЧР). Участниками межрегиональных соглашений выступают межрегиональные объединения работников и работодателей (двух и более субъектов РФ), их правительства этих субъектов.

4. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливающее общие условия оплаты труда, гарантии компенсации и льготы работником конкретной отрасли (двух и более отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях. Оно заключается отраслевыми, межотраслевыми объединениями профессиональных союзов, отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей и министерства здравоохранения и социального развития РФ.

5. Территориальные соглашения устанавливающие общие условия труда, гарантии компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования. Оно заключается профсоюзными организациями в муниципальных образованиях их объединениями, муниципальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления.

Указанные виды соглашений являются трехсторонними, предусматривающими в том числе бюджетное финансирование.

Термин «социальное партнерство» после II Мировой войны был закреплен в Конвенции международной организации труда №87 1948 года «Свобода ассоциаций и защита права на организации».

Значение соглашений о социальном партнерстве для работников заключается в том, что они направлены на:

1. Улучшений условий труда работников и повышение уровня оплаты труда

2. Обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников в процессе трудовой деятельности

3. Повышение законодателем минимума гарантий трудовых прав работника

4. Содействие в занятости и трудоустройства работников.

 

Значение соглашений о социальном партнерстве работодателей заключаются в том что они создают условия для стабильной работы предпринимателей, способствуют эффективности их деятельности, гармонизируют отношения между работодателями и работниками.

Порядок разработки и заключения соглашения определяет трехсторонние комиссии, образованные из представителей участников соглашений, она ведет коллективные переговоры, разрабатывает проект соглашения, определяет сроки его действия и контроль за выполнением. Разработанный проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров. Подписанное соглашение в семидневный срок направляется на федеральном, межрегиональном, межотраслевом и отраслевом уровнях в министерство здравоохранения и социального развития РФ, а на региональном и территориальном уровне в региональный орган данного министерства для уведомителя регистрации.

Если регистрация является условием, противоречащим трудовому законодательству, то стороны извещаются об этом с целью устранения данных недостатков.

Контроль за выполнением соглашения регулярно осуществляется как самими сторонами, так и министерством здравоохранения и социального развития РФ и его региональными органами.

КоАП РФ устанавливает за невыполнение обязанностей социальными партнерами (в виде штрафов).

Ст.45 – 51 регулируют виды соглашений, их содержание и структуру, порядок разработки проекта и заключения соглашения, действие соглашения, его изменение и дополнение, регистрацию и контроль за выполнением (УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО)