Механизмы защиты прав потребителей и предпосылки их использования.

Право, будучи зафиксированным в юридических источниках, находится в пассивном состоянии, поскольку представляет собой лишь информацию о возможном и должном поведении, логическую вербальную модель будущего поведения. В реальные же отношения эта модель превращается только в процессе реализации права. В том числе, и когда речь идет о необходимости реализации права потребителя на защиту своего нарушенного права, право превращается в реальность и начинает функционировать в процессе его применения. С учетом того, что много сфер защиты прав потребителей (сфера транспортных услуг, медицинских услуг, туристических услуг, банковских услуг и т.д.; сфера строительных работ, изыскательских, проектных, научно - исследовательских и др., сфера купли - продажи различных видов, групп товаров) специальное законодательство, содержащее различные механизмы защиты прав потребителей, учитывает важность, сложность, специфику данных общественных отношений.

Под механизмами защиты прав потребителей принято понимать совокупность форм, способов, средств, приемов, порядка, закрепленных в правовых актах и используемых с целью защиты нарушенных прав.

Механизмы защиты прав потребителей могут быть дифференцированы по разным критериям.

По принадлежности:

- национальные;

- ведомственные;

- международные;

По сфере общественных отношений:

- сферы финансовых услуг;

- сферы подрядных работ;

- сферы медицинских услуг;

- сферы торговых услуг;

- сферы услуг связи и т.д;

По форме:

- юрисдикционные;

- неюрисдикционные;

По способам защиты:

- признание права;

- признание сделки недействительной;

- пресечение действия, нарушающего право;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения;

- принудительное исполнение обязанности в натуре;

- изменение правоотношения;

- прекращение правоотношения;

- возмещение убытков и иные способы возмещения имущественного вреда;

- возмещение морального вреда;

- признание незаконными решения, действия либо бездействия органов государственной власти, органа АР Крым или органа местного самоуправления, их должностных лиц и служебных; и иным способом, установленным договором или законом;

Потребитель, права которого нарушены, может для их защиты воспользоваться самозащитой с применением средств противодействия, не запрещенных законом и не противоречащих нравственным устоям общества. Способы самозащиты должны соответствовать содержанию нарушенного права характеру действия, которыми оно нарушено, а так же последствиям причиненным этим нарушением.

Используя эти или иные способы защиты нарушенных прав, потребитель (по общим положениям) по своему усмотрению, убеждению может либо воспользоваться своим правом на защиту, либо воздержаться. Однако, неосуществление потребителем своего права на защиту, в соответствии с законодательством, не является основанием для прекращения нарушенного права, кроме случаев установленных специальным законодательством. Следует подчеркнуть, что проблемным вопросом был и остается вопрос возмещения морального вреда потребителю, причиненного в результате нарушения его прав, так как размер возмещения морального вреда определяется судом с учетом «внутреннего» убеждения и коррумпированности суда. К сожалению, национальное законодательство (статья 23 ГК Украины) содержит только перечень того, в чем заключается моральный вред А.М.Эрделевский, занимающийся фундаментальными, политематическими исследованиями компенсации морального вреда, с учетом многих вариаций определений в зарубежной практике - «психического вреда», «нервного потрясения», «психиатрического вреда», «нервного шока» и т.д., предложил свое определение содержания морального вреда. Определение содержания морального вреда как страданий, по убеждению автора, означает, что действия причинителя вреда обязательно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию. При этом неблагоприятные изменения в охраняемых законом благах отражаются в сознании человека в форме негативных ощущений (физические страдания) или переживаний (нравственные страдания). Содержанием переживаний может являться страх, стыд, унижение или иное неблагоприятное в психологическом аспекте состояние. Очевидно, что любое неправомерное действие или бездействие может вызвать у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишить его полностью или частично психологического благополучия. Разумеется, последствия такого воздействия на психику могут иметь различный неблагоприятный характер. Кроме того, в Украинской судебной практике отсутствуют какие-либо утвержденные модели методики расчетов размера морального вреда с учетом степени тяжести психологического вреда, вида правонарушения, длительности воздействия на психику потерпевшего, его социального статуса и т.д. Все это и многое другое, как подтверждает правоприменительная практика, препятствует надлежащей защите нарушенного права таким способом.

Необходимо указать, что к материальным правовым средствам защиты относятся следующие дополнительные возможности. В соответствии со ст. 6 Закона Украины «О защите прав потребителей», требования к продукции по ее безопасности для жизни, здоровья, самочувствия потребителей, а так же окружающей природной среды, является обязательным и устанавливаются нормативными документами. На товары, ввозимые на территорию Украины, должен быть предусмотрен законодательством документ, подтверждающий их надлежащее качество.

Запрещается ввод в оборот фальсифицированной продукции. Производитель (исполнитель) обязан обеспечить использование продукции по назначению в течении срока ее службы, предусмотренного нормативными документами или договоренностью с потребителем, а при отсутствии такого срока- в течении 10 лет.

Продажа товаров, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований, а так же товаров, срок годности которых истек, запрещается (ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»).

Условия договора, ущемляющие права потребителя, установленные правовыми актами в сфере защиты прав потребителей, признаются не действительными.

При предъявлении потребителем требований о бесплатном устранении недостатков, они должны быть устранены в течении 14 дней с даты его предъявления. По письменному требованию потребителя на время ремонта ему предоставляется (с доставкой) товар аналогичной марки. За каждый день задержки предоставления товара аналогичной марки и за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока потребителю выплачивается неустойка соответственно в размере одного процента стоимости товара (ст. 8 Закона «О защите прав потребителей»).

В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работ, оказанию услуг или выполняет их так медленно, что закончить в определенный срок становится невозможным, потребитель имеет право отказаться от договора о выполнении работ (оказания услуг) и требовать возмещения ущерба. При наличии в работе существенных недостатков потребитель имеет право требовать расторжение договора и возмещение убытков.

В случае выявления недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) потребитель имеет право по своему выбору требовать:

- бесплатное устранение недостатков;

- соответствующего уменьшения цены (услуги);

- бесплатного повторного выполнения работ (оказания услуг);

- возмещения причиненного ему ущерба.

В ситуации, когда исполнитель не может выполнить работу (оказать услугу) в соответствии с договором, за каждый день (каждый час) просрочки потребителю уплачивается пеня в размере трех процентов стоимости работы (услуги). В случае, когда стоимость работы (услуги) не определена, исполнитель уплачивает потребителю неустойку в размере 3-х процентов общей стоимости заказа. Уплата исполнителем неустойки (пени) не освобождает его от исполнения обязательства в натуре. Что касается процессуально-правовых средств защиты прав потребителей, то необходимо отметить, что Закон «О защите прав потребителей» устанавливает обязательность удовлетворения продавцом (изготовителем, исполнителем) требований потребителя об уплате неустойки в досудебном порядке. При неудовлетворении таких требований суд, удовлетворяя указанные требования, вправе принять решение о взыскании штрафа с продавца (изготовителя, исполнителя). В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Украины (ГПК Украины), Законом Украины «О защите прав потребителей» право на предъявление исков к продавцам (изготовителям, исполнителям) в защиту прав потребителей предоставлено так же:

- общественным организациям потребителей в защиту прав конкретного потребителя (группы потребителей), неопределенного круга потребителей; в том числе о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными и пресечения этих действий;

- специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти в сфере защиты прав и интересов потребителей и его территориальным органам;

- структурным подразделениям по вопросам защиты прав потребителей исполнительных органов местного самоуправления;

- структурным подразделениям местных государственных администраций;

- органам, учреждениям, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологиеский надзор;

- органам прокуратуры. Кроме того, в силу ч. 3 ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» потребители освобождаются от уплаты государственный пошлины по искам, связанным с нарушением их прав, без каких-либо ограничений. Освобождаются от уплаты государственной пошлины так же соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации по защите прав потребителей по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей. Анализ правоприменительной практики зарубежных стран свидетельствует о эффективности защиты прав потребителей средствами государственного регулирования хозяйственной деятельности, направленными на обеспечение единой государственной политики в сфере хозяйственной деятельности, защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей. Поэтому, и ХК Украины (ст. 10-20) предусматривает защиту прав потребителей с учетом условий, объемов, сферы и порядка применения разнообразных средств и механизмов регулирования хозяйственной деятельности. Так, ст. 12 ХК Украины устанавливает в качестве основных средств, регулирующих воздействие государства на деятельность субъектов хозяйствования следующее:

- государственный заказ;

- лицензирование, патентование и квотирование;

- сертификация и стандартизация;

- применение нормативов и лимитов;

- регулирование цен и тарифов;

- предоставление инвестиционных, налоговых и прочих льгот;

- предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий. Таким образом, рассмотренные механизмы защиты прав потребителей и надлежащий государственный контроль и надзор за эффективностью их использования позволят изменить ситуацию на потребительском рынке Учреждениям, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологиеский надзор;

- органам прокуратуры. Кроме того, в силу ч. 3 ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» потребители освобождаются от уплаты государственный пошлины по искам, связанным с нарушением их прав, без каких-либо ограничений. Освобождаются от уплаты государственной пошлины так же соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации по защите прав потребителей по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей. Анализ правоприменительной практики зарубежных стран свидетельствует о эффективности защиты прав потребителей средствами государственного регулирования хозяйственной деятельности, направленными на обеспечение единой государственной политики в сфере хозяйственной деятельности, защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей. Поэтому, и ХК Украины (ст. 10-20) предусматривает защиту прав потребителей с учетом условий, объемов, сферы и порядка применения разнообразных средств и механизмов регулирования хозяйственной деятельности. Так, ст. 12 ХК Украины устанавливает в качестве основных средств, регулирующих воздействие государства на деятельность субъектов хозяйствования следующее:

- государственный заказ;

- лицензирование, патентование и квотирование;

- сертификация и стандартизация;

- применение нормативов и лимитов;

- регулирование цен и тарифов;

- предоставление инвестиционных, налоговых и прочих льгот;

- предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий. Таким образом, рассмотренные механизмы защиты прав потребителей и надлежащий государственный контроль и надзор за эффективностью их использования позволят изменить ситуацию на потребительском рынке Украины с учетом проведения реформ судебной, законодательной и исполнительной власти. Предпосылками использования рассмотренных механизмов защиты прав потребителей следует прежде всего признать: либерализацию ВЭД; наводнение потребительского рынка товарами, работами, услугами ненадлежащего качества; масштабное и объемное увеличение количества причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителей и окружающей среде; правовой нигилизм в обществе, членство Украины в ВТО и др.