Виды вечерних огоньков (из опыта работы ОДЦ «Ребячья республика», ВДЦ «Орлёнок», СПО – ФДО)

Огонек знакомств

В первые часы пребывания детей в лагере их волнуют вопросы «С кем я буду дружить?», «Как сложатся мои отношения с детьми?», «Интересно ли мне будет здесь?». Чем больше ответов на эти и другие вопросы дети найдут, тем скорее пройдет их адаптация к новым условиям жизни.

Цель огонька знакомств – знакомство детей с вожатыми и детьми, установление в отряде теплой дружественной атмосферы, формирование у воспитанников представлений об укладе жизни лагеря и его традициях. Для этого следует:

· познакомить детей друг с другом, вожатыми посредством игр на знакомство (желательно 3-4 игры);

· познакомить с территорией лагеря, для чего можно провести Разведку местности или коллективное дело «Школа начинающего разведчика». Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребенка в первые дни - информационному поиску. А чтобы дети в первые дни пребывания мобильно ориентировались в лагере, можно заранее продумать и разместить указатели.

Например: общая площадка для сбора отряда - Топталкин плац; здание администрации лагеря – Штаб; улицы: Мокрых мочалок, Арам-стрит; аллеи: Быстрых ног, Одиноких сосен, Свиданий и т.д. (Из опыта работы ОДЦ «Ребячья республика» г. Тюмени).

· познакомить детей с историей лагеря, его традициями, с педагогическим коллективом. К традициям в лагере относят формы приветствия и прощания, праздники, ритуалы: Огонек знакомств, Прощальный костер, Праздники открытия и закрытия лагерной смены, Орлятский круг.

· познакомить воспитанников с режимом лагеря, с информацией об отъезде, утреннем сборе и другими организационными моментами;

· предложить ребятам совместное дело, которое их объединит, например: придумать название отряда, девиз, речевку, выбрать песню и сочинить слова, разработать отличительный знак, символ, эмблему отряда;

· совместно с детьми своего отряда выработать Законы жизни отряда (лагеря), которые нацеливают детей на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь. Рекомендуется выбрать не более 5 законов, иначе дети их не запомнят.

По опыту в своем большинстве огонек знакомства не всегда проходит самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

- дети не адаптированы к новой ситуации;

- дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, интересно рассказать о себе всему отряду;

- внимание детей рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня они слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.

Важно! На первых огоньках дети условно делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". В вашем отряде обязательно найдутся ребята, готовые к разговору с первого дня. Выберите момент и предоставьте им слово. Сделайте это тактично, не задевая чувств других членов отряда. Вторые начинают исчезать примерно со второго огонька и к концу смены их, как правило, не бывает.

Законы жизни лагеря

1. В нашем лагере разрешается не выходить за территорию без сопровождения вожатого.

2. В нашем лагере разрешаетсялюбить и беречь природу.

3. Закон 0:0 – это закон точности времени. В нашем лагере разрешаетсябыть точным и никуда не опаздывать.

4. Закон поднятой руки. В нашем лагере разрешается после поднятия вверх правой руки немножко помолчать.

5. В нашем лагере разрешается не курить.

6. В нашем лагере разрешается с уважением относится к взрослым и не обижать младших.

7. В нашем лагере разрешаетсяберечь и любить свой лагерь.

Законы жизни отряда (Из опыта работы ОДЦ «Ребячья республика» г. Тюмени).

1. Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

2. Закон любви: любовь – одно из прекрасных и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.

3. Закон творчества и красоты: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

4. Закон памяти: народ, забывший свою историю, традиции, обычаи, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

5. Закон уважения: хочешь, чтобы уважали тебя, уважай человеческое достоинство других.

6. Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен, и, отстаивая свободу, не забывай о свободе другого человека.

7. Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о силе своего духа, долге, благородстве, достоинстве.

Огонек «Расскажи мне о себе»

Огонек «расскажи мне о себе» - одна из форм традиционного огонька знакомств. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом вожатый дает ребятам примерный образец, схему, как и о чем надо рассказывать.

Например: меня зовут…, я увлекаюсь…., моя отличительная черта…, моя мечта…, от лагеря жду….

Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на огоньке продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает огонек более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход дела.

Огонек - анализ дня

Анализ дня можно использовать на ежедневном огоньке как неотъемлемый его элемент, а можно – как продуманное, тщательно запланированное дело. Каждый ребенок при анализе дня высказывает свое мнение, отвечая на следующие вопросы:

-Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

-Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

-Что было не очень хорошо и даже плохо?

-Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Последним высказывается вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня.

Важно! Огоньки, на которых проводится анализ дня, не должны быть скучными, однообразными, быть неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня.

Приемы огонька:

ü «Дом из кирпича». Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить "кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был для детей прошедший день.

ü «Клубок ниток». Ведущий вручает ребятам клубок ниток и каждый член отряда, держа его конец нитки, говорит свое мнение, затем передает нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. Объясните ребятам, что если нить потеряется, то порвется вся паутина. А они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

ü «Прерванная интересная история». Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажете дальше, если… дети успокоятся или в следующий раз.

ü «Шляпа». Ребятам следует написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут разных дел и событий – о завтраке, уборке, об удачах, проступках и т.п. Каждый вытаскивает из шляпы вопрос и говорит о своем отношении к тому или иному событию.

ü «Ромашка», «Листочки». Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.

ü «Ниточки». Перед началом огонька детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

ü «Дерево». 1 вариант. В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего огонька на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня проявили себя с самой яркой стороны, тех, кого хочется поблагодарить, похвалить, с кого хочется взять пример.

2 вариант. Дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня (может выступать как диагностика эмоционального состояния ребенка, отряда).

ü «Конверт откровений». Накануне огонька вожатый просит ребят написать на листочках бумаги волнующие их вопросы о жизни отряда. Желательно, чтобы вопросы были обращены ко всем членам отряда, а не к кому-то конкретно. Листочки помещаются в конверт. На огоньке ребята передают друг другу конверт, получивший его, выражает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него листочек с вопросом, читает его вслух и высказывает свое мнение по указанной проблеме, предлагает ответить другим.

Тематический огонек

Проведение данного вида огонька необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких огоньках можно затрагивать такие серьезные темы как дружба, любовь, верность, честь.

Тематические огоньки обычно готовятся заранее, продумывается ход огонька, чтобы прослеживалась логика разговора, а слова и примеры звучали убедительно, тематический символ и другие моменты. У огонька должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своем мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).

Темы для огоньков и диспутов:

- Подвиг: мгновение или жизнь?

- Что можно считать правилами хорошего тона?

- Как быстро прожить жизнь? (по вредным привычкам)

- Что значит быть взрослым?

- Что значит быть современным?

Из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери:

- Тогда суди себя сам, - сказал король.- Это самое трудное. Себя судить гораздо трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

- Хотел бы знать, зачем звезды светятся? Наверное затем, чтобы рано или поздно каждый смог отыскать свою.

- В пустыне одиноко, - сказал Маленький принц. Среди людей тоже одиноко, заметила змея.

- Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Проблемный огонек

Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. И только от мастерства вожатого зависит, насколько серьезным будет этот конфликт. Один из возможных способов решения конфликта – проведение проблемного огонька.

Такой огонек готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены. Обдумайте заранее, какого результата вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для достижения этого результата.

По сути, форма проведения проблемного огонька - это серьезный откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение относительно проблемы в отряде.

Позиция вожатого на таком "огоньке" - честный, справедливый арбитр ("арбитр" - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом), способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации. Арбитр, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.

Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть правильно построенные и продуманные педагогические ситуации «разыгранные» в течение дня, предшествующего проблемному огоньку. Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда конфликт очень серьезный. Они могут либо «подогреть», либо «охладить» конфликтную ситуацию, создать наиболее «выгодный» эмоциональный настрой у ребят перед огоньком.

Важно! Построение педагогических ситуаций требует компетентности со стороны вожатого. Необходимо помнить принцип «не навреди!». Поэтому стоит предварительно проконсультироваться с психологом.

Приемы на проблемном огоньке:

“Конверт откровений”. Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:

- что ты больше всего ценишь в людях?

- какая твоя самая большая цель в жизни?

- какие черты характера человека тебе особенно неприятны?

- на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.

"Здравствуй, мне очень нравится…". По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: "Здравствуй, мне очень нравится …", продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.

"По одежке встречают …". Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Вожатый предлагает поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?». Задача ребенка - написать несколько пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.

Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?

2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

"Солнце" (вариант социометрии). Один человек становится в центре и закрывает глаза – это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе.

Гость на огоньке

Данный вид огонька может использоваться и как элемент ежевечернего отрядного дела и как самостоятельный вид. Гость приходит с подарком. Его чествуют и радушно принимают.

Гостем на огоньке может стать:

- представитель администрации лагеря, который может компетентно ответить на волнующие вопросы детей, может поздравить с победой, каким-либо достижением;

- приглашенный актер, художник, поэт, который поделится впечатлениями, расскажет историю из своей биографии, вспомнит яркие события из жизни;

- вожатый другого отряда, об интересной жизни которого ребята никогда бы и не узнали бы, не будь такого огонька.

Огонек «Расскажи мне обо мне»

Огонек «Расскажи мне обо мне» – это традиционная форма последнего, прощального огонька в отряде. Этот огонек должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача вожатого – поддержание высокого эмоционального настроя детей.

Для этого можно использовать "свободный микрофон". Каждый может услышать о себе мнение своих друзей. Тот, у кого находится "свободный микрофон", называет члена отряда, от которых хотел бы услышать мнение о себе.

На последнем огоньке вспомните с ребятами все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом – это и лучшие номера, и самые любимые песни, и веселые истории.

Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Можно продумать памятные сувениры от вожатых. Сюрпризная группа может подготовить внутриотрядное награждение по номинациям, придумать каждому ребенку на память стихи-посвящения.

В завершении огонька предоставьте ребятам время, чтобы они написали друг другу, вожатым, последующей смене «прощальные письма».

Важно!

· Недопустимо, чтобы прощальный огонек превратился в перечисление всевозможных обид или наоборот, стал массовой акцией со слезами, предвещающей отъезд, расставание и т.д. На этом огоньке должны быть сказаны все самые важные и нужные слова с теплыми нотками прощания.

· Пусть этот огонек продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Конечно же, он не должен продолжаться до утра, ведь режим дня соблюдается и в последний день в лагере.