О сходстве и различии между италиками и греками

Фундаментальное сходство между эллинами и италиками проявляется прежде всего в том, что в историческое время они являются народами не кочевыми, а земледельческими, вынужденными примерно в одинаковых климатических условиях налаживать соответствующее хозяйство и общинное управление.

С незапамятных времен италики, как и греки, вели земледельческое хозяйство. Именно земледелие сделалось для греко-италийской народности зародышем и сердцевиной общественной и частной жизни; у италиков, также как у эллинов, мифы и религия, общинные установления и обычаи всецело связаны с земледелием. Сходство проявлялось в устроении дома и ведении домашнего хозяйства, в одежде, в оружии и приемах ведения боя. "Таким образом, все, что касается материальных основ человеческого существования, восходит в языке и в нравах греков и италиков к одним и тем же элементам, и те самые древние задачи, которые земля задает человеку, были сообща разрешены обеими народами в то время, как они еще составляли одну нацию". (3)

Сходные материальные основания жизни народов вызывают одинаковые представления о должном укладе всей жизни человека: устройстве семьи, дома, рода, об управлении общественными делами. Но именно в этих сферах, во многом подпадающих под влияние религиозных и нравственных представлений того или другого народа, то есть не целиком зависящих от материальных условий, но, в большей степени, от духовного развития, первоначальное единство со временем подвергается существенным изменениям и клонится к разнообразию.

"Все, что может быть названо в государстве патриархальным элементом, было основано и в Греции и в Италии на одном и том же фундаменте. Сюда прежде всего следует отнести нравственный и благопристойный характер общественной жизни, который ставит в обязанность мужчине одноженство, а женщину строго наказывает за прелюбодеяние и который утверждает равенство лиц обоих полов и святость брака, отводя матери высокое положение в домашнем кругу. Наоборот, сильное и не обращающее никакого внимания на права личности развитие власти мужа, и в особенности отца, было чуждо грекам, но было свойственно италикам, а нравственная подчиненность впервые превратилась в Италии в установленное законом рабство. Точно также и составляющее самую сущность рабства полное бесправие раба поддерживалось римлянами с безжалостной жестокостью..., между тем как у греков рано проявились фактические и правовые смягчения...

На доме зиждется род, то есть общность потомков одного и того же родоначальника, и родовой быт переходит и у греков, и у италиков в государственное устройство. Но при более слабом политическом развитии Греции родовой союз долго сохранял, наряду с государством, свою корпоративную силу..., между тем как италийское государство скоро до такой степени окрепло, что роды совершенно стерлись перед ним, и оно представляло не соединение родов, а соединение граждан... В духе римлян было нивелирование человеческой личности, а в духе греков - ее свободное развитие.

Совместная жизнь в семейных общинах под властью начальника племени, какою она, вероятно, была в греко-италийскую эпоху... уже должна была заключать в себе зачатки юридического развития и тех, и других... Основы римского государственного устройства - царская власть, сенат и народное собрание, имевшее право лишь утверждать или отвергать предложения, внесенные царем и сенатом, - едва ли где-нибудь описаны так ясно, как в аристотелевском сообщении о древнем государственном устройстве Крита. Точно так же у обеих наций мы находим зачатки больших обширных государственных союзов, возникавших вследствие братских соглашений между отдельными государствами или даже вследствие слияния нескольких племен, живших до этого самостоятельно (симмахия, синойкизм)". (4)

В духовной сфере и в тех продуктах духовного труда, которыми являются семья, искусство, государство, религия, опыт греков и италиков создает совершенно различные результаты. И это различие предопределяет, в конечном счете, различие исторической судьбы данных народов.

"Сущность эллинского духа заключается в том, что целое приносилось в жертву отдельной личности, нация - общине, община - гражданину; его идеалом была прекрасная и нравственная жизнь и слишком уже часто приятная праздность; его политическое развитие заключалось в углублении первоначальной обособленности отдельных областей и позднее даже во внутреннем разложении общинной власти... Сущность же римского духа выражалась в том, что он держал сына в страхе перед отцом, гражданина в страхе перед его повелителем, а всех их в страхе перед богами; он ничего не требовал и ничего не уважал, кроме полезной деятельности, и заставлял каждого гражданина наполнять каждое мгновение короткой жизни неусыпным трудом...; для него государство было все, а расширение государства было единственным незапретным высоким стремлением". (5)

Единые основы хозяйственного и общественного быта древних италиков и греков не помешали тому, что историческое развитие этих народов пошло различными путями именно в области государства и права, в значительной степени, возможно, ввиду несходства духовного развития, которое ярко проявилось в отличие религиознаго акта греков и римлян, а также в искусстве.

"Оба народа развились односторонне, и поэтому оба развились так совершенно... Идеальный мир прекрасного был для эллинов всем и даже до некоторой степени восполнял для них то, что им в действительности недоставало; если в Элладе иногда и проявлялось стремление к национальному объединению, то оно исходило не от непосредственнных политических факторов, а от игр и искусств: только состязания на Олимпийских играх, только песни Гомера, только трагедии Еврипида соединяли Элладу в одно целое.

Напротив того, италик решительно отказывался от произвола ради свободы и научался повиноваться отцу, для того чтобы уметь повиноваться государству. ...При такой покорности могли пострадать отдельные личности и могли заглохнуть в людях их лучшие природные задатки, зато эти люди приобретали такое отечество и проникались такою к нему любовью, каких никогда не знали греки, зато между всеми культурными народами древности они достигли - при основанном на самоуправлении государственном устройстве такого национального единства, которое в конце концов подчинило им разрозненное эллинское племя и весь мир". (6)