Местное самоуправление
Ст. 3, 8, 12, 130-133 Конституции РФ, Европейская хартия местного самоуправления, Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», др. нормативно-правовые акты устанавливают принципы и порядок осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
В субъектах РФ отношения местного самоуправления регулируются конституциями (уставами), комплексными законами о местном самоуправлении, другими актами. Среди актов муниципального нормотворчества ведущую роль занимают уставы муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Конституции в России признаётся и гарантируется местное самоуправление, являющееся одной из основ конституционного строя. Местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти и заключается в самостоятельном и под свою ответственность решении населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учётом исторических и иных местных традиций.
Принципы местного самоуправления:
1. необходимость организации местного самоуправления на всей территории РФ;
2. самостоятельность местного самоуправления (в т.ч. в экономической сфере);
3. недопустимость образования органов местного самоуправления, назначения должностных лиц местного самоуправления государственными органами;
4. запрет осуществления местного самоуправления государственными органами;
5. обязательность муниципальных правовых актов принятых в пределах соответствующих полномочий;
6. судебная защита местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в муниципальных образованиях.
Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория городов федерального значения.
Обязательные признаки муниципального образования:
- наличие единой населённой территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
- устав муниципального образования;
- обособленная муниципальная собственность;
- местный бюджет;
- органы местного самоуправления.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями федерального законодательства.
Компетенция органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплена в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Местное самоуправление осуществляется гражданами посредством форм прямого волеизъявления и органами местного самоуправления.
Прямое волеизъявление – референдум, выборы и отзыв депутатов, выборных должностных лиц, сходы, собрания, конференции жителей, правотворческие инициативы граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы, обращения граждан в органы власти.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (их наличие, по общему правилу, обязательно), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.