Воспитательной работы

Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р.

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Учебное пособие

 

 

 

Нижневартовск


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 5. МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

5.1. Основные методы и формы воспитательной работы

5.2. Методика подготовки и проведения массовых творческих мероприятий

5.3. Методика коллективной творческой деятельности

5.4. Организация вечернего (отрядного) огонька

5.5. Организация игр с детьми и подростками

Глава 6. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ И ДЕЙСТВИЯ ВОЖАТОГО В НИХ

7.1. Понятие и виды экстремальных ситуаций

7.2. Природные экстремальные ситуации и поведение в них

7.3. Социальные экстремальные ситуации и действия в них

7.4. Внутриличностные экстремальные ситуации

Глава 7. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

8.1. Сущность и классификация программ организации летнего отдыха детей и подростков

8.2. Этапы разработки программы воспитательной работы

8.3. Структура программы

Список литературы

Приложения


 

Глава 5. МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Основные методы и формы

воспитательной работы

 

Метод – это способ реализации целей, «крупные единицы педагогической деятельности, как бы сквозные ее элементы» (А.В. Мудрик). Под методом воспитательной работы мы понимаем способ взаимодействия взрослых наставников и их подопечных, в процессе которого происходят позитивные изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Цель деятельности, как правило, достигается в процессе реализации совокупности методов. Выбор такой совокупности и правильное применение методов – вершина профессионализма.

Каждый метод реализуется различно, в зависимости от квалификации специалиста. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью метода и представляют собой конкретное действие педагога.

Прием это способ педагогических действий в определенных условиях, т. е. по психологическим понятиям – операция. Например, распределение временных поручений может быть осуществлено как минимум тремя приемами: по жребию, по желанию, по «алфавитному порядку фамилий».

Наибольшую значимость для воспитательной деятельности имеют методы формирования сознания.Ведущая роль среди них принадлежит методу убеждения.Убеждение предполагает доказательство какого-то понятия, оценку события или явления. Убеждение апеллирует к логике, разуму человека. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно воздействовать логически. В этом случае метод убеждения не может считаться самым эффективным. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности воспитанника, который, оценивая полученную информацию, или утверждается в своих взглядах, позициях, или изменяет их.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы: дискуссии, беседы, разъяснение, личный пример педагога и др. При использовании метода убеждения в ряде случаев возможен «эффект бумеранга» – убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего. По мнению С.И. Смыгина и Л.Д. Столяренко, это происходит:

- когда исходные установки, взгляды, позиции убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией, а педагог (убеждающий) не обладает должной авторитетностью или вескими аргументами, чтобы изменить ситуацию;

- в случае информационной и эмоциональной перегрузки, когда приводится обилие доводов по незначительному поводу, и у человека возникает чувство раздражения, что его так «загружают»;

- если воздействие осуществляется на фокальную установку, то есть установку, являющуюся ценностным сосредоточением, центром позиции личности по какой-либо проблеме.

Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов». Убеждение и самоубеждение служат тому, чтобы участник профильной смены мог осмыслить свой жизненный путь через освоение основ культуры и через выработку собственных социально-педагогических установок.

С древнейших времен известна группа методов стимулирования человеческой деятельности(поощрение, наказание, соревнование). Педагогический эффект этих методов тем выше, чем глубже ребенок понимает оценку результатов его деятельности. В использовании этих методов, как нигде, важно чувство меры. Соревнование – это способ трансформации естественной человеческой потребности в соперничестве и приоритете в воспитании нужных человеку и обществу качеств. Но организация соревнования – трудное дело, требующее знания психологии и методики воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований. Соревнование должно быть достаточно трудным и увлекательным, а критерии оценок – простыми и понятными детям. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным. Соревнование может быть длительным (определение лучшей комнаты-палаты по санитарно-гигиеническому и эстетическому состоянию в течение смены) и коротким (конкурс, КВН, спортивный матч и т.д.). Особая проблема: что делать с проигравшими? Уверены, что именно в этом вопросе детям потребуется поддержка взрослых наставников: надо помочь пережить горечь поражения и проанализировать причины неудачи.

Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Действие одобрения предполагает стимулирование позитивных эмоций, вселяет уверенность. Одобрение проявляется в различных вариантах: похвала, благодарность, награждение, предоставление почетных прав и т.д.

В работах теоретиков и практиков воспитания можно найти немало советов по использованию различных педагогических методов (И.П. Подласый, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, Н.Е. Щуркова, С.А. Шмаков и др.).

Пять основных правил использования метода поощрения

1. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ребенка, а не следствием его стремления получить похвалу или награду.

2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам лагерного сообщества. Вечная педагогическая дилемма: «Что поощрять: только достигнутый результат или и стремление к результату?». Решайте сами. Поощрения заслуживают и те, кто честно стремился к высокому результату, хотя и не добился успеха.

3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы – кому, сколько и за что. Выбирая форму поощрения, важно найти вариант, адекватный заслугам подопечного.

4. Поощрение требует личного подхода. Очень важным представляется поощрение-приободрение, поощрение-аванс. Надо учитывать психологическую сторону одобрения, его последствия.

5. Главным в поощрении является соблюдение справедливости. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с самими детьми.

Наказание– это метод, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, способствовать их прекращению, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. И хотя в наше время не утихают споры по поводу целесообразности наказания, мы убеждены в необходимости и значимости этого метода. В практике применяются следующие виды наказания:

- наложение дополнительных обязанностей;

- лишение или ограничение определенных прав;

- выражение морального порицания, осуждения.

Как и другие методы социального воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Для того чтобы наказание было эффективным, необходимо соблюдение следующих условий.

Семь условий, при которых наказание будет полезным

1. Сила и значение наказания возрастают, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Поэтому в использовании этого метода надо опираться на общественное мнение.

2. Наказание всегда персонально. Не рекомендуется за коллективный проступок наказывать нескольких «представителей». Если виноваты все, все и должны отвечать.

3. Наказание будет эффективным, если оно понятно воспитаннику и он считает его справедливым.

4. После наказания с провинившимся подчиненным должны сохраняться нормальные отношения, т.е. в этом случае действует принцип «наказан – прощен».

5. Наказание – сильнодействующий метод, поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности метода. А если не уверен в правоте – не наказывай!

6. Не допускайте превращения наказания в орудие мести.

7. Если решение о наказании все-таки принято, то нарушитель должен быть наказан.

Не менее важным представляется использование метода формирования социальной перспективы.На собраниях, на вечерних кострах и огоньках, в беседах и индивидуальных инструктажах должны быть раскрыты те приобретения, которые участники смены получат, овладев новыми качествами, приемами, знаниями. Как утверждал А.С. Макаренко: «Истинным смыслом человеческой жизни является завтрашняя радость».

Принципиальное значение для лагерной модели воспитательной работы имеют методы включения личности в групповую деятельность.Их значимость лучше всего проявляется в демократизме организации социально-педагогической работы: гласность, обоснованность поручений, групповой анализ и т. д., позволят обеспечить эффективность профильной смены.

Велика также роль методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Все методы этой группы основаны на практической деятельности участников программы: упражнения, требования, приучения и т. д.

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение человека в систематическую, специально организованную деятельность, которая способствует выработке навыков, привычек поведения, умений разнообразной деятельности. Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы отрепетированного в типичных ситуациях поведения, образующего привычное нравственное сознание, действия и поступки.

Требование– это метод, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Прямое требование характеризуется конкретностью, определенностью, точностью формулировки. Предъявляется требование решительно, с использованием различных оттенков, выраженных в интонации, силе голоса, мимике, жестах.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие и т. д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не само требование, а вызванные им психические факторы. Среди наиболее часто используемых в практике педагогов лагеря выделяются:

Ø требование-совет. Это обращение к сознанию ребенка, убеждение его в полезности и необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике авторитетного человека, мнением которого он дорожит;

Ø требование-игра. Использование присущего детям стремления к игре для предъявления самых разнообразных требований. В игре дети выполняют многие требования незаметно для себя;

Ø требование-просьба. Основывается на добрых, доверительных отношениях между взрослым и ребенком. К этой форме близко требование-намек.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию воспитанников. В этой связи профессором И.П. Подласым[1] выделяются требования позитивные и негативные. Прямые приказы, как правило, негативны. Они вызывают отрицательную реакцию детей и подростков.

Требования предъявляются педагогами воспитанникам (непосредственное) и детьми друг другу (опосредованное). Система, взаимодополнение этих вариаций делает метод требования эффективнее.

Приучение – с одной стороны, это разновидность требования, с другой – интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и своевременно сформировать требуемое качество. Часто ответной реакцией на применение этого метода является недовольство воспитанников. Для того чтобы смягчить возможную негативную реакцию, рекомендуем применять нижеприведенные правила.

Правила приучения

1. Ясность цели педагога и ясность предпринимаемых действий для подростков. Толка не будет, пока ребенок не поймет, что ему необходимо.

2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, лучше в доброжелательной манере и с юмором. («Чтобы ребята оценили твою улыбку – почисть зубы!»).

3. Разумный подход к объему действий. Вначале надо позаботиться о точности выполнения действий и лишь затем – о быстроте.

4. Показывайте, как выполняются действия. Будьте сами примером.

5. Приучение требует постоянного контроля – строгого, но благожелательного.

Особую роль в работе с детьми и подростками играет метод воспитывающих ситуаций.Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решать какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Воспитатель специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существует условие для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания (М.И. Рожков). Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Выбор того или иного метода педагогического воздействия зависит от специфики конкретной ситуации. Эффективность достигается через определенные сочетания методов, так как для развития личности, ее совершенствования необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.

В отличие от методов вопрос о формах работы носит более практико-ориентированный характер, так как методы в определенном смысле умозрительны, а формы работы – это те события (мероприятия, игры и дела), из которых и состоит каждый день в лагере, которыми наполняют педагогический процесс.

В научно-методической литературе, посвященной каникулярным проблемам, понятие «форма работы» является дискуссионным.

Одни ученые и практики считают, что форма работы – это определенное мероприятие, другие, напротив, под этим термином видят синоним формализма. Они считают, что форма работы – это прежде всего творческое дело.

Понятие «форма работы» нельзя сводить к одному, пусть даже очень популярному варианту: мероприятию или делу. Ю.Н. Таран[2] предлагает в качестве нейтрального термин «акция», который в словарях обычно трактуют так: действие, направленное на достижение поставленной цели.

Итак, форма работы – это целостная педагогическая акция, представляющая собой совокупность организаторских приемов и педагогических средств, обеспечивающих внешнее выражение конкретного педагогического процесса.

Формы работы в лагере можно условно разделить на несколько групп. В науке есть разные классификационные схемы.

Во-первых, количественный подход, который позволяет все формы работы представить как массовые групповые и индивидуальные.

Во-вторых, подход целевой направленности и позиций участников педагогического процесса, предложенный Е.В. Титовой. Исходя из основных положений этого направления, можно говорить о трех главных типах форм работы: мероприятия, дела, игры. Эти ведущие типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых, в свою очередь, может иметь, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций.

Мероприятие – это событие, ситуация, занятие, организуемое педагогом или кем-либо для детей, подростков с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

При проведении мероприятия дети или подростки занимают в основном созерцательно-исполнительскую позицию. Организаторская роль принадлежит взрослым или наиболее авторитетным воспитанникам.

Мероприятие можно выбирать:

- когда нужно решать просветительские задачи, т. е. сообщить детям довольно сложную для них, но ценную информацию (например, из области гигиены, психологии, этики и т. п.);

- когда необходима высокая компетентность в решении каких-либо вопросов (например, для организации линейки, диспута у детей-участников смены просто не хватит знаний и опыта);

- когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо (например, организаторским умениям, приемам релаксации и т. п.).

Таким образом, объективно к мероприятиям могут быть отнесены: лекции, беседы, тренинги, диспуты, линейки, походы, сборы, экскурсии и т. д.

В тех случаях, когда воспитанники в состоянии самостоятельно, но разумеется, при поддержке взрослых, организовывать освоение ценной информации и действий, более предпочтительны формы другого типа – дела.

Дело – событие (акция), осуществляемое и организуемое членами-участниками смены на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

При проведении дела дети занимают деятельно-созидательную позицию, а педагогическое руководство взрослых является опосредованным. Из известных форм условно к делам можно отнести трудовые десанты, операции, рейды, ярмарки, фестивали, вечера, посиделки-огоньки, а также различные варианты КТД.

По характеру реализации можно выделить три подтипа дел:

1. Дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо выборный орган или кто-то персонально.

2. Дела, организаторскую роль в которых играет какая-либо часть участников смены. Эта группа, обычно называемая «Совет дела», задумывает, планирует и организует подготовку и проведение акции, а участвуют в ее реализации все.

3. Дела, в организации и реализации которых участвуют все (или подавляющее большинство) участники смены – коллективно-творческие дела (КТД).

КТД обладает наибольшими объективными воспитательными возможностями, которые могут быть эффективно использованы только при правильной методике его подготовки и проведения.

К третьему типу форм работы может быть отнесена игра. Однако, понятие игры настолько многозначно, что определение игры лишь как формы работы несколько ограничивает ее психолого-педагогический феномен.

Игра это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей и подростков для их отдыха, развлечения и обучения. В игре, как в типе форм работы, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Позиция детей в игре в зависимости от ее вида может быть и исполнительской, и деятельно-созидательной. Роль педагога тоже вариативна: от организатора и активного участника до наблюдателя и консультанта.

По мнению Е.В. Титовой, игры самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

Игру как форму работы на профильной смене надо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти акции носят название «игра»), а также от игр как форм неорганизованного досуга (настольные, подвижные и пр.).

Заметим, что в практике имеет место «перерождение» форм из одного типа в другой при их реализации. Вот, например, вечерний огонек – типичное мероприятие, но если с инициативой его проведения выступят сами ребята и при помощи взрослых подготовят все необходимое (реквизит и «программу»), то это уже будет творческое дело.

Третьим подходом к классификации форм работы является их дифференциация по направлениям, видам деятельности. Исходя из этого подхода, можно выделить следующие типы форм работы: познавательные, трудовые, ценностно-ориентировочные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные и т. д.

Как видно из приведенных примеров, каждый из подходов реально используется в практике и значим для нее. Не требует доказательства тот факт, что любая форма работы с детьми в лагере реализуется с определенным количеством участников, имеющих различные позиции и роли, способы передвижения, с конкретной целью и имеет определенную содержательную направленность.

Использование той или иной формы позволяет достичь три обобщенные цели:

Ø получить новые знания – о человеке, обществе, природе и т. д. (В общем, можно сказать, что любая форма служит или получению новых знаний, или поводом для их добывания);

Ø получить новые умения и навыки (то есть научиться хорошо что-то выполнять);

Ø развить чувства. (Важно развивать и учить проявлять не только позитивные, положительные эмоции (симпатия, радость), но и негативные (стыд, гнев).

Рассматривая разные подходы к определению, выбору формы работы, скажем откровенно: рецептов, определяющих подбор конкретных форм для достижения поставленных целей и реализации содержания, нет. Главное условие эффективности педагогической работы – соответствие формы возрасту, индивидуальным способностям воспитанников, заявленным целям и гармония с содержанием.

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления ставят педагогов перед проблемой выбора формы в процессе практической деятельности. При определении «Что?», «Где?», «Когда?» и «Как?» проводить с детьми и подростками, важно учитывать следующие положения:

1. Каковы общие цели профильной смены и задачи, стоящие на период смены, когда форма должна быть реализована.

2. Определение содержания происходит на основе выдвинутых задач. При этом важно четко определить основные виды деятельности, в которые целесообразно включить воспитанников.

3. Набор возможных вариантов форм работы составляется с учетом:

· желаний и возможностей детей;

· желаний и возможностей педагогов;

· материальных возможностей лагеря.

4. Важно найти оптимальный способ включения детей в процессе формотворчества.

В методике воспитательной работы известны два основных способа конструирования новой формы работы.

Во-первых, выбирается известный тип формы и наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Например, возникло желание провести КВН или тематический вечер. Затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким будет содержание.

Во-вторых, за основу новой формы берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания. Например, педагог и воспитанники решили обсудить проблему взаимоотношений в отряде, а затем определяют форму проведения, разрабатывают структуру, способы организации обсуждения.