Основы бюджетного права.
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государства.
С экономической точки зрения бюджет – централизованная форма денежных средств, создаваемая для покрытия финансовых расходов.
Ст. 6 Бюджетного кодекса говорит о том, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.
Бюджет – общегосударственный централизованный фонд денежных средств, специально создаваемый для покрытия государственных расходов.
Бюджет – это финансовый план государства, в котором указываются доходы и расходы государства в предстоящем году.
Бюджет - основной финансовый план государства, на основании которого и во исполнение которого принимаются все остальные финансовые планы.
Бюджет обладает юридической силой, это закон. Он ежегодно утверждается федеральными законами.
Бюджет представляет собой роспись доходов и расходов. Утверждение статьи доходов и расходов бюджетов всех уровней является проявлением формы бюджета.
Бюджет носит целевой характер. В нем может быть столько денег, сколько необходимо на расходы государства. Больше быть не может.
Бюджет – процесс сбора и расходования денег, т.е. он носит динамическое состояние.
В настоящее время нет единого бюджета. Есть федеральный бюджет, есть бюджет субъектов федерации, есть бюджет муниципальных образований. Совокупность всех бюджетов – консолидированный бюджет.
Основные функции бюджета.
1. Обеспечивающая.
2. Распределяющая.
3. Регулирующая.
Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов трех уровней (по статье 10 БК):
1. Федеральный бюджет и бюджеты федеральных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.
3. Местные бюджеты, т.е. бюджеты муниципальных образований.
Бюджетная система РФ основана на принципах, перечисленных в главе 5 БК, в ст. с 28-38.
1. Принцип сбалансированности бюджета.
2. Принцип гласности.
3. Принцип самостоятельности бюджета.
4. Принцип полноты бюджета.
Доходы и расходы бюджета всех уровней группируются специальным образом для того, чтобы обеспечить сопоставимость показателей бюджетов.
Такая группировка называется бюджетной классификацией, которая включает, во-первых, классификацию доходов бюджетов, во-вторых, функциональную классификацию расходов, в-третьих, экономическую классификацию расходов, в-четвертых, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Классификация видов государственного внешнего долга РФ и внешних активов РФ.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета.
Ст. 18-25 БК определяет классификации.