Неналоговые государственные и муниципальные доходы

 

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей пла­тельщиков, с одной стороны, и органов государственной влас­ти и местного самоуправления - с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований – это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также сред­ства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государ­ственные и муниципальные лотереи, служащие источником до­ходов государства и муниципальных образований, выпуск го­сударственных и муниципальных денных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятель­ности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, посколь­ку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой -либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуще­ством (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных сданным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природ­ными ресурсами).

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

Учитывая наличие названных общих признаков данных пла­тежей с налогами, законодательство объединило их с налогами в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это получило закрепление в НК РФ.

Все большее значение приобретает привлечение в распоря­жение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и му­ниципального кредита, в том числе государственным и муни­ципальным займам, институтам страхования.

Также на добровольных началах государство и муниципаль­ные образования привлекают средства путем проведения ло­терей.

Лотерея .,- форма добровольного привлечения средств на-

. селения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или ве­щевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.

Нормативно- право вое регулирование лотерей в РФосуще­ствляется в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. №138-ФЗ «О лотереях», вступившим в силу 1 января 2004 г.. Согласно данному Закону лотерея - игра, которая про­водится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответ­ствии с условиями лотереи.

Проводимые в РФлотереи можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от способа ее проведения лотерея подразде­ляется на тиражную, бестиражную и комбинированную.

Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призо­вого фонда между всеми ее участниками проводится единовре­менно после распространения лотерейных билетов. Проведе­ние такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, Т.е. до распространения среди участников лотереи. При прове­дении бестиражной лотереи участник такой лотереи может не посредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лоте­рейный билет выигрышным или нет.

Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрыш­ные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лоте­рейного билета, так и после про ведения розыгрыша призового фонда лотереи.

2. Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется:

- на лотерею, право на участие в которой связано с внесе­нием платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;

- лотерею, право на участие в которой не связано с внесе­нием платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая ло­терея).

3. Лотерея в зависимости от территории ее проведения под­разделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную.

Международная лотерея - лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию РФна основании международного договора РФ.

Всероссийская лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории РФ.

Региональная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного субъекта РФ.

Муниципальная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного муниципального образования.

4. Лотерея в зависимости от организатора лотереи подраз­деляется на государственную и негосударственную.

Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является РФили субъект РФ.От имени РФорганизатором го­сударственной лотереи, проводимой на всей территории Рос­сийской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством РФи имеющее место нахождения в Россий­ской Федерации юридическое лицо. От имени, муниципально­го образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образова­ния, может быть только уполномоченный орган местного са­моуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФне могут быть орга­низаторами негосударственной лотереи.

В Российской Федерации предусмотрено государственное регулирование отношений, возникающих в области организа­ции лотерей и их про ведения, включающее:

- выдачу разрешений на проведение международных и .всероссийских лотерей и проведение лотерей на терри­ториях нескольких субъектов РФ;

- ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;

- издание в установленном порядке нормативных право­вых актов, регулирующих организацию и проведение ло­терей;

- контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от их проведения;

- установление форм и сроков представления отчетности о лотереях;

- установление обязательных нормативов лотереи;

- установление порядка налогообложения организаторов лотерей и участников лотерей;

- установление ответственности за нарушение законода­тельства РФв области организации лотерей и проведе­ния лотерей.

Кроме того, орган государственного регулирования лотерей устанавливает обязательные нормативы лотереи, к которым относятся:

1) размер призового фонда по отношению к выручке от про­ведения лотереи должен составлять не менее 50%, но не более 80%;

2) размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный ее условиями, должен составлять не менее 10% выручки от про­ведения лотереи.

Целевые отчисления от лотереи используются для финансиро­вания социально значимых объектов и мероприятий (в том чис­ле мероприятий, направленных на развитие физической культу­ры и спорта, образование, здравоохранения, г">Опубликованный материал нарушает авторские права?.