Трудовые споры

 

Трудовые споры (конфликты) — правовая категория, под которой понимают разногласия, возникшие по поводу применения правовых актов о труде, установления либо изменения условий труда, разрешаемые в установленных законом процессуальных формах. По своему субъективному составу они разделяются на индивидуальные трудовые споры (субъектом является отдельный работник с конкретным работодателем) и коллективные трудовые споры (трудовой коллектив или профсоюз и работодатель или орган управления). По характеру трудовые споры дифференцируются на исковые и неисковые. Исковые — споры по применению нормативных актов, договоров и соглашений о труде, неисковые — связанные с изменением условий труда. Индивидуальные неисковые споры рассматриваются администрацией по согласованию с профсоюзным органом. Коллективные споры всегда имеют исковый характер и поэтому разрешаются в специальных процессуальных формах примирительными комиссиями и трудовым арбитражем. Индивидуальные исковые споры рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам, судами, вышестоящими органами. Рассмотрение трудовых споров происходит на основе следующих принципов:

· равноправие сторон,

· примирительно-партнерский характер процессуальных форм разрешения споров,

· непосредственное представительство спорящих сторон в органах, рассматривающих споры,

· обязательность вынесенных решений, если они не обжалуются дальше.

Комиссии по трудовым (КТС) спорам являются первичными органами по рассмотрению трудовых споров по индивидуальным трудовым спорам искового характера (спор между работникам и администрацией по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов). Заявление может подавать работник, но не администрация, КТС — выборный орган, рассматривает вопросы в течение 10-дневного срока. Решение КТС имеет обязательную юридическую силу. Решение КТС может быть обжаловано в суде любой стороной в течение 10-дневного срока. Суд выступает по отношению к КТС — второй инстанцией. Жалобы на решения суда, вынесенные по трудовым делам, подаются в кассационном порядке.

Коллективные трудовые споры разрешаются следующим образом: требования коллектива утверждаются на собрании и направляются в администрацию. Администрация обязана в течение 3 дней принять решение. Если решение не удовлетворяет, то обращаются в примирительную комиссию (создается спорящими сторонами) и трудовой арбитраж (создается спорящими сторонами с участием экспертов, официальных лиц представительной власти). Если вопрос не разрешен, коллектив может использовать другие законные способы вплоть до забастовки (полное или частичное прекращение работы). Забастовка является крайней мерой разрешения коллективного трудового спора, поэтому закон предусматривает особую процедуру ее объявления и проведения. Решение о забастовке принимается на собрании трудового коллектива тайным голосованием и считается принятым, если проголосовало 2/3 членов коллектива. Забастовку возглавляет профсоюзный орган или орган, уполномоченный коллективом (стачком). Никто не может быть принужден к участию в забастовке, только добровольно. Администрация должна быть предупреждена письменно за две недели до начала забастовки. Закон предусматривает возможность признания забастовки незаконной. Такое решение принимается в 10-дневный срок исполнительными органами власти, прокуратурой, судом.

Основанием для признания забастовки незаконной служат основания:

· политические мотивы забастовки, требования нарушающие равноправие граждан или границы,

· несоблюдение примирительных процедур и процедур объявления забастовки,

Участие в забастовке признанной законной не может расцениваться как нарушение трудовой дисциплины. Заработная плата не сохраняется на время забастовки, трудовой коллектив и профсоюз несут материальную ответственность перед собственником предприятия. Ущерб за незаконную забастовку возмещается в судебном порядке.