Вычерчивание продольного профиля
Продольный профиль вычерчивается по ГОСТу 21511-83. На продольном профиле автомобильной дороги наносят и указывают:
- линию фактической поверхности земли по оси дороги, линии ординат от точек ее перелома и линию проектируемой бровки земляного полотна. На продольных профилях городских и реконструируемых автомобильных дорог вместо линии проектируемой бровки земляного полотна наносят линию проектируемой поверхности дорожного покрытия по оси проезжей части;
- разведочные геологические выработки с отметкой уровня грунтовых вод и штриховкой выработок в зависимости от вида грунта, наименование слоев грунта и номер их групп в соответствии с классификацией грунта по трудности разработки, например, суглинок 33,а.
Выше проектной линии наносят и указывают:
- реперы;
- подземные и наземные инженерные сети;
- наименование проектируемых искусственных сооружений;
- транспортные развязки;
- съезды, переезды через железнодорожные пути;
- нагорные и водоотводные канавы, сброс воды;
- рабочие отметки насыпи.
Ниже проектной линии наносят:
- линии ординат от точек перелома проектной линии;
- рабочие отметки выемок;
- обозначение искусственных сооружений и наименование существующих искусственных сооружений;
- подземные инженерные сети.
В графах таблиц указывают:
- в графе “Развернутый план дороги” - проектируемую автомобильную дорогу по ее оси, а при реконструкции - и существующую ситуацию местности (угодья, их границы, водотоки, инженерные сети), разведочные геологические разработки;
- в графе "Тип местности по увлажнению" - номер типа местности по признакам увлажнения верхних слоев грунта;
- в графе "Тип поперечного профиля" - номер типа поперечного профиля конструкции земляного полотна;
- в графе "Укрепление" - вид укрепления кюветов;
- в графе "Уклон, длина" - привязку к пикетам, над чертой - величину уклона кювета, под чертой - длину участка кювета с принятым уклоном;
- в графе "Отметка дна" - проектные отметки дна кювета по его оси;
- в графе "Уклон и вертикальная кривая" - элементы проектной линии: вертикальные кривые и прямые, привязки к пикетам в местах перелома проектной линии, числовые значения: радиуса, длины кривой, уклона касательных в начале и конце кривой;
- в графе “Отметка бровки земляного полотна” - проектные отметки бровки земляного полотна, а при реконструкции - отметку верха проектируемого дорожного покрытия по оси проезжай части;
- в графе "Отметка земли" - фактические отметки поверхности земли по оси дороги, а для реконструированных автомобильных дорог - интерполирование отметки по подошве насыпи или бровке, выемки существующей дороги;
- в графе "Расстояния" - расстояния между точками перелома местности и пикетами, неправильные пикеты;
- в графе "Прямая и кривая в плане" - прямые и кривые по оси дороги, числовые значения длин кривых и элементов кривых: углов поворота, радиусов, тангенсов, длин переходных кривых. Поворот автомобильной дороги вправо (по ходу километров) изображают кривой, направленной вверх по отношено к прямому участку дороги, а влево - направленной вниз. Остальные графы таблиц заполняют в соответствии с их наименованиями.
Для наглядности продольного профиля вертикальные расстояния откладывают в большем масштабе чем горизонтальные. Для дорог, проходящих в равнинной и пересеченной местности, принят следующий масштаб: горизонтальный 1:5000 (1 см.- 50 м), вертикальный 1:500 (1 см - 5 м).
По отметкам поверхности земли, снятым по карте по оси трассы на пикетах и пюсовых точках, вычерчивают линию поверхности земли, или "черную линию". Ниже линии поверхности земли на 2 см и параллельно ей наносят грунтовый профиль, на котором выписывают наименование грунтов, а в шурфах и скважинах при помощи условных обозначений показывают виды грунта.
При составлении грунтового профиля принимают вертикальный масштаб 1:50 (I см - 0,5 м).
Геологическое обследование трассы производится шурфами или скважинами, которые располагаются, в первую очередь, в пониженных местах. Примерное количество выработок: шурфов - 1 на 1 км, скважин - 2 на 1 км. Выработки нумеруются, и указывается их глубина.