Обстановка на предприятии
Опишите на основании предложенного ниже текста общую обстановку на предприятии и выделите факторы, в наибольшей степени повлиявшие на развитие конфликта. Определите основные черты поведения и стиля руководства Р.
Осенью 2004 года в одном из отделов акционированного предприятия, испытывавшего трудности, характерные для большинства крупных предприятий в последний период, возникла «нештатная» ситуация.
Один из ведущих сотрудников отдела П. отказался выполнить дополнительное срочное поручение руководителя отдела Р., ссылаясь на то, что последнее время он выполняет работу за Р., который из-за личной предвзятости постоянно дает ему невыполнимые задания. Свой отказ П. сопроводил публичным обвинением (разговор происходил в общей комнате отдела в присутствии других сотрудников) неумением руководителя общаться с кем-либо, даже с членами собственной семьи (по слухам, в семье начальника последнее время были какие-то нелады. Он часто стал приходить на работу с озабоченным лицом и иногда, при разговоре с сотрудниками, «переключался» на что-то свое, внутреннее, утрачивая на время нить обсуждения). Р. побледнел, хотел что-то объяснить, но потом оборвал себя и сказал, что теперь им с П. будет трудно работать вместе, ушел в свой кабинет. Позднее выяснилось, что он сам, оставшись вечером, выполнил ту работу, которую хотел поручить П. С этого момента общение между П. и Р. практически прекратилось, служебные бумаги передавались только через сотрудников, а если они участвовали в каком-либо совещании руководства предприятия, то садились в разные углы (хотя в свое время именно Р. «пробил» у руководства право посещения таких совещаний для П.).
Ситуация осложнялась тем, что на ведущую роль в отделе четыре года назад молодого специалиста П. пригласил сам Р., преодолев некоторое сопротивление сотрудников, давно работающих на предприятии и более близких ему по возрасту. Р. первое время постоянно подчеркивал профессиональные качества П., поручал ответственные задания, менее жестко, чем остальных, контролировал, «закрывая глаза» на некоторые отступления П. от принятого в отделе стиля поведения: опоздания, прямые выходы на руководство предприятия (в частности, зам директора Д.). Сотрудники отдела смотрели на это неодобрительно, но воздерживались от критики. Хотя в частных разговорах с Р. намеки проскальзывали, но очень осторожно, тем более, что стараниями Р. дела в их подразделении шли до последнего времени лучше, чем в других, а П. часто оставался за начальника. Когда с полгода назад П. высказывал на собрании отдела неудовольствие размером премий (а этим издавна занимался сам Р.), коллектив промолчал, а Р. обратил все в шутку, но своего решении не изменил. П. сразу же уехал в командировку, все вроде бы и забылось.
Дела на предприятии шли все хуже и хуже, руководство проводило интенсивные совещания, где обсуждало, как бы что изменить к лучшему, ничего реально не меняя. На одном из них П. занял позицию, резко отличающуюся от позиции Р., но совпадающую с мнением Д., который здесь же похвалил «способную, растущую молодежь». Р. пришлось использовать весь свой авторитет, чтобы переломить обстановку в нужную сторону. При выходе он, будучи в хорошем настроении, шутливо бросил П.: «Ты что, не понимаешь, что меня подсиживаешь?» Тот вспыхнул и отошел в сторону.
Р. собрался серьезно поговорить с II. в ближайшее время, рассказать о том проекте кардинальной реорганизации всего предприятия, дающей шанс на устойчивое разлитие, над которым он так напряженно работал вечерами и ночами два месяца подряд, пригласить к сотрудничеству. Р. высоко оценивал профессионализм П., но не хотел «подставлять» молодого сотрудника участием в рискованном деле – первом представлении проекта, которое может вызвать, и вызовет обязательно ожесточенное сопротивление ряде лиц, теряющих свое влияние при его осуществлении (например, Д.). За себя Р. был спокоен, но за то, что в случае неудачи, сможет защитить всех своих сотрудников, не очень. На следующий день с утра Р. вспомнил, что не успел сделать неотложное задание по текущей работе, вышел в комнату отдела и попросил П. срочно выполнить дополнительное поручение.