Социология в сфере строительства.

 

Для успешной социализации студента и его адаптации в конкретной социально-профессиональной сфере перед преподавателем социологии в рамках гуманитарного образовательного цикла ставятся задачи:

- ознакомить студентов с основными закономерностями социального взаимодействия в социально-профессиональной сфере;

- дать представление о социальной стратификации строительной отрасли,
причинах социального неравенства, социальной мобильности в строительной сфере;

- подготовить будущего специалиста-строителя к работе в условиях воз­никающих социальных рисков, непредвиденных социальных перемен.

- ознакомить с особенностями сознания представителей разных социальных групп, их ценностями и стереотипами поведения и научить учитывать их в процессе профессионального деятельности.

Строительство имеет огромное значение в нашей жизни. Построенные со­оружения играют роль не только убежища, хранителя и источника жизни в качестве второй природы, но и служат средством коммуникации в обществе, особенно между разными поколениями лю­дей. Практически вся жизнь, деятельность современного человека и взаимодейст­вия разных людей проходят на фоне или внутри построенных сооружений. Архи­тектура их служит для нас не только источником вдохновения и восприятия пре­красного, но и средством социализации, самоидентификации и развития личности.

Для человека, происхождение которого наука объясняет теорией трудового антропосоциогенеза, особое значение имеет несколько сторон строительства и архитектуры: технологический процесс застройки, здания как важнейший аспект материальной культуры, сам социальный процесс проживания, инженерно-геометрическое отображение объектов застройки, аккумулирование культурных материальных и духовных аспектов архитектуры и т.д.

Социология – молодая наука. Но в числе первых предметов изучения предстали города как вместилища социальной жизни. В эмпирической чикагской школе социологии проводились исследования геометрии постройки капиталистического города. С другой стороны, некоторые неотъемлемые аспекты функционирования строительных объектов изучались по другим линиям (социология труда). Строительство и обслуживание архитектурных объектов предполагает трудовой процесс, а ввиду большей его трудоёмкости по сравнению с другими технологиями необходимо согласование усилий большого коллектива, постепенное накопление результата действия, одновременное синхронное действие групп людей и т.д. Последнее обстоятельство даже нашло древнейшее отражение в мифе о вавилонской башне – бог совершил рассогласование усилий путём смешивания языков.

На любой стадии своего развития человек имел убежище. Сначала естественное – пещера, позднее искусственное – землянка, хижина и т.д. Культура – в первоначальном латинском значении слово означало «обработанная земля», которая имеет четкие очерченные границы. В римском законодательстве (XII таблицах) не употреблялось зачастую слово "хутор", а обычно термин "hortus" (огороженное место). Граница имела священное значение, её охранял бог Термин. Сакрализации подвергались также рубежи города, жилища, храма и т.д. При строительстве совершались человеческие жертвоприношения. Социальные аспекты строительства можно проследить с достаточно древних времён. Интересный и многоговорящий факт: одно из самых красивых и известных зданий (возможно, самое изящное строение всех времён) – Парфенон – было построено, помимо других целей, и с социальной целью уменьшения безработицы. Такие науки как экономика, экология – имеют в корне древнегреческое слово οίκος (ойкос) – дом и первоначально имели отношение к домам и домохозяйствам.

Благодаря капитальным зданиям, в которых поддерживается благоприятный микроклимат, человек смог закрепиться там, где природные условия суровы (весьма значительная часть Земли, например, Россия).

С возникновением классового общества и государства стало возможным согласование усилий множества людей. Это выразилось и в строительстве таких грандиозных сооружений как пирамиды, оросительные каналы, оборонительные укрепления (например, Великая Китайская стена). С одной стороны, эти постройки приносили пользу всему обществу, с другой – закрепляли социальное неравенство различными методами. Например, психологическим – грандиозностью размеров, олицетворяющим силу господствующего класса; силовым методам служили крепости, дворцы, тюрьмы; идеологическим – различные культовые сооружения и т.д. В культуре Древней Греции, ввиду наличия демократических форм правления, большое значение имели сооружения для массового сбора людей – суды, театры, стадионы и т.д. Направленностью на удовлетворённость народных потребностей, высочайшей культурой объясняется исключительное влияние античной архитектуры на последующие поколения. Так, архитектор Гипподам впервые предложил и реализовал геометрическую застройку города с широкими проспектами и улицами, расходящимися правильными рядами под прямыми углами.

Ученые считают, что к началу неолита (около 7—8 тыс. лет до н. э.) Землю населяло только 10 миллионов жителей, а темпы роста населения составляли лишь 10—20% за тысячелетие. После неолитической революции и перехода к производящей экономике население стало резко увеличиваться. К началу нашей эры, по разным данным, уже существовало от 200 до 250 миллионов человек. В эпоху Средневековья ввиду крайне неблагоприятных демографических факторов (антисанитария, войны, эпидемии и т.д.) и соответственно высокой смертности население увеличилось незначительно. С появлением науки, новой гуманистической философии, техники и качественно другой медицины, население мира с 1500 по 1900 г. выросло почти в четыре раза до 1,63 миллиардов человек. Прирост произошел, прежде всего, в Европе. «Демографический взрыв» продолжается и сейчас — 7 миллиардов жителей Земли было зарегистрировано 31 октября 2011 года. Темпы роста населения замедлились и даже стали отрицательными в развитых странах, но продолжают оставаться большими в развивающихся. Существуют прогнозы, что население Земли должно стабилизироваться в недалёком будущем на уровне 9-15 миллиардов человек. Одновременно с ростом населения становятся шире и качественно разнообразнее социальные связи между людьми. Изменяется и «социальный ландшафт» существования человечества – происходит урбанизация.

Урбанизация (англ. urbanization, от латинских слов urbanus – городской, urbs – город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в размещении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д. Урбанизация – многомерный демографический, социально-экономический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общества и территориального разделения труда.

В современности можно выделить две основных формы проживания людей на Земле – города и села. Различие проводят как по количеству жителей – городом юридически принято считать населённый пункт от 250 человек в Дании, до 50 тысяч человек в Японии, так сущностное – горожане, в основном, не занимаются сельским хозяйством и живут достаточно компактно. До сих пор в справочной литературе используется определение города, данное немецким географом конца XIX в. Рацелем: город – концентрированное поселение людей, занятых несельскохозяйственной деятельностью. Сельское расселение бывает точечным (фермы и т.п.) и групповое (собственно села). В Древнем мире и в Средневековье в городах проживала незначительная часть населения. Города имели военное, административное, культурное значение. Но в силу ряда причин была невозможна большая концентрация людей – санитарно-гигиеническое состояние, сложности с возведением и эксплуатацией инженерных коммуникаций, крепостное право, привязывающее людей к земле и т.п. К началу XVIII века в городах проживало не более 10% населения мира.

Переход к капитализму вызвал рост городского населения, т.к. в городах концентрировалась промышленность. Страной, где произошла первая промышленная революция (в середине XIX в.) стала Великобритания, она же стала первой страной с преобладающим городским населением (в 1860 году). Второй такой страной стала США, где в результате переписи 1920 г. также было зарегистрировано преобладание городского населения.

После капиталистических революций города долгое время создавались как результат индустриализации и освоения природных богатств. Но в начале XX века появились концепции французского архитектора Т.Гарнье и английского урбаниста Э.Ховарда, в высказаны первые идеи о разделении городов на промышленную и жилую зону, а также зону отдыха, обслуживания и рекреации.

В России к 1913 г. в результате промышленного развития количество горожан достигло 18%. Советская Россия показала темпы урбанизации в 2-3 раза превосходящие показатели западных стран. К 1961 численность городского населения СССР превысила численность сельского.

В 2009 году впервые за всю историю человечества численность городского населения сравнялась с численностью сельского, составив 3,4 миллиарда человек. Можно сказать, что мы находимся в качественно иной ситуации за всю историю человечества. Влияние урбанистического образа жизни распро­страняется далеко за пределы непосредственных границ города. Многие характе­ристики современных обществ, в том числе и их проблемы, вытекают из урбани­стической среды существования. Поэтому здесь мы кратко рассмотрим некоторые понятия из сферы урбанистики в контексте строительства.

Города представляют собой относительно недавнее явление в человеческой истории. Только к неолиту созрели соответствующие условия для существования больших поселений людей. Первые города появились в 4-2 тысячелетии до н.э. в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Европы и Африки, прилегающих к Средиземному морю (древнейшим сейчас считают Иерихон – первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э.). В Античном мире такие города, как Вавилон, Афины, Карфаген, Рим, Александрия играли огромную роль. Ранние сообщества эпохи неолита представляли собой скорее маленькие поселения, чем города. Для возникновения городов пона­добился ряд новшеств. В период между 6000-4000 гг. до н.э. такие нововведения, как изобретение плуга, который тянули волы, колесной повозки, лодки, металлур­гии, ирригации и окультуривание новых растений, предоставили возможность бо­лее интенсивно и продуктивно использовать достижения эпохи неолита. Когда эти технические достижения начали применяться в местностях с наиболее благопри­ятными климатом, почвой, водой и топографией, результатом стала достаточно продуктивная экономика, приведшая к концентрации в одном месте людей, кото­рые сами не выращивали пищу для себя. Такие благоприятные условия наблюда­лись в долинах широких рек с аллювиальными почвами, которые не истощались в результате их последовательного использования, с сухим климатом, сводившим к минимуму выщелачивание почвы, с обилием солнечных дней в году и с близле­жащей рекой, дающей запас воды для орошения почвы.

В числе ранних центров развития городов можно назвать Месопотамию, до­лину Нила в Египте, долину реки Инд в Индии и бассейн Хуанхэ в Китае. Однако продуктивной экономики самой по себе было недостаточно для роста городов. Вместо того чтобы производить продукты питания для избыточного городского населения, земледельцы могли, по крайней мере теоретически, умножаться на своей земле до тех пор, пока выращиваемых ими урожаев не перестало бы хватать для того, чтобы прокормить самих себя. Требовались также новые формы соци­альной организации.

По большей части доиндустриальные города по численности не превышали 10% населения региона. Города с населением 100 тыс. человек или больше встре­чались редко, хотя при благоприятных социальных и экономических условиях не­которые города перерастали подобную численность. Рим во II в. до н.э., Константинополь в качестве политического наследника Рима, Багдад до 1000 г. до н.э., ки­тайские города в эпоху династии Сун в 960 - 1279 гг. н.э., а также Токио, Киото и Осака в Японии XVII и XVIII вв. имели численность населения, превышающую 100 тыс., а в некоторых случаях, возможно, даже достигали миллионного населе­ния. Однако численность доиндустриальных городов ограничивалась различными факторами. Во-первых, дороги и средства передвижения не могли обеспечить пе­ревозку объемных грузов на длительные расстояния, а хранение скоропортящихся товаров, в том числе продуктов питания, представляло большие трудности. Во-вторых, ранним городам трудно было обеспечивать собственную безопасность. Их жители находились под постоянной угрозой и часто подвергались нападениям со­седних городов или других народов. В-третьих, отсутствие современной медици­ны и санитарных средств означало, что жизнь в городах часто оказывалась смер­тельно опасной. Вода, использовавшаяся для питья, часто была загрязнена всевоз­можными отходами. Будучи центрами торговли, города привлекали приезжих, ко­торые служили переносчиками заразных болезней. И, наконец, крепостнические, рабовладельческие и кастовые структуры привязывали крестьянство к земле и препятствовали миграции между аграрными и городскими местностями. Эти и прочие факторы приводили к тому, что первые города были в основном неболь­шими.

XX век можно в известном смысле назвать веком массового возникновения городов. Процесс урбанизации охватил все страны, особенно индустриально развитые, что привело к тому, что большинство населения сосредоточилось в городских поселениях. При этом градообразующими факторами стала не только концентрация промышленности, но и наука, отдых, переработка сырья, в том числе и сельскохозяйственного, и т.д.

Не является исключением данный процесс и для нашей страны, в которой процесс градостроительства протекал в огромных масштабах. За годы Советской власти (до 1989 г.) образован 1481 город. Характерной особенностью нынешнего периода является тенденция неуклонного их укрупнения: в России 57 городов имеют населения более 500 тыс. человек, в том числе 23 – более 1 млн. жителей. Острота социального развития городов на современном этапе объясняется прежде всего тем, что в настоящее время в них проживает большинство (71%) населения страны. Рост урбанизации определяет не только сам процесс образования городов. Научно-технический прогресс знаменует переход от старого типа расселения – точечный город-село – к новому – агломерациям и урбанизированным районам.

Необходимость создания благоприятной жизненной среды в значительной степени определяется путями и методами решения социально-экологических проблем, а также жилищным, торгово-бытовым и коммунальным обслуживанием, возможностями рациональной организации досуга. Экономические реформы, с одной стороны, положительно повлияли на обновление облика ряда крупных городов (Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара), но с другой стороны, резко уменьшили социальные возможности средних и малых городов – нищенское существование населения стало печальным и имеющим большие социальные последствия фактом.

Эти положения в дальнейшем стали развиваться, дополняться, совершенствоваться в той части, которая касалась жизни людей, населяющих данный город.

Иначе говоря, как выразился архитектор Л.Н.Куната (1967 г.), в основе решения проблем развития города должна лежать не формула «город – в нем человек», а формула человек – для него город.

Промышленно-городские центры были силь­но разбросаны географически и хотя и доминировали над периферийными регио­нами, но при этом имели с ними лишь слабые экономические и социальные взаи­мосвязи. Сравнительно недавно появились крупные города-метрополии. Эта фаза городского развития не является резким разрывом с индустриально-городской, традицией, а скорее означает расширение и углубление влияния городов во всех сферах общественной жизни. Технологическая основа фазы крупных метрополий заключается в чрезвычайно широком применении научных достижений в про­мышленности, в широком распространении электроэнергии (что освободило про­мышленность от ограничений, связанных с применением пара и ременных пере­дач), в появлении современных средств передвижения (автомобили и другие ско ростные средства перевозки освободили города от ограничений, связанных с пе­шими и конными перемещениями, которые в большей или меньшей степени огра­ничивали территориальный рост городов).

Применение паровых и ременных приводов привело к большой скученности населения в городских районах к началу XX в. Однако ряд факторов, неуклонно выходящих на передний план, обострил прежние проблемы центростремительного развития, включая повышающиеся городские налоги, растущие цены на земель­ные участки, проблемы транспорта и грузовых перевозок, а также приходящие в упадок и ветшающие внутренние районы. Эти и другие силы ускорили центро­бежное развитие, которое стало технически возможным за счет применения элек­троэнергии, появления скоростных средств перевозки, автомобилей и телефонной связи. Результатом стало появление городов-спутников и пригородных районов, стремительно разрастающихся городских зон, связанных кольцевыми дорогами и составляющих единый огромный город. По численности населения, занятости, инвестициям, строительству и торговым зонам такие метрополии соперничают со старыми городами-центрами. Они вмещают в себя промышленные предприятия, здания корпораций и офисы-небоскребы, шикарные магазины, редакции незави­симых газет, театры, рестораны, отели высшего уровня и громадные стадионы.

Прежние различия между городами и сельскими местностями стираются во многих западных обществах по мере того, как мир становится вселенской дерев­ней. Во многих случаях сельскохозяйственные районы, расположенные между го­родскими центрами, также претерпевают урбанизацию, в результате чего образу­ется мегаполис. Северо-восточный прибрежный пояс США представляет собой хорошую иллюстрацию этого процесса. Гигантский мегаполис протянулся вдоль оси длиной в 600 миль от Нью-Хэмпшира на юге до Виргинии на севере, охваты­вая 10 штатов, 117 графств, 32 города численностью более 500 000 жителей и включая в свой состав почти 1/5 всего населения США.

Таким образом, для наиболее экономически развитых стран мира характерен очень высокий уровень пространственной концентрации экономической жизни, что приводит к формированию обширных зон почти сплошной урбанизации, насе­ление которых исчисляется десятками миллионов человек. Крупнейшие города подобных зон связаны между собой автомобильными и железнодорожными маги­стралями, вдоль которых расположены средние и малые города. Они формируют в совокупности гигантские поселения ленточного типа, замыкающиеся в единую сеть (с отдельными вкраплениями малоурбанизированных территорий). К этой группе относятся зона "Токайдо" с населением свыше 55 млн человек, объеди­няющая Большой Токио (восемь префектур, включающих также Иокогаму) и Большой Осака (три префектуры); Рейнская зона (Германии, Нидерландов и Бель­гии) и Английская зона (агломерации Лондона, Бирмингема и Манчестера). По­добные зоны выделяют в особый тип поселений, именуемый "мегаполис".

В 1950-х гг. в мире было только два мегаполиса - Нью-Йорк и Лондон. В 1980-х гг.- три мегаполиса с численностью населения более 20 млн чел. К 2025 г. в мире будет более 20 мегаполисов.

Субурбанизация — процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов. В результате происходит формирование городских агломераций. К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация (от англ. Rural — сельский, лат. urbanus — городской) — распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании. ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации.

Среди безусловно позитивных черт процесса урбанизации необходимо отме­тить то, что этот процесс отражает прогрессивное развитие производства, науки, техники и общества в целом. Социологи, стремясь понять, каким образом люди территориально оформляют свои взаимосвязи и осуществляют деятельность, раз­работали несколько моделей, с помощью которых пытаются выявить экологиче­ские схемы и структуры роста городов.

В период между Первой и Вто­рой мировыми войнами социологи из Чикагского университета рассматривали го­род Чикаго как социальную лабораторию и подвергли его интенсивным исследо­ваниям.

Модель концентрических зон занимала главенствующее положение в боль­шинстве этих исследований (Парк, Берджесс и Маккензи, 1925). Согласно мнению чикагской группы социологов, современный город приобретает форму концентри­ческих окружностей, каждая из которых имеет четкие отличительные характери­стики. В центре города - центральном деловом районе - располагаются магазины розничной торговли, финансовые учреждения, отели, театры и предприятия, отве­чающие нуждам покупателей из деловой части города. Этот район находится в ок­ружении жилого района, переживающего состояние упадка вследствие наступле­ния на район деловой части города и промышленных предприятий - так называе­мой переходной зоны. Когда-то в этой части города стояли затейливые особняки состоятельных и известных горожан, а затем она превратилась в район трущоб иприбежище для предприятий мелкого бизнеса (ломбардов, магазинов "секонд хэнд" и скромных закусочных и ресторанов). Переходная зона "перетекает" в ра­бочие кварталы, состоящие из двухквартирных домов, старых одноквартирных жилищ и домов с недорогими квартирами, где проживают преимущественно "го­лубые воротнички" и низкооплачиваемые "белые воротнички". За рабочей зоной начинаются жилые зоны, где в основном проживают мелкие предприниматели, профессионалы и управленческий персонал. И наконец, за зоной проживания наи­более состоятельных горожан идет кольцо малых городов, городков и поселков, или пригородная зона, многие жители которой регулярно ездят на работу в дело­вой центр города.

Чикагская школа социологов рассматривала указанные зоны как идеальные типы, поскольку на практике ни один город не соответствует полностью этой схе­ме. К примеру, город находится на берегу озера Мичиган, так что в данном случае скорее действует модель концентрической полуокружности. Кроме того, критики этой модели указывают, что она более подходит для характеристики городов на рубеже XX в., чем для современных городов. Также совершенно очевидно, что не­которые города никогда даже приблизительно не соответствовали модели концен­трических окружностей, а города Латинской Америки, Азии и Африки не имеют столь характерной специфики использования площадей, какая принята в США.

Секторная модель. Гомер Хойт полагал, что крупные города состоят не из концентрических окружностей, а скорее из ряда секторов. Он создал секторную модель городской структуры. Районы, где жилье стоит недорого, часто приобре­тают клиновидную форму и простираются от центра города к его окраине. По ме­ре роста города дорогостоящие районы начинают выступать за городские преде­лы, оставаясь при этом в том же самом секторе. Районы в границах сектора, поки­нутые людьми с высокими доходами, ветшают и приходят в упадок. Хойт утвер­ждает, что престижные и дорогостоящие районы не образуют концентрическую зону вокруг окраинных районов города, а типично располагаются с наружного края нескольких секторов. Промышленные районы простираются вдоль речных долин, русла реки или железнодорожного полотна, а не располагаются по концен­трической окружности вокруг делового центра города. Однако, подобно модели концентрических зон, секторная модель также была неприемлемой для большого количества городских структур.

Модель множества центров. Еще одна модель описывает город как структу­ру, имеющую не один, а несколько центров. Каждый центр специализируется в конкретной деятельности и накладывает свой неповторимый отпечаток на окру­жающую часть города. Например, деловой центр фокусируется на коммерческой и финансовой деятельности. В число других центров входят: зона "ярких огней" (те­атры и прочие увеселительные заведения), зона правительственных учреждений, центр оптовой торговли, зона тяжелой промышленности и медицинский комплекс. Множество центров в пределах города возникает по разным причинам. Во-первых, некоторые виды деятельности налагают специфические требования, например торговая зона должна быть расположена таким образом, чтобы в нее можно было попасть из любой части города; портовый район, естественно, должен распола­гаться в акватории, а промышленная зона должна иметь обширные площади неда­леко от водных или железнодорожных коммуникаций. Во-вторых, предприятия, занимающиеся одинаковой или сходной деятельностью, часто выигрывают отто­го, что оказываются сконцентрированными на каком-то одном городском участке, к примеру, зона розничной торговли процветает, поскольку покупателей привле­кает возможность попасть в целую сеть разнообразных магазинов. В-третьих, раз­ные виды деятельности часто мешают друг другу, например престижные жилые кварталы несовместимы с промышленными предприятиями и будут препятство­вать развитию друг друга. В-четвертых, некоторые виды деятельности не могут позволить себе дорогостоящие районы и размещаются в более дешевых кварталах; это относится, например, к оптовым предприятиям и складам. Модель множества центров более пригодна для описания уникальных характеристик, свойственных конкретным городским структурам, чем для выявления универсальных простран­ственных характеристик во всех городах.

Можно выделить следующие важнейшие тен­денции урбанизации:

- Сегодня в мировом хозяйстве наблюдается стабильная тенденция относительного сокращения сельского населения в силу его перемещения в города (про­цесс урбанизации), хотя и имеет место абсолютный рост сельского населения ми­ра за счет развивающихся стран. Так, если в 1974 г. городское население состави­ло 38% населения мира, то в 2000 г.- 48% (в развитых странах - 80%, в развивающихся - 44%). Наиболее урбанизированный регион - Западная Европа, наименьшая урбанизация - в Африке.

- За последние годы темпы урбанизации в развитых странах снизились, а в некоторых даже происходит сокращение численности городского населения; в развивающихся странах темпы урбанизации продолжают расти.

Урбанизация - противоречивый процесс, характеризуемый как позитивными, так и негативными чертами.

К негативным чертам процесса урбанизации следует отнести:

- Обострение социально-экономических проблем, что наглядно проявляется в разрыве между городом и деревней в области экономики, в уровне развития культуры образования, социального обеспечения, здравоохранения и т.п., в усугублении криминогенной ситуации; обострении проблем обеспечения жильем проживающих в городе и т.д.;

- Особо остро ставится проблема крупных и сверхкрупных городов - мегаполисов. В начале XX в. такими считали города с населением более 1 млн человек. В начале XXI в. данный показатель поднялся до 10 млн человек.

Социологию города, на наш взгляд, следует считать открытой для науки и практики, как и всю социологию, с того периода, когда человек стал субъектом исторического процесса, т.е. с периода буржуазных революций. До этих пор мы вправе говорить об истории города, о скромных или локальных попытках решать социальные проблемы его жителей.

 

Использованная и рекомендованная литература к факультативу «Социология в сфере строительства»:

Гидденс Э. Гл. 17. Современный урбанизм // Гидденс Э. Социология: пер. с англ. 2-е изд. перераб. и доп . - М.: УРСС, 2005.

Блэр А. Стратегия большого города. - М.: Московская школа политиче­ских исследований, 2004

Вильковский М.Б. Социология архитектуры. М.: Фонд "Русский авангард", 2010

Воронин А.А. Городское жилище: многогранность социальных и экологических проблем // Жилищное строительство. 2005. № 1.

Ерошенко Т.И. Социология в строительной сфере: методические указания для бакалавров всех направлений очной и заочной форм обучения. – Ростов-на-Дону: Типография РГСУ, 2012

Пирогов С.В. Конспект лекций по курсу социология города. – Томск, изд. ТГУ, 2003

http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/URBANIZATSIYA.html (дата обращения 28 апреля 2013 г.)

http://www.urbanistika.ru (дата обращения 28 апреля 2013 г.)