темперамент, характер, направленность и способности
Американский психолог У. Бэннис в своей книге «Руководитель. Различные подходы к задаче руководства» представил результаты сравнительного изучения 90 руководителей — лидеров компаний различных отраслей. В результате проделанной работы он определил, что для наиболее удачливых из них общим являлось:
• наличие «мечты», служащей для них и их подчинённых мостиком из настоящего в будущее;
• умение управлять собой и своей «мечтой»;
• коммуникабельность, умение выразить свою «мечту» так, чтобы подчинённые вдохновились ею;
• умение создать атмосферу доверия, которая «как клеем связывает тех, кто указывает путь, и тех, кто за ними следует»;
• умение никогда не соглашаться с теми, кто твердит, что всё потеряно;
• самоконтроль.
Суеверия и менеджмент
Есть в мире то, что и не снилось вашей философии, Горацио.
У.Шекспир
Однажды сосед знаменитого датского физика Нильса Бора застал его за довольно необычной работой: лауреат Нобелевской премии прибивал к двери подкову. «Неужели вы, учёный с мировым именем, верите в такую чепуху?» На что остроумный создатель атомной бомбы заметил: «Подкова приносит счастье независимо от того, веришь в это или нет». Этот исторический эпизод говорит не только о том, что самые современные знания могут уживаться с самыми невероятными суевериями, но и о том, что они интернациональны, т.к. в России тоже считается, что подкова приносит счастье. То, что часть суеверий интернациональна — самое удивительное.
В суеверии (дословно — суетная вера) одни видят связь причины и следствия, где вроде бы никакой причинно-следственной связи не видно. Другие — вздорное, ложное верование во что-либо. Взаимные пределы правоверия и суеверия зависят от убеждения, и у всякого на это своя вера, т.е. «суеверие» — понятие относительное. Любой человек суеверен; отвергать все суеверия — крайний вид суеверия. Здесь есть две крайности: одна — своего рода «винегрет», безграничная вера, как говорят в народе, «и в Бога, и в черта»;
другая — отвергать всё таинственное и непонятное в природе, называя это выдумкой и суеверием. Заметим, что любую религию можно квалифицировать как вид суеверия. Атеизм — вид религии и потому может по этой причине считаться суеверием.
Частными случаями суеверий являются, приметы я магия. Примета это явление, случай, которые являются как бы предвестником чего-либо. Магия — совокупность таинственных и открытых обрядов, связанных с гаданием, народной медициной, астрологией, колдовством и предпринимаемых с целью предсказания дальнейшего хода событий, благоприятствования или препятствования их человеческим действиям, влияния на здоровье (вплоть до смерти), изменения окружающей человека обстановки (вражда, любовь), природных и погодных условий, увеличения плодородия и т.п. Различают белую и чёрную магию; к последней относят чародейство, волшебство; знахарство может относиться и к тому и к другому виду.
Чародействовать — творить чары, чудеса, волхвовать, кудесить, колдовать, наводить обаяние, мару, мороку, отводить глаза при помощи нечистой силы.
Понятие «суеверие» в русском языке несёт отрицательную смысловую нагрузку, в то время как «приметы» и «магия» — нет.
Приметы, суеверия — неотъемлемая часть культуры любого народа, современного или древнего. Русские исключением не являются; более того мы считаемся одним из самых суеверных народов Европы.
Учёт и систематизация русских суеверий, в том числе и связанных с управлением, не только не проводился, но и преследовался или презирался. Связано это отчасти с нашим тоталитарно-атеистическим прошлым, да и христианство всегда боролось с явлениями такого рода, впрочем, не только у нас. Истории известен такой случай: в средневековой Чехии для того, чтоб молния не ударила в постройку, бытовало «суеверие» устанавливать металлические колья. С этим «суеверием», как и с другими, нещадно боролась инквизиция, угрожая костром. Сегодня мы знаем, что никакое это не суеверие, а то, что позже назвали громоотводом. Нельзя сказать, что все суеверия или приметы имеют под собой научную основу, но удивительное нельзя отвергать, как неразумное.
Часть суеверий так прочно вошли в наш быт, что мы просто не задумываемся над этим. Чем, как не суеверием является тот же флаг или другие национальные символы любого государства или символы организаций?
Суеверия в жизни государств и народов больше чем суеверия. Из истории известно: с утратой этого пласта народ-;
ной культуры (по разным причинам) гибнет и государство, растворяется народ.
Перед тем как привести некоторые из русских суеверий, так или иначе связанных с управлением, полезно напомнить две пословицы: приметы до добра не доведут; в чох, да в жох, да в чёт не больно верь.
Итак. Если вам предстоит деловая беседа с начальником, то хорошо иметь при себе корень травы, известной как адамова голова, иначе чёрный осот, пупочник, шишкарник, шелобольник, пустосель. Латинское название травы — Centaurea scabiosa. Считается, что начальники будут доброжелательными к такому человеку. Кроме этого адамова голова способствует деловой удаче человека, который носит её при себе.
Расположить к себе начальника можно и другим способом, вернее способами.
Если нет адамовой головы, то хорошо носить при себе барсучью шерсть. Русское суеверие считает, что к такому человеку также будут благосклонны начальники.
Благосклонности начальства можно добиться, если носить при себе «вихорево гнездо». Вихорево гнездо — это атрофированные, недоразвившиеся конечные веточки берёзы. Такая ветка издали кажется как бы подрезанной. Получается это из-за того, что вихорь, налетая на берёзу, свивает её ветки клубком, и они засыхают.
Начальнику, бизнесмену хорошо иметь при себе корень одолень-травы. Одолень-трава — это кувшинка белая. Собирают на Аграфену Купальницу (6 июля) по заводям и заглохшим прудам. Резать чем-либо острым её нельзя, надо только рвать.
Для счастья, удачи русская традиция рекомендует залепить в воск пчелиную матку и корень одолень-травы (или его часть) и носить при себе.
Считается, что тирлич да жабья костка смиряют гнев начальников. Тирлич, иначе стародубка или бешеная трава — растение Gentiana Amarella. Наши предки считали, что ни дна ведьма не обходится без этой травы.
Кто держит траву белену в руке, тот не боится никакой опасности.
Теперь несколько слов о том, в какой день можно начинать дело, а в какой нет. Ничего не стоит начинать 7 апреля (воскресенье), в Семиковскую неделю (неделя перед Троицей), 27 сентября (на Воздвижение), т.к. всё начатое кончится неудачей. Содеянное в пятницу не продержится и недели.
Первого апреля хорошо кого-либо обмануть, а если не удастся, то весь год не будет удачи.
Арки, образованные столбом и его подпоркой, называются цыганскими или лошадиными воротами. Проходить сквозь них — плохая примета:
— деньги не будут водиться;
— несчастье случится.
Ну и самая старая примета: кто любит есть голову рыбы — будет верховодить, а кто хвост — направлять.
Истории известны неоднократные случаи, когда астрологи предсказывали судьбу того или иного, главным образом, знаменитого человека. Из истории России известно, что день смерти Ивану Грозному предсказали волхвы. Когда он в назначенный волхвами день проснулся в прекрасном самочувствии, то потребовал предсказателей во дворец для • казни. Перепуганных бедолаг привели, но было уже не до : расправы: Иван отходил.
Использованная литература:
1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М., Юрист, 1994.
2. Карлофф Б. Деловая стратегия. М., 1993.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия.
4. Торшина К. Тестирование при приёме на работу. //Управление персоналом №12, 2000.
5. Словарь-справочник менеджера. М., ИНФРА-М, 1996.
6. Валовой Д. Менеджмент: история, теория и методология. // Управление персоналом. №9, 1999.
7. Общий менеджмент. М., ИНФРА, 1999.
8. Мысли мудрых людей на каждый день. Собраны Л.Н.Толстым. М., Художественная лит-ра 1990, с. 324
9. Маккей. X. Как уцелеть среди акул. М., Экономика. 1993.
10. Аристотель. Сочинения. Т.4. М., Мысль, 1983. '11. Веснин В.Р. Менеджмент. М., Юрист, 1994.
12. Яновский А. Внутрифирменные конфликты — фактор психологической опасности предприятия. //Управление персоналом №7, 1999.
13. Станкин М. Конфликт и его разрешение. //Управление персоналом №7, 1999.
[14]. Минченкова С. Искривлённое зеркало самооценки (психологический анализ). //Управление персоналом №7, 1999.
15. Старобинский Э.И. Культура речи и манера поведения.
16. Фатхутдинов Р, Основы менеджмента М.Мескона, М.Альберта, Ф.Хедоури к российской экономике не адаптированы^ //Управление персоналом №9, 1999.
17. Хигир Б. Узнаём характер по голосу. //Управление персоналом №4, 2000.
18. Фатхутдинов Р. Инновационный менеджмент ; как система повышения конкурентоспособности. //Управление персоналом №1, 2000.
19. Шипунов В.Г. Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: учебн. для сред. спец. учеб. заведений. М., Высшая школа, 1996.
20. Мексон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. //М., Дело, 1992
21. Иванов А.П. Менеджмент. Изд-во Михайлова В.А., СПб, 2000.
22. Монтень М. Опыты. М., Терра, 1991.
23. Уткин Э.А., Драчёва Е.Л., Кочеткова А.И., Юпиков Л.И. Сборник ситуационных задач, деловых |: и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». М., Финансы и статистика, 1999.
24. Крылов И. Маркетинг. М., Центр, 1998.
25. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.
26. Библия.
27. Таранов П.С. Философская афористика, М., 1996.
28. Новый мир, N2, 1995.
29. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб., Питер, 1999.
30. Географическое описание России, 1913. (цит. по: Русский календарь, 1995, 17.01)
31. Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний.
32. Маккей. X. Как уцелеть среди акул. М., Экономика, 1993.
33. Краткий анализ состояния преступности в России (январь-декабрь 1998года). // Российская юстиция №5, 1999. .
34. Новая газета №61, 2-8 ноября 2000г.
35. Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 1997г. // Справочная электронная система «Гарант».
36. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., Изд. «Независимая газета», 1993.
37. Ельцов А. Компенсационные механизмы в конфликтах. //Управление персоналом №7, 1999.
38. Жуплев А., Феоктистова В, Комарова Е. «Зехиа! Пагаззтеп!» в американских компаниях: организационные уроки и стратегии. //Управление персоналом №7, 1999.
39. Пасс Ю., Торшина К., Изменим жизнь к лучшему. Как помочь сотрудникам преодолеть стресс. //Управление персоналом №7, 1999.
40 Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации.
41. Моргунов Е. Психологизация организаций: адаптивность, обучаемость, креативность... Что на очереди. //Управление персоналом №4, 2001.
42. Калашников Д. Конфликты в организации: со-циально-конфликтологический уровень анализа (по результатам экспертного опроса управленческого персонала). //Управление персоналом №7, 1999.
43. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998.
44. Хоценко В.Е. Эволюционный менеджмент. // Менеджмент в России и за рубежом.
45. Тренев Н.Н. Основы делового общения. //Менеджмент в России и за рубежом.
46. Зайцева О.А. Рогачёва Н.И. Основы менеджмента. М., Центр, 1998.
47. Друкер П.Ф. Эффективный управляющий. М., Высшая школа, 2000.
48. Стандарт ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества.
49. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1992.
50. Черкасов В.В., Платонов С.В., Третьяк В.И. Управленческая деятельность менеджера. Ваклер, Киев, 1998.