Искусство строить отношения с сотрудниками, в том числе с трудными
Искусство строить отношения с сотрудниками у части менеджеров довольно иезуитское: не позволять сотрудникам жить слишком спокойно; не давать им прочно обосноваться; всегда поступать противоположно тому, чего они ожидают. Сделать так, чтобы они все время тревожились и оглядывались через плечо. Однако такой стиль создаёт нервозную обстановку, хотя и полезен в некоторых ситуациях.
Искусство строить отношения с сотрудниками других менеджеров состоит в подборе к каждому «отмычки». Дело, вообще, непростое, неблагодарное и малоэффективное.
Очень плох метод, нравиться подчинённым. Когда младший брат Наполеона Людовик был назначен в Голландию королём, то решил как-то похвалиться перед Бонапартом, что его, Людовика, в Голландии очень любят. Старший брат сурово оборвал его: «Брат мой, когда о каком-нибудь короле говорят, что он добр, значит царствование не удалось». И ещё один пример из жизни Наполеона. Когда в 1811г. (зенит славы императора) одна французская газета вздумала в избытке усердия самым восторженным тоном сообщить о «доброте» императора, то Наполеона это так взорвало, что он приказал отстранить редактора, так как «человек этот делает слишком много пошлостей».
Мацушита Коносуке, известный японский менеджер, одним из первых осознавший значение корпоративной религии как воодушевляющего начала, мобилизующего умственную энергию её сотрудников для продвижения бизнеса, даёт такую установку: «Человеческая солидарность и гармония являются обязательным условием успешного труда на производстве. Всегда демонстрируйте чёткость ваших целей и ведите бизнес как общее, объединяющее всех сотрудников дело. Искренность — фундамент солидарности и гармонии».
Управляющие работники в России имеют привычку с давних времён фактически не считаться со своими подчинёнными, считая их ниже себя в интеллектуальном смысле. Отсюда обращение на «ты» к пожилому сотруднику, которое может позволить себе совсем молодой начальник. Здесь же и корни пословицы: «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак». Для того, чтобы наши организации стали конкурентоспособными жизненно важно изменить пренебрежительное отношение к человеку.
Умелый менеджер никогда не должен ставить вопросы:
«поладим мы с этим работником?» или «что не может делать этот работник?». Такие вопросы ставит слабый менеджер. Вопросы должны ставиться такие: «какой вклад можно ожидать от работника?», «в чём может отличиться этот работник?».
Опытные менеджеры знают, что их подчинённым платят не за то, чтобы угождать, а за приведение объекта к состоянию конкурентоспособности. Многие слышали, на какие капризы способна примадонна во время гастролей. Но оперный импресарио получает деньги ещё и за то, чтобы уживаться с её любыми выходками, если таким образом она достигает нужных результатов. Абсолютно неважно, приятен ли талантливый преподаватель директору колледжа. Директору платят за то, чтобы он обеспечил эффективное приложение способностей преподавателя и не обращал внимания на возможные неудобства общения с ним. Если вы хотите использовать голову или руки человека, то надо принять его целиком.