Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации

«Конфликт» слово латинское и означает — столкновение. В менеджменте под конфликтом понимают временное эмо­циональное изменение настроения в связи с получением или не получением информации (в том числе искажённой), вы­зывающее специфическое представление об интересующем объекте, приводящее к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп. При этом одна и та же информация у разных людей вызывает разную реакцию, порождающую или не по­рождающую конфликт.

Первым конфликтом, возможно, был конфликт между Богом и человеком, когда Ева, а затем Адам, нарушив пред­писание, отведали запретный плод. Фактически это конф­ликт между порядком и своеволием. Для менеджера этот пример крайне поучителен. Менеджер должен помнить: ка­кой бы идеальный порядок он ни создавал даже в очень не­большой организации, разрушить его информационными средствами не представляет большого труда (достаточно . изрядной доли коварства).

Вторым — был конфликт между Каином и Авелем. Из Библии известно, что Каин принёс от плодов земли дар Гос­поду, и Авель принёс от первородных своего стада. И при­зрел, повествует книга «Бытие», Господь на Авеля и дар его, а на Каина и дар его не призрел. Каин сильно огорчился и, несмотря на призыв господствовать над грехом, убил Аве­ля. Таким образом, причины первых конфликтов явно ин­формационные.

Немецкий социолог Р. Дарендорф в работе «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» утверждал, что конфликт присущ любому обществу из-за наличия отношений господства и подчинения и что наличие конф­ликтов необязательно угрожает системе, т.к. он не есть про­тивоположность порядку. В цивилизованном обществе кон­фликт столь же нормален, как свобода слова, выборность и т.д. Таким образом, не пытайтесь избежать конфликтов, у вас ничего не получится. Более того, наличие конфликтов можно считать признаком здоровой организации [43].

Среди российских руководителей широко распростране­но негативное отношение к любым конфликтам, происхо­дящим в организации (48% опрошенных [42]). Вероятно, это связано с тем, что большинство руководителей либо стре­мятся подавить все конфликты (такого руководителя у нас традиционно ценят), либо не хотят вмешиваться в них, а потому не замечают. Оба эти подхода ошибочны, т.к. в пер­вом случае менеджер избавляется и от конструктивных кон­фликтов, полезных для организации. А во втором — даёт возможность свободно развиваться деструктивным конфлик­там, которые наносят большой вред и организации, и рабо­тающим в ней людям. Необходимо помнить, что источни­ком всякого развития является именно противоречие, стол­кновение различных позиций.

Если конфликта нельзя избежать, то нужно и можно на­учиться им управлять.