Культура как фактор социальных изменений.

 

Определения феномена культуры многочисленны. Понятие культуры в теоретической социологии: специфическая, т.е. социальная (генетически не наследуемая) совокупность средств, форм, образцов и ориентиров действий и взаимодействий людей со средой существования, вырабатываемая людьми в совместной жизни для поддержания структур деятельности и общения. Структуру культуры можно представить в следующем виде:

1. Материальная культура (производство материальных ценностей: пища, одежда, жилища, орудия труда).

2. Духовная культура (производство духовных ценно­стей: идеи, концепции, художественные образы, нормы).

3. Социальная культура (производство социальных ценностей: социальные институты, организа­ции, их структуры).

4. Личностная культура (производство человека как высшей ценности: различные типы личности).

Культурные универсалии (Дж. Мердок). Существуют некоторые феномены в общественных отношениях, свойственные любым известным социумам их называют культурными универсалиями. К ним относят:

язык, совместный труд, образование, семья и брак (правда, формы достаточно разнообразны), наличие ритуалов, танец, украшения, игры, обычаи дарить подарки и др.

Социальные функции культуры: 1. Произ­водство норм, образцов, человеческой деятельности (формирование структур со­циальных систем: общностей, институтов). 2. Хранение и передача социальной информации (память). 3. Социализация индивидов и групп.

В производстве духовных ценностей (духовной культуре) различают неспециа­лизированные и специализированные способы производства. Неспециализированное духовное производство может быть определено как на­родное творчество: продуктами народного творчества являются язык, мораль, мифы, поэтическое творчество, народные танцы и т.д. Современными разновид­ностями народного творчества выступают: художественная самодеятельность, самодеятельное техническое творчество. Из народного творчества выросло специализированное производство. Оно осуществляется различными профессионалами в области духовного произ­водства (художниками, писателями, актёрами, скульпторами, учёными, богосло­вами). Они осуществляют свою творческую деятельность в рамках исторически складывающихся и развивающихся духовных институтов: искусство, наука, рели­гия, философия, идеология. Кроме того, в духовном производстве функционируют институты распределения духовных ценностей: школы (образование), библиотеки, средства массовой информации. На основе духовных институтов формируются духовные или идеологические организации: Большой академический театр, Рос­сийская академия наук, Русская православная церковь.

Различают доминирующую культуру, контркультуру и субкультуру. Доминирующая культура - разделяется большинством членов того или иного сообщества. Субкультура – это вариант культуры, выра­ботанный в той или иной социальной группе, в том или ином обществе (молодёж­ная, этнического меньшинства и др.). Субкультура, противостоящая домини­рующей культуре, становится контркультурой, главным признаком которой явля­ется противовес общепринятым нормам и ценностям. Основные исторические типы культуры: Восток – конфуцианско-даосистская, индо-буддийская, исламская; Запад - античная, христианская.

Суб- или контр- культура может занять место доминирующей культуры в результате разделения её основных ценностей общественным мнением или при насильственном введении её сильной государственной властью. Примеры: христианская культура до её признания императором Константином 1, марксизм до Великой Октябрьской Революции и т.д.