Культура как фактор социальных изменений.
Определения феномена культуры многочисленны. Понятие культуры в теоретической социологии: специфическая, т.е. социальная (генетически не наследуемая) совокупность средств, форм, образцов и ориентиров действий и взаимодействий людей со средой существования, вырабатываемая людьми в совместной жизни для поддержания структур деятельности и общения. Структуру культуры можно представить в следующем виде:
1. Материальная культура (производство материальных ценностей: пища, одежда, жилища, орудия труда).
2. Духовная культура (производство духовных ценностей: идеи, концепции, художественные образы, нормы).
3. Социальная культура (производство социальных ценностей: социальные институты, организации, их структуры).
4. Личностная культура (производство человека как высшей ценности: различные типы личности).
Культурные универсалии (Дж. Мердок). Существуют некоторые феномены в общественных отношениях, свойственные любым известным социумам их называют культурными универсалиями. К ним относят:
язык, совместный труд, образование, семья и брак (правда, формы достаточно разнообразны), наличие ритуалов, танец, украшения, игры, обычаи дарить подарки и др.
Социальные функции культуры: 1. Производство норм, образцов, человеческой деятельности (формирование структур социальных систем: общностей, институтов). 2. Хранение и передача социальной информации (память). 3. Социализация индивидов и групп.
В производстве духовных ценностей (духовной культуре) различают неспециализированные и специализированные способы производства. Неспециализированное духовное производство может быть определено как народное творчество: продуктами народного творчества являются язык, мораль, мифы, поэтическое творчество, народные танцы и т.д. Современными разновидностями народного творчества выступают: художественная самодеятельность, самодеятельное техническое творчество. Из народного творчества выросло специализированное производство. Оно осуществляется различными профессионалами в области духовного производства (художниками, писателями, актёрами, скульпторами, учёными, богословами). Они осуществляют свою творческую деятельность в рамках исторически складывающихся и развивающихся духовных институтов: искусство, наука, религия, философия, идеология. Кроме того, в духовном производстве функционируют институты распределения духовных ценностей: школы (образование), библиотеки, средства массовой информации. На основе духовных институтов формируются духовные или идеологические организации: Большой академический театр, Российская академия наук, Русская православная церковь.
Различают доминирующую культуру, контркультуру и субкультуру. Доминирующая культура - разделяется большинством членов того или иного сообщества. Субкультура – это вариант культуры, выработанный в той или иной социальной группе, в том или ином обществе (молодёжная, этнического меньшинства и др.). Субкультура, противостоящая доминирующей культуре, становится контркультурой, главным признаком которой является противовес общепринятым нормам и ценностям. Основные исторические типы культуры: Восток – конфуцианско-даосистская, индо-буддийская, исламская; Запад - античная, христианская.
Суб- или контр- культура может занять место доминирующей культуры в результате разделения её основных ценностей общественным мнением или при насильственном введении её сильной государственной властью. Примеры: христианская культура до её признания императором Константином 1, марксизм до Великой Октябрьской Революции и т.д.