Вопрос 44. Натуралистическая социология 19 века.
Необходимо отметить, что слово классик можно употреблять в научной литературе, как минимум, в двух смыслах:
1. Учёный, являющийся родоначальником направления в науке, и (или) заложивший основные её принципы, и (или) внёсший значительный вклад в содержание какой-либо дисциплины и т.д.
2. Деятель науки, придерживающийся классической парадигмы.
Парадигма (от греч. παράδειγμα— пример, образец) – этот термин использовал ещё Платон как понятие идеального образа чего-либо. В современной терминологии Понятие «парадигма» введено в научный оборот американским философом и историком науки Т. Куном в 70-х гг. ХХ века – признанные всеми научные достижения, которые в течение некоторого времени служат образцом постановки проблем и способа решений научному сообществу.
В становлении социологии как науки различают: классический и неклассический этапы. В настоящее время некоторые исследователи выделяют появление постнеклассической (постмодернистской) науки и в рамках её, следовательно, постнеклассический этап социологии. Название этапов связано с выделением 3-х больших парадигм в естествознании. Однако хронологические рамки естественнонаучных периодов и социологии отличаются. В естествознании классический этап (XVII - XIX), неклассический (с I пол. XX), пост-неклассический (современная наука). Считается, что социология в качестве самостоятельной науки как целостной системы сформировалась в середине XIX в. А в качестве основателей классической социологии, т.е. социологии, опирающейся на принципы классики, чаще всего называют: О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. В качестве представителей неклассической социологии называют: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля., В. Парето. Г. Моска.
Ге́рберт Спе́нсер (1820 — 1903 гг.) лично встречался с О. Контом и предпочел именно предложенное последним наименование «социология», хотя распространение получили "конкурировавшие" с ним наименования "социальная физика" и др. Спенсер первым среди социологов ввел в социологическую науку такие ключевые понятия, как: "социальная система", "социальный институт", "структура", "функция".
Эволюция для Спенсера — универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, как физического, так и биологического и социального мира.
Спенсер подобно Дарвину выдвинул идею «естественного отбора» наиболее приспособленных. Увеличение населения стимулирует все большую социальную активность: требуется все большая изобретательность, чтобы выжить. Наименее развитые группы и индивиды вымирают, поэтому общий уровень развития и интеллекта должен постепенно возрастать. Выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешательство.
Главным вкладом, который внёс Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) в развитие социологии считается научный анализ социальной структуры современного ему капиталистического общества. К. Маркс и его друг и единомышленник Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) рассматривали общество как качественно отличную от природы часть мира. Подчеркивали приоритетную роль экономического фактора в развитии общества и создали учение об общественно-экономической формации как единице измерения общественного развития.
Отметим тот факт, что Маркс не называл себя социологом, а его разработки легли в основу доктрины «Научного коммунизма», являвшейся в нашей стране практикой переустройства общества. Маркс и Энгельс указывали на ведущую роль интересов больших социальных групп (классов, наций) в практике и теории классовой борьбы и создали учение о диктатуре пролетариата.
Маркс является автором ряда научных понятий и разработок. По его мнению, человечество при переходе к производящей экономике (земледелие и скотоводство) получило прибавочный продукт, который начали аккумулировать у себя господствующие классы. Для политического господства класс узурпаторов создаёт государство, силовые институты (армию, полицию), привлекает право и идеологию (религию) в поддержку существующему порядку. Трудящиеся массы рассматриваются в качестве движущей силы социального прогресса, так как социальные перемены выгодны только угнетённым классам. Качественные уровни развития общества, «формации» – характеризуют способ соединения между собой людей для реализации производственных отношений (производство средств существования и собственно людей). Общественно-исторические формации по Марксу:
Первобытнообщинный строй (доклассовое общество);
Рабство (классовое общество);
Феодализм (классовое общество);
Капитализм (классовое общество);
Коммунизм (последняя, неклассовая формация).
Вклад Маркса в области анализа классов и социальных изменений сохраняет значение и в настоящее время.
Основная идея Максимилиа́на (Макса) Ве́бера (1864 – 1920 гг.) состоит в том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть «понимания», состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего: при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается; какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей; каковы субъективные мотивы их деятельности. В центре его теории понятие «социальное действие».
Социальное действие, по его мнению, есть элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется: осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения; ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию.
М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия: целерациональное – направленное на достижение какой-либо рациональной цели; ценностнорациональное — основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия; аффективное - эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме; традиционное — обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки. Ему удалось проанализировать связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп.
По Веберу, идеологические (религиозные) ценности могут быть мощной силой влияния на социальные изменения. Он считает, что формированию американского общества в развитый капиталистический социум содействовали протестантские убеждения его основателей (в работе «Протестантская этика и дух капитализма»).
Концепция Эмиля Дюркгейма (1858 – 1917 гг.) получила название социальный реализм. Научные взгляды этого исследователя существенно отличаются от взглядов основоположника социологии О. Конта. Сущность социального реализма, по мнению Э. Дюркгейма, состоит в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение. Данная мысль созвучна идеям К. Маркса об особенностях методологии социальных наук в отличии от естественных. Важнейшими признаками социальных фактов являются: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам; их принудительное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты (семья, религия, право и т.д.). Э. Дюркгейм также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в рационалистическом, то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни. Э. Дюркгейм считал, что общество - это надиндивидуальное бытие, потому что, объединяясь в группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называет «коллективным сознанием».
Социальная солидарность — главная сила, которая сплачивает общество. Механическая солидарность характерна для простого архаического общества — там нет индивидуальности, главенствует коллективное сознание. Просты и примитивны требования к каждому индивиду, в то же время контроль жёсток.
Органическая солидарность характерна для индустриального (сложного) общество — предполагается наличие разделения труда. В сложном демократическом обществе и требования к индивидам многоплановые, способствуют разностороннему развитию и непохожести. Контроль не жесток, а носит скорее корректирующий и направляющий характер.