Становление и развитие классической науки

 

Данный период эволюции науки связан с изменением христианского мировоззрения и постепенной утратой господствующих позиций теологии. В научных кругах этого времени активно формировались идеи понимать природу на основе принципа ее «полезности» для человека, возможности математического описания ее параметров, а также изучения различных природных областей опытно-эмпирическими методами.

Научная революция XVI – XVII вв.[14] знаменовала собой начало нового стиля мышления и становление науки в современном понимании этого слова. Новое качественное состояние науки формировалось длительно и постепенно. Ученые начала Нового времени зачастую сочетают в своем творчестве современ­ный стиль исследования и позднесредневековые практики прошлого, включающие элементы алхимии, астрологии и магические натурфилософские идеи.

Под воздействием научно-мировоззренческих новаций происходит постепенное изменение научной картины мира. Уходит в прошлое геоцентрическая система мира, связанная с именами Аристотеля и Птолемея. Схоластическая традиция, сочетающая в себе теологические и рационально-логические основы средневековой науки, перестала удовлетворять требованиям новой научной методологии.

Влияние религиозной Реформации имело далеко идущие последствия во всех сферах деятельности, в том числе и в науке. Мощный критический заряд, изначально направленный против религиозно-католических функционеров, произвел существенные изменения в научно-мировоззренческой сфере. Идеи М. Лютера, Ж. Кальвина и иных лидеров движения Реформации утвердили равенство всех видов труда. Это создало условия формирования науки как обычной профессии. А успехи, достигнутые исследователями на научном поприще, трактовались реформаторами как результат божественной благосклонности. В этом смысле в научной деятельности ученые той эпохи видели высокий религиоз­ный смысл. С их точки зрения научные открытия не противоречат религиозно-протестантскому духу, а на­оборот, углубляют религиозное чувство, все более открывая со­вершенство мироздания, мудрость и величие Творца.

Развитие капиталистического общественного производства рассматриваемого периода способствовало соединению науки и практики. Необходимость технического перевооружения производства, интенсивное использование усложняющихся механизмов и инструментов привели к тому, что статус механики неуклонно повышался. Именно в этот период она становится самостоятельной отраслью знания.

Утрата позиций философско-мировоззренческих идей Аристотеля привела к выдвижению на первый план античного наследия иных авторов. Актуализируются скептицизм Пиррона, атомизм Демокрита, эти­ческие учения эпикурейцев и стоиков, пифагорейско-платоновские воззрения, неоплатонизм.

Новое научно-философское мировоззрение перестало придерживаться субстанциального подхода. Мир, таким образом, уже не представлял собой совокупность сущностных, относительно самостоятельных основ, имеющих онтологический приоритет над процессами, происходящими в нем. Он все более стал рассматриваться как однородное, равномерное и бесконечное пространство, все точки которого равноценны по своей значимости. Механистически рассматриваемое, базирующееся на физических основах пространство подлежит произвольному расчленению, математическому измерению, терминологическому определению. В этой связи атомизм Демо­крита и пифагорейские идеи о совершенной математиче­ской гармонии, лежащей в основании мироздания, звучат в новых условиях особенно актуально.

В новой концепции познания центральное место занял познающий субъект. Индивидуальное сознание исследователя стало мерилом истинности получаемых им знаний. В этой связи решающую роль сыграли выработанные в ходе Реформации принципы личной ответственности, свободы совести и индивидуальной независимости человека. Вместе с тем субъект познания принципиально не может обладать монополией на истину. Отсюда вытекает вывод о недостоверном, вероятностном характере получаемых наукой знаний. Данная проблема обусловила изначально критическое отношение к вырабатываемым научным теориям, которые подлежат проверкам и непрерывной коррекции[15].

Фундаментальные основы механики как самостоятельной отрасли науки данного периода заложил Галилео Галилей (1564–1642). Его физико-механистическая концепция устройства мира сочетала в себе определенную двойственность. С одной стороны, он рассматривал мир в качестве материальной системы, объекты которой состоят из элементов, находящихся в постоянном движении. Сгруппировать эти элементы, измерить их параметры, а также определить направление и скорость их движения, по мнению ученого, возможно с материально-механистической позиции. С другой стороны, объекты природы рассматриваются автором концепции в качестве идеализированных образований, и при их изучении можно абстрагироваться от их реальных качеств. Такие идеализированные объекты в теории Галилея приравнены к материальной точке, изначально находящейся в состоянии непрерывного, равномерного и прямолинейного движения. Таким образом, и огромные космические тела, и элементы микромира, по мнению Галилея, находятся в движении, описать которое можно с помощью одних и тех же законов механики.

Идеализация объектов научного изучения была связана с возрождением в новых условиях платоновскойтрадиции. При этом формировался метод научного абстрагирования, суть которого состоит в сознательном отвлечении от частных свойств и связей предмета познания для более полного изучения его общих, существенных признаков. Галилеевский метод идеализации предмета исследования при абстрагировании от его второстепенных параметров позволил более полно использовать возможности математики в классической механике. На этой основе Гали­лей сформулировал закон падения тел, исследовал закономерности колеба­ний маятника. В рамках развития научной методологии он одним из первых отстаивал важность эксперименталь­но-математического метода в естествознании. Кроме того, Галилей поддерживал формирующуюся в то время идею автономии науки от религии как специфической формы интеллектуальной деятельности, обосновывал представления об особом языке науки и необходимости поднятия ее социального статуса.

С иных позиций подходил к решению проблем формирующейся классической науки Френсис Бэкон (1561–1626). По его мнению, научная деятельность прежде всего связана со сбором и ана­лизом фактов. Бэкон не разделял научно-оптимистические взгляды Галилея на математику в исследованиях абстрактно-упрощенных предметов. По его мнению, необходимо развивать обобщающе-описательное естествознание, основанное на всестороннем учете реальной специфики предмета исследования. В этой связи он развивает идеи о важности опытно-экспериментального направления развития науки. Задачи нового этапа он видит в очищении разума ученого от заблуж­дений и стереотипов, от познания так называемых «идолов».

Ф. Бэкон является одним из ярких разработчиков проблем научной методологии. Известно его образное сравнение методологии с циркулем, посредством которого даже неискушенный в рисовании человек изобразит образцовую окружность, либо со светильником, который ночью освещает путь страннику. Методология науки, роль и значение которой нельзя переоценить, выступает как средство оптимизации исследовательских усилий. По мнению автора, подлинная методология должна базироваться на основе логической индукции, когда процесс накопления знаний происходит по принципу «от частного – к общему». Данная методология позволяет извлечь из совокупности единичных, частных фактов общие закономерности, поиск которых и составляет смысл научного исследования. Приоритетным же способом и основой получения научного знания Ф. Бэкон считал эксперимент. Он разработал учение о различных видах экспериментирования и применения эмпирически полученных данных в различных научно-практических областях. Выдвигая тезис о наглядности в ходе экспериментальной деятельности, Бэкон отмечал важность использования примеров в науке. Однако переоценка эмпирической состав­ляющей и игнорирование математического элемента в процессе развития научного знания не позволили Бэкону объединить передовые по тем временам взгляды на необходимость сочетания эмпирического метода с его математической формой реализации.

Ф. Бэкон подчеркивал, что наука несет в себе деятельное начало и преобразует жизнь челове­ка. Именно в этом смысле трактуется известный лозунг мыслителя, предвосхитившего грядущую эпоху воздействия науки на все сферы жизни, – «знание – сила». Кроме того, Бэкона можно назвать разработчиком концепции науки как социального института. Он высказал непривычные по тем временам мысли о том, что наука – дело всего общества, а не одиночек, что она должна стать подлинным социальным институтом с хорошо оснащенной материальной базой и высоким статусом человека науки.

Ярким выразителем тенденций развития классической науки первой половины XVII в. явился Рене Декарт (1596–1650). Он был не только крупнейшим математиком, но и разработчиком ряда вопросов теоретической науки. Главное место в методологии Декарта отведено «всеобщей математике». При этом математические принципы, по Декарту, универсальны, они действуют во всех сферах, где происходит научное познание. Своим главным достижением сам Декарт считал создание мето­да, который позволяет преодолеть складывающийся скептицизм в науке данного периода и способствует формированию оптимального способа достижения нового знания.

Правильное мышление, как подчеркивал мыслитель, ведет к установлению незыблемых основ, на базе которых могут успешно формироваться истинные суждения и умозаключения. При этом Декарт не отрицал важность нерациональных форм мысли, в первую очередь интуиции. В вопросах логи­ческих построений научных рассуждений автор отдавал приоритет дедуктивным формам мысли при максимальной полноте охвата имеющихся в распоряжении исследователя сведений. В известном труде автора «Правила для руководства ума» такой метод основывается на принципе логической энумерации.

Р. Декарт считал науку единым, целостным образованием. В условиях наметившейся изолированности отдельных научных отраслей он выработал программу унификации всей науки. Основой объединения научных дисциплин он считал метафизику и натурфилософию. Положения его работы «Начала философии», опубликованной в 1644 г., раскрывают взгляды ученого на строение материи, природу света и теплоты, дают представление об основах оптики, а также математической механики и геометрии. Разработав систему прямоугольных координат, применяемую и по сей день, Декарт внес вклад в методику построения графиков математических функций и графического решения уравнений. При этом он считал, что система ясных и отчетливых идей, присущих природе человеческого разума, дает основания для научного оптимизма в познании окружающего мира.

Научные воззрения Декарта (картезианство) часто связывают с символом рационализма. Его учение имело значительный успех в Западной Европе и долго удерживало лидирующие позиции в вопросах разработки научной проблематики новоевропейского разума. Результатом научно-интеллектуальной деятельности мыслителя явилась впервые со всей ясностью сформированная идея о господстве человека над природой. А его известное высказывание – «Мыслю, следовательно, существую» говорит об онтологической ценности научно-познавательного процесса человечества.

Широк круг ученых, непосредственно создававших основы классической науки вместе с Г. Галилеем, Ф. Бэконом и Р. Декартом. Так, распространение в новых условиях идей атомизма во многом связано с работами Пьера Гассенди (1594–1655). Большую роль в утверждении формальных основ новой науки в Англии сыграл Роберт Бойль (1627– 1691). Кроме перечисленных деятелей науки, XVII в. подарил миру целую плеяду блестящих ученых, в числе которых У. Гарвей, Р. Гук, X. Гюй­генс, И. Ньютон, Б. Паскаль, Э. Торричелли, П. Ферма и многие другие.

Научная революция XVI – XVII вв. разработала основы математического естествознания. Она ввела новую онтологию, заменив аристотелевско-схоластические и ренессансные представления об иерархически устроенном мире как результате божественного творения теорией бесконечного, однородного пространства, состоящего из равнозначных материальных частиц, движущихся по законам механики. Мир для науки Нового времени представляет собой опытно-исследовательское пространство, параметры которого поддаются строгому терминологическому определению и точному математическому исчислению. Человек все более воспринимается как покоритель и хозяин природы.