Компетенция федеральных органов государственной власти в сфере финансового контроля
Президентский контроль осуществляет специально созданное самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ — Контрольное управление Президента РФ. К основным функциям этого органа отнесены контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ), указов, распоряжений и иных решений главы государства, в том числе контроль за реализацией бюджетных посланий Президента РФ1.
Осуществление финансового контроля возложено также на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Эти должностные лица наделены правом организовывать проверки использования федерального имущества и средств федерального бюджета в соответствующем федеральном округе2. Финансовые ревизии и проверки осуществляются с привлечением специалистов контрольно-ревизионного аппарата Минфина России, налоговых и правоохранительных органов, местных финансовых и иных органов. Ими проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности, проверка законности использования бюджетных ассигнований, государственного имущества и т. д.
Контрольные полномочия органов законодательной (представительной) власти в своих основах закреплены Конституцией РФ. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, предоставляемый Правительством РФ. Финансовый контроль осуществляют также специальные комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой, а для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты парламента образуют Счетную палату (ч. 3, 5 ст. 101 Конституции РФ).
Бюджетный кодекс РФ (п. 2 ст. 265) предоставляет законодательным (представительным) органам следующие права:
1) получать от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимые сопроводительные мате риалы при утверждении бюджета;
2) получать от органов, исполняющих бюджеты, оперативную информацию об их исполнении;
3) утверждать (не утверждать) отчет об исполнении бюджета;
4) создавать собственные контрольные органы (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного
самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
5) выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Счетная палата РФ согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.
Задачами Счетной палаты РФ являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России.
Объектами контрольной деятельности Счетной палаты РФ являются средства федерального бюджета, внебюджетных фондов, а также федеральная собственность. Контрольные полномочия этого органа распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, иные юридические лица (их союзы, ассоциации и другие объединения) независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
В процессе реализации возложенных на нее задач Счетная палата РФ осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации, и т. д.
По данным оперативного контроля Счетная палата РФ ежеквартально предоставляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, а о результатах проведенных ревизий и проверок информирует обе палаты парламента и доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций. В случае выявления хищений государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений материалы проверки или ревизии передаются в правоохранительные органы.
Мерами реагирования Счетной палаты РФ на нарушения финансовой дисциплины являются представления и предписания (ст. 23, 24 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечения к ответственности виновных должностных лиц Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления. Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в нем срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения.
В случае, если на проверяемом объекте выявлены нарушения в хозяйственной, коммерческой и иной деятельности, наносящие государству прямой непосредственный ущерб и требующие в связи с этим безотлагательного пресечения, а также если умышленно или систематически не соблюдаются порядок и сроки рассмотрения представлений Счетной палаты, создаются препятствия для проведения контрольных мероприятий, Счетная палата вправе давать администрации проверяемых объектов обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний может быть принято решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.
При осуществлении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с иными контрольными органами Российской Федерации. Согласно ст. 22 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов РФ, Центральный банк РФ и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов РФ и его контрольно-ревизионное управление, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, представителей Общественной палаты РФ, а на договорной основе — негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов.
Финансовый контроль органов исполнительной власти осуществляется органами общей и специальной компетенции.
Правительство РФ как орган общей компетенции определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти в области финансового контроля, а также обладает самостоятельными полномочиями в этой сфере.
На основании ст. 114 Конституции РФ и ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»1 Правительство РФ реализует свои контрольные полномочия при составлении и исполнении федерального бюджета, при проведении единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также выступает органом валютного контроля.
Высший орган исполнительной власти РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, утверждает положения об этих органах (в том числе и об органах финансового контроля), осуществляет систематический контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ.
Правительство вправе образовывать координационные, совещательные органы, а также иные органы, действующие в области финансового контроля.
В результате реформирования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 в Российской Федерации сложилась принципиально новая организованная совокупность органов исполнительной власти федерального уровня. Основными направлениями реформирования указанных органов, проводимого в рамках административной реформы, являлись сокращение количества федеральных органов исполнительной власти и исключение дублирования их функций.
В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Основополагающим нововведением Указа явилось разделение правотворческих, контрольно-надзорных и правоприменительных функций между указанными организационно-правовыми формами органов исполнительной власти, что коренным образом изменило структуру федеральных органов исполнительной власти, обладающих полномочиями в области финансового контроля.
Обновленная система федеральных органов управления финансами включает Министерство финансов РФ с отнесенными к его ведению федеральными службами:
1) Федеральная налоговая служба;
2) Федеральная служба страхового надзора;
3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
4) Федеральная служба по финансовому мониторингу;
5)
К государственным органам, обладающим контрольно-надзорными полномочиями в финансовой сфере, относятся также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам, находящиеся в ведении Правительства РФ.
Министерство финансов РФ, согласно общему статусу федерального министерства, закрепленному п. 3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в закрепленной за ним сфере и не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ).
Таким образом, в результате реформы Минфин России утратил надведомственные контрольно-надзорные полномочия в финансовой сфере и вправе лишь координировать и контролировать деятельность находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также осуществлять контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Минфин России осуществляет разработку нормативно-правовой базы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты по следующим вопросам: регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, контроля за проведением лотерей1.
В соответствии со ст. 268 БК Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов и за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.
Согласно Положению об этом органе1 на него возложены функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. В частности, это контроль и надзор за правомерностью и эффективностью использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории России и за рубежом; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
В соответствии с указанными направлениями контрольной деятельности Росфиннадзор проводит ревизии и проверки поступлений и расходования федеральных средств, проверяет фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, и вправе направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы представления и предписания по устранению выявленных нарушений, контролировать их своевременное исполнение. Ревизии и проверки могут проводиться по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов.
В сфере валютного контроля на него возложена организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации.
К основным функциям Росфиннадзора отнесены также: проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере; организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
В целях проведения государственной бюджетной политики, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 15561 была образована единая централизованная система органов федерального казначейства при Министерстве финансов РФ: Федеральное казначейство и находящиеся в его ведении территориальные органы, которые действуют в субъектах РФ, а также в городах (за исключением городов районного подчинения), районах и районах в городах.
Согласно Положению об этом органе2 Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
На основании ст. 267 БК Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств; непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Органы казначейства как органы предварительного и текущего финансового контроля имеют право производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов; получать от банков и иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов юридических лиц, использующих федеральные средства; изымать документы, свидетельствующие о финансовых нарушениях.
Они наделены правом приостанавливать операции по счетам юридических лиц в случае создания препятствий для проведения финансового контроля, взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, используемые не по целевому назначению, а также применяют меры ответственности — штрафы в размере действующей учетной ставки ЦБ РФ.
По итогам контрольных мероприятий к ответственности привлекаются банки и иные финансово-кредитные учреждения. В случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление федеральных средств казначейство налагает штрафы в размере действующей в соответствующем банке или ином финансово-кредитном учреждении процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов, а также вправе вносить в ЦБ РФ представления о лишении их лицензий на совершение банковских операций.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы выступают специализированными органами налогового контроля. Формы проведения налогового контроля, права и обязанности налоговых органов, меры ответственности за нарушения налогового законодательства, а также иные аспекты контрольной деятельности налоговых органов закреплены Налоговым кодексом РФ (частью первой), Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», иными нормативными актами.
Единую централизованную систему налоговых органов в Российской Федерации составляют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы: управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня1. Налоговые органы находятся в ведении Министерства финансов РФ.
Основная задача налоговых органов — контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. На них возложены функции агента валютного контроля, контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также за исполнением нормативных правовых актов в финансовой сфере (например, за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением).
В пределах своих контрольных полномочий налоговые органы проводят налоговые проверки и наделены правом применения мер государственного принуждения в отношении юридических лиц всех форм собственности, а также в отношении их должностных лиц, нарушивших налоговое законодательство.
К проведению выездных налоговых проверок по запросу налоговых органов могут привлекаться органы внутренних дел. Кроме того, согласно ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»2 милиции предоставлено право проводить проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах РФ.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления данных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Таможенные органы России — Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ — согласно ст. 403 ТК РФ осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, таможенных, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» руководство Федеральной таможенной службой передано от Минэкономразвития России непосредственно Правительству РФ1.
На основании ст. 34 ПК таможенные органы осуществляют полномочия налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Контрольно-надзорными полномочиями в сфере страховой деятельности в настоящее время наделена Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. На нее возложены следующие функции:
1) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
2) осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
3) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
4) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в структуре федеральных органов исполнительной власти был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу1, который в результате административной реформы был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), находящуюся в ведении Министерства финансов РФ.
К полномочиям Росфинмониторинга2 отнесены: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ, выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, проверка такой информации; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и др.
При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию в правоохранительные органы и вправе издавать постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.
Контроль и надзор Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) направлен на деятельность эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, инвестиционных фондов, Пенсионного фонда РФ, товарных бирж, иных участников рынка ценных бумаг1.
Негосударственный контроль на фондовом рынке проводят саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Они устанавливают обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и проводят контроль за их соблюдением.
Особым направлением контрольной деятельности в финансовой сфере выступает надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций. В целях поддержания стабильности банковской системы и для защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России уполномочен осуществлять надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и, в частности, установленных ими обязательных нормативов2.
Проверки кредитных организаций и их филиалов могут осуществляться уполномоченными представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами. По итогам надзорных мероприятий Центральный банк РФ направляет обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям (ст. 73, 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Помимо банковского надзора, на Центральный банк РФ возложены организация и контроль за денежным обращением в Российской Федерации, контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. В соответствии с действующим законодательством Банк России выступает как орган валютного контроля, а уполномоченные банки, подотчетные ему, являются агентами валютного контроля в Российской Федерации1.
Согласно нормам Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г.2 территориальные учреждения Банка России, а также по их поручению расчетно-кассовые центры проверяют работу кредитных организаций по организации наличного денежного оборота, соблюдению порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью предприятиями. Коммерческие банки не реже одного раза в два года проверяют соблюдение предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Контроль органов судебной власти осуществляется в процессе рассмотрения индивидуальных дел в связи с совершением административных правонарушений и уголовных преступлений в финансовой сфере. Кроме того, на них возложены и непосредственные контрольные полномочия в финансовой сфере. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществляют контр
Проверки кредитных организаций и их филиалов могут осуществляться уполномоченными представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами. По итогам надзорных мероприятий Центральный банк РФ направляет обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям (ст. 73, 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Помимо банковского надзора, на Центральный банк РФ возложены организация и контроль за денежным обращением в Российской Федерации, контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. В соответствии с действующим законодательством Банк России выступает как орган валютного контроля, а уполномоченные банки, подотчетные ему, являются агентами валютного контроля в Российской Федерации1.
Согласно нормам Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г.2 территориальные учреждения Банка России, а также по их поручению расчетно-кассовые центры проверяют работу кредитных организаций по организации наличного денежного оборота, соблюдению порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью предприятиями. Коммерческие банки не реже одного раза в два года проверяют соблюдение предприятиями определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Контроль органов судебной власти осуществляется в процессе рассмотрения индивидуальных дел в связи с совершением административных правонарушений и уголовных преступлений в финансовой сфере. Кроме того, на них возложены и непосредственные контрольные полномочия в финансовой сфере. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществляют контроль за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб.