Финансовый счет

 

Использование Ресурсы
Монетарное золото и СПЗ Чистое кредитование и чистые займы
Депозиты и наличные деньги Депозиты и наличные деньги

Окончание табл. 26

 

Использование Ресурсы
Ценные бумаги кроме акций Ценные бумаги кроме акций
Акции Акции
Займы и кредиты Займы и кредиты
Технические резервы страховых компаний Технические резервы страховых компаний
Прочая кредиторская и дебиторская задолженность Прочая кредиторская и дебиторская задолженность
Всего использование Итого ресурсов

Финансовый счет включается в группу счетов накопления. Пра­вая сторона счета — это операции по принятию финансовых обяза­тельств. Левая сторона — операции по приобретению финансовых активов.

Регистрация операций в финансовом счете осуществляется по изменениям за период финансовых активов и операций, а не по их абсолютной величине.

Информация, получаемая на основе СНС, нужна органам го­сударственного управления, предприятиям и международным ор­ганизациям.

Создается для развития и повышения эффективности внеш­неторговой деятельности система внешнеторговой информации, управление которой производится федеральным органом испол­нительной власти.

Система внешнеторговой информации состоит из следующих сведений:

1) об иностранных и российских лицах, которые осуществляют внешнеторговую деятельность на российском рынке;

2) об иностранных и российских лицах, которые получили кво­ты и лицензии;

3) о международных торговых договорах и об иных договорах РФ в области внешнеэкономических связей;

4) об иностранном и российском законодательстве в области внешнеторговой деятельности;

5) о деятельности торговых представительств РФ в иностран­ных государствах;

6) о деятельности Российского экспортно-импортного банка и других организаций, которые оказывают услуги по кредито­ванию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;


7) о таможенной статистике внешней торговли РФ;

8) о конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам;

9) о законодательстве РФ в области технического регулиро­вания;

 

10) о правонарушениях в области внешнеторговой деятель­ности;

11) о перечне товаров, ввоз которых на территорию РФ или вывоз которых с ее территории запрещен;

12) другие полезные для осуществления внешнеторговой дея­тельности сведения. Федеральный орган исполнительной власти в рациональный срок

предоставляет платную необходимую информацию в области внеш­неторговой деятельности российскому лицу или иностранному лицу, которые участвуют во внешнеторговой деятельности, оплата данной информации не превышает стоимости оказанных услуг по предостав­лению такой информации. Полученные денежные средства полностью поступают в федеральный бюджет.

В соответствии с обязательствами, вытекающими из междуна­родных договоров РФ, федеральный орган исполнительной власти предоставляет иностранным государствам и международным органи­зациям информацию о государственном регулировании внешнетор­говой деятельности.

Правительство РФ разрабатывает и принимает меры для соз­дания благоприятных условий для доступа российских компаний на рынки иностранных государств. Для этого оно вступает в дву­сторонние и многосторонние переговоры, заключает международ­ные договоры и участвует в создании международных организаций и межправительственных комиссий, которые призваны содейство­вать развитию внешнеэкономических связей РФ.

Развитие российской экономики невыполнимо без ее последо­вательной интеграции в систему международных экономических от­ношений. В настоящее время в РФ существует открытая рыночная экономика, создана система регулирования внешней торговли то­варами. В основном международным нормам и правилам соответ­ствует российское законодательство в области регулирования внешне­экономических связей.

Выработаны предпосылки для постепенного перехода от дву­стороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодей­ствию. Усилилось участие в региональном экономическом сотруд­ничестве.


В области внешнеэкономической политики основными проб­лемами являются:

1) недостаточно разносторонняя структура экспорта и его за­висимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

2) небольшое участие российских компаний в международном разделении труда;

3) недостаточная прозрачность и высокие трансакционные из­
держки, особенно в области таможенного администрирования.
По причине всего вышеперечисленного основными целями по­
литики в области внешнеэкономических отношений выступают:

1) повышение уровня конкурентоспособности российских ор­ганизаций;

2) смягчение административных барьеров в области внешне­экономической деятельности;

3) обеспечение благоприятных условий для включения рос­сийских компаний в международные производственные про­цессы;

4) стимулирование инвестиционной деятельности россий­ских компаний, участие в установлении правил международ­ной торговли. Для достижения вышеуказанных целей необходимо решение

следующих задач:

1) диверсификация рынков, отраслей и форм участия россий­ского бизнеса в системе международного разделения труда и ко­операции;

2) создание условий для привлечения иностранных инвести­ций, в том числе прямых;

3) использование механизмов многостороннего сотрудничества

для либерализации условий доступа российских товаров и услуг

на внешние рынки.

Достижению данных целей способствует завершение процес­са присоединения РФ к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках Всемирной торговой органи­зации, соответствие российского законодательства международ­ным нормам и правилам.

Основными факторами не только повышения конкурентоспо­собности РФ, но и обеспечения стабильности внешнеэкономиче­ских связей должны стать диверсификация структуры экспорта и уча­стие российских компаний в системе международной торговли.


Российский экспорт определяется не только высоким удель­ным весом топливно-сырьевых товаров, но и особенно низкой сте­пенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в ВВП страны составляет около 33,4%, при этом на пять основных сырье­вых товарных позиций приходится более 60% экспортных поста­вок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8—9%.

Расширению возможностей экспортеров и диверсификации экс­портных рынков способствуют следующие факторы:

1) обеспечение торгово-политической и юридической поддерж­ки российских экспортеров и инвесторов за рубежом, а также по­вышение эффективности деятельности торговых представительств России;

2) развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования; это выступает важней­шим фактором снижения риска применения компенсационных мер в отношении поставок российских субсидируемых товаров (данный фактор будет действовать независимо от членства во Все­мирной торговой организации);

3) реализация мер по выявлению случаев дискриминации рос­
сийских экспортеров и инвесторов, активное содействие уст­
ранению мер, препятствующих выходу на рынок, а также осуще­
ствление контроля за выполнением торговыми партнерами своих
обязательств по международным торговым соглашениям.
В соответствии с государственной поддержкой экспорта оте­
чественной продукции, необходимо создать систему, аналогичную
системам в странах — членах Всемирной торговой организации.

Следовательно, стоит создать специальный государственный банк, ориентированный на экспорт и импорт, законодательно опре­делить его статус, функции и полномочия, а также принять решение о дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Внеш­экономбанк» и закрытого акционерного общества «Росэксимбанк».

Одной из важнейших задач данного банка будет являться при­нятие мер по оказанию финансовой поддержки экспорта товаров и услуг с помощью предоставления и рефинансирования экспорт­ных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, которые предоставляются иностран­ным импортерам через экспортно-импортный банк. Следует также обеспечить увеличение уровня капитализации банка.


Для обеспечения быстроты принятия решений необходимо внес­ти изменения и поправки в бюджетное законодательство, в котором предусмотрено увеличение максимальной суммы государственных га­рантий до 50 млн долл. США, реализующихся в пределах общей сум­мы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований РФ.

Немаловажно будет создать систему страхования экспортных кре­дитов, которая обеспечивает комплексную страховую защиту экспор­теров от политических и долгосрочных коммерческих рисков и к тому же должна содействовать привлечению внебюджетного долгосрочно­го кредитования для реализации экспортных контрактов.

Необходимо, чтобы одним из главных направлений диверсифи­кации структуры экспорта стало развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. Также необходимо обеспечивать условия для увеличения транзитных перевозок российскими организациями. Это можно сделать путем упрощения системы таможенного регулирова­ния и создания развитой инфраструктуры транзитных перевозок.

Диверсификации российского экспорта способствует увеличе­ние объемов экспорта сельскохозяйственной продукции путем реа­лизации мер, которые направлены на ликвидацию дискриминацион­ных барьеров и отмену экспортных ограничений.

Целесообразно упростить доступ компаниям, в том числе мало­го предпринимательства, на международный рынок. Это возможно осуществить с помощью развития системы гибких компенсаций на­чинающим экспортерам части предконтрактных расходов по освое­нию внешних рынков, а также проведения российских ярмарок и ор­ганизации участия в зарубежных ярмарках.

Важными условиями успешного внедрения российских ком­паний в систему мирохозяйственных связей являются:

1) усиление открытости российской экономики, либерализация валютного законодательства;

2) создание благоприятного инвестиционного климата в РФ;

3) оказание содействия российскому бизнесу за рубежом с по­мощью обеспечения недискриминационного подхода к россий­ским компаниям при реализации инвестиционных проектов, в том числе при проведении конкурсов и приватизации иност­ранных компаний;

4) создание особых экономических зон и заключение концес­сионных соглашений;


5) совершенствование договорно-правовой базы инвестицион­ного сотрудничества.

В условиях обновления главных производственных фондов нуж­но продолжить работу по снижению и отмене ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование.

Кроме того, следует разработать четкие и прозрачные процеду­ры по определению технологического оборудования, не имеющего аналогов в РФ, и повысить оперативность принятия решений.

Особое значение придается расширению сотрудничества со стра­нами с быстроразвивающимися экономиками, способствованию выхода российских компаний на рынки этих стран и сотрудничест­ву с компаниями данных стран на рынках третьих стран, а также большое значение имеет реализация совместных инвестиционных проектов и ведение совместных производств.

Выделяют следующие направления, связанные с предпринима­тельской деятельностью в данной области:

1) организация элементов инфраструктуры в области транспор­та, телекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам;

2) совершенствование систем делового сотрудничества в форме ассоциаций экспортеров (особенно с участием субъектов малого предпринимательства), которые смогли бы организовывать про­ведение консультаций, оказание юридической помощи, содейст­вие участию в выставках;

3) развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью.

Наиглавнейшая предпосылка использования и развития кон­курентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле — это профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области международного бизнеса и торговой политики. Глав­ными ориентирами подготовки кадров являются использование ин­струментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров.

Нужно совершенствовать информационную систему в области международной торговли и механизмов распространения такой ин­формации.

Сотрудничество в рамках Евразийского экономического сооб­щества развивается по следующим направлениям:

1) проведение согласованной экономической политики;

2) формирование и совместное развитие энергетического рын­ка, Транспортного союза и реализация транзитного потенциала Евразийского экономического сообщества;


3) взаимодействие в реальном секторе экономики, в том чис­ле в агропромышленном секторе.

В рамках Союзного государства основными направлениями эко­номического сотрудничества России и Белоруссии будут:

1) синхронизация институциональных преобразований, процес­сов модернизации, интеграции экономик обеих стран в мировую экономику;

2) создание равных условий деятельности субъектам хозяйст­вования;

3) формирование единого валютного, научного, технологическо­го и информационного пространства, фондового рынка и рын­ка труда;

4) объединение транспортных, энергетических систем, систем связи;

5) развитие межрегионального сотрудничества.

Важнейшее направление — это развитие Единого экономиче­ского пространства с использованием принципа разноуровневой и раз-носкоростной интеграции. Главной задачей в результате станет соз­дание нормативно-правовой базы, которая послужит фундаментом формирования полномасштабного единого экономического прост­ранства. Нормативная правовая база Единого экономического прост­ранства обязана содействовать:

1) развитию торговли и инвестиций, обеспечивающему устой­чивое развитие экономик государств-участников на основе об­щепризнанных норм и принципов международного права;

2) созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;

3) интеграции и наращиванию экономического потенциала го­сударств-участников в целях повышения конкурентоспособно­сти их экономик на внешних рынках. На заключительной стадии переговоров по присоединению РФ

к Всемирной торговой организации наиболее важными являются

следующие меры:

1) завершение реформирования российского законодательства для соответствия нормам и правилам Всемирной торговой орга­низации (в частности, отдельных вопросов таможенных проце­дур и таможенных сборов, применения санитарных и фитосани-тарных мер);


2) проведение мониторинга законодательной деятельности во избежание принятия новых нормативных правовых актов, не со­ответствующих положениям Всемирной торговой организации;

3) продолжение информирования научных и деловых кругов, органов исполнительной власти субъектов РФ и общественно­сти о ходе ведения переговоров и правилах Всемирной торговой организации;

4) обеспечение согласованности новых международных обя­зательств с нормами и правилами Всемирной торговой орга­низации;

5) разрешение торговых конфликтов, связанных с переходом от двусторонней базы регулирования торговли к многосторон­ней нормативно-правовой базе.