Финансовый счет
Использование | Ресурсы |
Монетарное золото и СПЗ | Чистое кредитование и чистые займы |
Депозиты и наличные деньги | Депозиты и наличные деньги |
Окончание табл. 26
Использование | Ресурсы |
Ценные бумаги кроме акций | Ценные бумаги кроме акций |
Акции | Акции |
Займы и кредиты | Займы и кредиты |
Технические резервы страховых компаний | Технические резервы страховых компаний |
Прочая кредиторская и дебиторская задолженность | Прочая кредиторская и дебиторская задолженность |
Всего использование | Итого ресурсов |
Финансовый счет включается в группу счетов накопления. Правая сторона счета — это операции по принятию финансовых обязательств. Левая сторона — операции по приобретению финансовых активов.
Регистрация операций в финансовом счете осуществляется по изменениям за период финансовых активов и операций, а не по их абсолютной величине.
Информация, получаемая на основе СНС, нужна органам государственного управления, предприятиям и международным организациям.
Создается для развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности система внешнеторговой информации, управление которой производится федеральным органом исполнительной власти.
Система внешнеторговой информации состоит из следующих сведений:
1) об иностранных и российских лицах, которые осуществляют внешнеторговую деятельность на российском рынке;
2) об иностранных и российских лицах, которые получили квоты и лицензии;
3) о международных торговых договорах и об иных договорах РФ в области внешнеэкономических связей;
4) об иностранном и российском законодательстве в области внешнеторговой деятельности;
5) о деятельности торговых представительств РФ в иностранных государствах;
6) о деятельности Российского экспортно-импортного банка и других организаций, которые оказывают услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;
7) о таможенной статистике внешней торговли РФ;
8) о конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам;
9) о законодательстве РФ в области технического регулирования;
10) о правонарушениях в области внешнеторговой деятельности;
11) о перечне товаров, ввоз которых на территорию РФ или вывоз которых с ее территории запрещен;
12) другие полезные для осуществления внешнеторговой деятельности сведения. Федеральный орган исполнительной власти в рациональный срок
предоставляет платную необходимую информацию в области внешнеторговой деятельности российскому лицу или иностранному лицу, которые участвуют во внешнеторговой деятельности, оплата данной информации не превышает стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации. Полученные денежные средства полностью поступают в федеральный бюджет.
В соответствии с обязательствами, вытекающими из международных договоров РФ, федеральный орган исполнительной власти предоставляет иностранным государствам и международным организациям информацию о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Правительство РФ разрабатывает и принимает меры для создания благоприятных условий для доступа российских компаний на рынки иностранных государств. Для этого оно вступает в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры и участвует в создании международных организаций и межправительственных комиссий, которые призваны содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ.
Развитие российской экономики невыполнимо без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. В настоящее время в РФ существует открытая рыночная экономика, создана система регулирования внешней торговли товарами. В основном международным нормам и правилам соответствует российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей.
Выработаны предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию. Усилилось участие в региональном экономическом сотрудничестве.
В области внешнеэкономической политики основными проблемами являются:
1) недостаточно разносторонняя структура экспорта и его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
2) небольшое участие российских компаний в международном разделении труда;
3) недостаточная прозрачность и высокие трансакционные из
держки, особенно в области таможенного администрирования.
По причине всего вышеперечисленного основными целями по
литики в области внешнеэкономических отношений выступают:
1) повышение уровня конкурентоспособности российских организаций;
2) смягчение административных барьеров в области внешнеэкономической деятельности;
3) обеспечение благоприятных условий для включения российских компаний в международные производственные процессы;
4) стимулирование инвестиционной деятельности российских компаний, участие в установлении правил международной торговли. Для достижения вышеуказанных целей необходимо решение
следующих задач:
1) диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;
2) создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;
3) использование механизмов многостороннего сотрудничества
для либерализации условий доступа российских товаров и услуг
на внешние рынки.
Достижению данных целей способствует завершение процесса присоединения РФ к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках Всемирной торговой организации, соответствие российского законодательства международным нормам и правилам.
Основными факторами не только повышения конкурентоспособности РФ, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе международной торговли.
Российский экспорт определяется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и особенно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в ВВП страны составляет около 33,4%, при этом на пять основных сырьевых товарных позиций приходится более 60% экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8—9%.
Расширению возможностей экспортеров и диверсификации экспортных рынков способствуют следующие факторы:
1) обеспечение торгово-политической и юридической поддержки российских экспортеров и инвесторов за рубежом, а также повышение эффективности деятельности торговых представительств России;
2) развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования; это выступает важнейшим фактором снижения риска применения компенсационных мер в отношении поставок российских субсидируемых товаров (данный фактор будет действовать независимо от членства во Всемирной торговой организации);
3) реализация мер по выявлению случаев дискриминации рос
сийских экспортеров и инвесторов, активное содействие уст
ранению мер, препятствующих выходу на рынок, а также осуще
ствление контроля за выполнением торговыми партнерами своих
обязательств по международным торговым соглашениям.
В соответствии с государственной поддержкой экспорта оте
чественной продукции, необходимо создать систему, аналогичную
системам в странах — членах Всемирной торговой организации.
Следовательно, стоит создать специальный государственный банк, ориентированный на экспорт и импорт, законодательно определить его статус, функции и полномочия, а также принять решение о дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Внешэкономбанк» и закрытого акционерного общества «Росэксимбанк».
Одной из важнейших задач данного банка будет являться принятие мер по оказанию финансовой поддержки экспорта товаров и услуг с помощью предоставления и рефинансирования экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, которые предоставляются иностранным импортерам через экспортно-импортный банк. Следует также обеспечить увеличение уровня капитализации банка.
Для обеспечения быстроты принятия решений необходимо внести изменения и поправки в бюджетное законодательство, в котором предусмотрено увеличение максимальной суммы государственных гарантий до 50 млн долл. США, реализующихся в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований РФ.
Немаловажно будет создать систему страхования экспортных кредитов, которая обеспечивает комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков и к тому же должна содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов.
Необходимо, чтобы одним из главных направлений диверсификации структуры экспорта стало развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. Также необходимо обеспечивать условия для увеличения транзитных перевозок российскими организациями. Это можно сделать путем упрощения системы таможенного регулирования и создания развитой инфраструктуры транзитных перевозок.
Диверсификации российского экспорта способствует увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции путем реализации мер, которые направлены на ликвидацию дискриминационных барьеров и отмену экспортных ограничений.
Целесообразно упростить доступ компаниям, в том числе малого предпринимательства, на международный рынок. Это возможно осуществить с помощью развития системы гибких компенсаций начинающим экспортерам части предконтрактных расходов по освоению внешних рынков, а также проведения российских ярмарок и организации участия в зарубежных ярмарках.
Важными условиями успешного внедрения российских компаний в систему мирохозяйственных связей являются:
1) усиление открытости российской экономики, либерализация валютного законодательства;
2) создание благоприятного инвестиционного климата в РФ;
3) оказание содействия российскому бизнесу за рубежом с помощью обеспечения недискриминационного подхода к российским компаниям при реализации инвестиционных проектов, в том числе при проведении конкурсов и приватизации иностранных компаний;
4) создание особых экономических зон и заключение концессионных соглашений;
5) совершенствование договорно-правовой базы инвестиционного сотрудничества.
В условиях обновления главных производственных фондов нужно продолжить работу по снижению и отмене ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование.
Кроме того, следует разработать четкие и прозрачные процедуры по определению технологического оборудования, не имеющего аналогов в РФ, и повысить оперативность принятия решений.
Особое значение придается расширению сотрудничества со странами с быстроразвивающимися экономиками, способствованию выхода российских компаний на рынки этих стран и сотрудничеству с компаниями данных стран на рынках третьих стран, а также большое значение имеет реализация совместных инвестиционных проектов и ведение совместных производств.
Выделяют следующие направления, связанные с предпринимательской деятельностью в данной области:
1) организация элементов инфраструктуры в области транспорта, телекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам;
2) совершенствование систем делового сотрудничества в форме ассоциаций экспортеров (особенно с участием субъектов малого предпринимательства), которые смогли бы организовывать проведение консультаций, оказание юридической помощи, содействие участию в выставках;
3) развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью.
Наиглавнейшая предпосылка использования и развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле — это профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области международного бизнеса и торговой политики. Главными ориентирами подготовки кадров являются использование инструментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров.
Нужно совершенствовать информационную систему в области международной торговли и механизмов распространения такой информации.
Сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества развивается по следующим направлениям:
1) проведение согласованной экономической политики;
2) формирование и совместное развитие энергетического рынка, Транспортного союза и реализация транзитного потенциала Евразийского экономического сообщества;
3) взаимодействие в реальном секторе экономики, в том числе в агропромышленном секторе.
В рамках Союзного государства основными направлениями экономического сотрудничества России и Белоруссии будут:
1) синхронизация институциональных преобразований, процессов модернизации, интеграции экономик обеих стран в мировую экономику;
2) создание равных условий деятельности субъектам хозяйствования;
3) формирование единого валютного, научного, технологического и информационного пространства, фондового рынка и рынка труда;
4) объединение транспортных, энергетических систем, систем связи;
5) развитие межрегионального сотрудничества.
Важнейшее направление — это развитие Единого экономического пространства с использованием принципа разноуровневой и раз-носкоростной интеграции. Главной задачей в результате станет создание нормативно-правовой базы, которая послужит фундаментом формирования полномасштабного единого экономического пространства. Нормативная правовая база Единого экономического пространства обязана содействовать:
1) развитию торговли и инвестиций, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;
2) созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;
3) интеграции и наращиванию экономического потенциала государств-участников в целях повышения конкурентоспособности их экономик на внешних рынках. На заключительной стадии переговоров по присоединению РФ
к Всемирной торговой организации наиболее важными являются
следующие меры:
1) завершение реформирования российского законодательства для соответствия нормам и правилам Всемирной торговой организации (в частности, отдельных вопросов таможенных процедур и таможенных сборов, применения санитарных и фитосани-тарных мер);
2) проведение мониторинга законодательной деятельности во избежание принятия новых нормативных правовых актов, не соответствующих положениям Всемирной торговой организации;
3) продолжение информирования научных и деловых кругов, органов исполнительной власти субъектов РФ и общественности о ходе ведения переговоров и правилах Всемирной торговой организации;
4) обеспечение согласованности новых международных обязательств с нормами и правилами Всемирной торговой организации;
5) разрешение торговых конфликтов, связанных с переходом от двусторонней базы регулирования торговли к многосторонней нормативно-правовой базе.