И описательные материалы

 

В практике проведения категорийных походов для прохождения особо сложных участков широко используются схемы. Эти схемы представляют собой планы местности, зарисованные методом глазомерной съемки с нанесенными на них местными предметами, ориентирами, перевалами, возможными путями прохода и другими данными, позволяющими однозначно пройти сложный участок пути (перевал, порог). Обычно такие схемы рисует группа туристов, первой проходящая данный сложный участок. Рисование схем требует времени, дополнительных выходов и определенных навыков. Поэтому при составлении графика похода опытный руководитель планирует на прохождение сложных, малоизученных районов дополнительное время, которое и используется в походе для разведок и составления схем.

В горном туризме особую важность представляет прохождение перевалов. На их долю и приходится максимальное количество схем. Схемы перевалов принято исполнять не в виде топографической проекции, а подобно фотографии, то есть с такой точки, когда перевал проецируется на вертикальную плоскость, а наблюдатель находится на некотором расстоянии от подходов к перевалу и самого перевала. Такая схема изображена на рис. 5.

Схемы прохождения перевалов рекомендуется составлять для прямого и обратного направления движения. В схеме указываются границы между снегом (или льдом) и скалами, расположение трещин, отмечаются лавиноопасные участки и возможные направления схода лавин, участки камнепадов и укрытия, где можно эти камнепады переждать, места возможных ночевок по пути к перевалу или на спуске с него. На схему наносится путь группы с разметкой прохождения перевала по времени, отметками высот над уровнем моря и крутизны скатов, показываются возможные дополнительные варианты прохождения.

На схеме должны быть показаны варианты спусков со склонов, где группа осуществляла подъем и соответственно варианты подъема для участков, на которых группа осуществляла спуск. Помимо схем перевалов, необходимо приводить и использовать в походах схемы участков пути, где могут возникнуть трудности с ориентировкой и выбором направления движения, переправ и т.п.

При изображении переправ необходимо указывать, прежде всего, ориентиры, позволяющие однозначно найти место переправы. Таких ориентиров должно быть несколько, причем в качестве ориентиров следует выбирать такие, вероятность исчезновения которых мала, - отдельно стоящие деревья, характерные скалы, вершины и т.п. Ориентиры должны быть как дальние, рассчитанные на видимость в хорошую погоду, так и ближние, которые можно использовать в плохую погоду. На схеме переправы указывают предпочтительный путь движения, расстановку страхующих по берегу, точки закрепления веревок, если веревкой пользовались. Схема переправы приведена на рис. 6.

При составлении схем участков, сложных для ориентирования и правильного выбора пути, указывается несколько ориентиров, позволяющих однозначно решить, какое направление движения выбрать. Схемы для сложных участков рисуют в масштабах 1:10 000, 1:20 000. Для более точной ориентировки наиболее важные расстояния указывают на схемах стрелками с размерами в метрах или шагах.

При вычерчивании схем пользуются различными условными знаками для изображения местных предметов, беря за основу условные знаки, применяемые в топографии.

Все сказанное выше о схемах для горных походов целиком относится к схемам для пеших и лыжных походов, поскольку характер препятствий (перевалы, сложные участки местности) для этих видов туризма одинаков.

В водных походах нашел широкое применение такой документ, как лоция реки. Это описание реки с подробным указанием характера берегов, ориентиров на реке, препятствий в русле реки и способов их прохождения. Туристская лоция существенно отличается от речной лоции для судоводителей. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что туристская лоция подробно составляется только на сложные участки течения, а о простых участках пишут очень кратко. В туристской лоции указывается время, необходимое для прохождения каждого участка для различных видов судов – байдарок, плотов, надувных лодок. Также указываются варианты прохода по руслу для различных видов судов, места расстановки сигнальщиков на берегах для облегчения ориентирования в пороге, показываются система организации страховки с берега и воды, а также места, где можно пристать к берегу в случае необходимости. В лоции для туристского сплава указывают места наиболее удобных стоянок, экскурсионные объекты.

Образец лоции дан на рис. 7.

Схемы препятствий для водных походов вычерчиваются как план местности.

На схемах препятствий для более точной привязки самые важные расстояния указывают в числовых величинах (метрах, шагах). Даются главные и вспомогательные ориентиры на берегу и воде (если они есть) на всем протяжении препятствия, а также элементы, влияющие на безопасность его прохождения: надводные и подводные камни, стоячие валы, сливы, направления течений, прижимы и уловы. На схеме обозначаются путь группы, возможные варианты организации страховки и сигнализации.

Типовая схема препятствия дана на рис.8.

В связи со спецификой сплава по рекам на схемах водных препятствий появляются некоторые новые условные знаки по сравнению с условными знаками для схем препятствий в горных, пеших и лыжных походах. Остальные элементы (ночевки, места фотографий и т.п.) являются общими для всех схем.

Для автомобильных путешествий на основании собранных сведений о маршруте рекомендуется составить и изготовить портативную маршрутную карту-ленточку.

Для этого на полосах бумаги или кальки шириной 10-20 см с правой стороны наносится линия (дорога) маршрута с обозначением населенных пунктов, туристских объектов, заправочных станций. Указывается направление «север-юг», а с левой стороны в четырех графах приводятся сведения о характере дороги, расстояние от пункта отправления до места назначения, расстояние между населенными пунктами. Полосы можно склеить все вместе или группами по 3-5 в зависимости от длины. Полученные ленты потом скатываются в ролики и вставляются в специальный планшет.

Из всего многообразия картографических материалов туристы чаще всего пользуются географическими картами и туристскими схемами и картами. Тем не менее, изучение топографической карты обязательно: именно на основе полноценного топографического материала можно дать знания по основам топографии, столь необходимые в подготовке качественной картосхемы района похода, более крупномасштабных схем маршрута и кроки его участков, в корректировке топографических материалов на маршруте и совершенствовании в технике ориентирования на местности.