Базовые стратегии развития
Выбор базовой стратегии определяется исходя из формы конкурентного преимущества предприятия (реально существующего или предполагаемого).
Как известно, может существовать два типа конкурентного преимущества:
· преимущество по издержкам;
· преимущество в маркетинге.
При выборе типа конкурентного преимущества и формировании на его основе базовой стратегии необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Каковы ключевые факторы успеха для рассматриваемого рынка?
2. Каковы сильные и слабые стороны фирмы по отношению к этим ключевым факторам?
3. Каковы сильные и слабые стороны основных конкурентов по отношению к ключевым факторам?
Существует три группы базовых стратегий, различающихся по своему целевому рынку и по типу реализуемого конкурентного преимущества: стратегия лидерства по издержкам, стратегия дифференциации, стратегия концентрации (рис.29).
Каждая из данных стратегий имеет как свои преимущества, так и недостатки. Кроме того, использование каждой стратегии предполагает определенный риск в различных областях.
Конкурентное преимущество | |||
Уникальность | Низкие издержки | ||
Стратегическая цель | Весь рынок | дифференциация | лидерство по издержкам |
Сегмент (ниша) | концентрация |
Рис. 29. Базовые группы стратегий М. Портера
Стратегия лидерства по издержкам предполагает стабильные инвестиции, высокую техническую компетентность, жесткий контроль за производством и сбытом и простые в изготовлении, стандартизованные товары. Доминирующую роль играет производство.
Стратегия дифференциации предполагает наличие «ноу-хау» в области маркетинга. Главной является способность предвидеть эволюцию рынка. Важна также координация НИОКР, производства и маркетинга.
Стратегия концентрации предполагает сбалансированность всех направлений деятельности фирмы в рамках одного привлекательного сегмента. Основная проблема заключается в определении оптимального сегмента в стратегической перспективе.