Подготовка специалистов среднего звена и массовых профессий для железнодорожного транспорта

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА И МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Наряду с высшей школой в России действовал целый ряд учебных заведений, готовивших специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта.

До появления железных дорог осуществлялась подготовка технического персонала для строительства шоссейных дорог и гидротехнических сооружений на водных путях сообщения. В 1820 г. была создана Военно-строительная школа путей сообщения с 3-летним сроком обучения, в 1829 г. присоединенная к Петербургскому институту. Выпускники школы направлялись в строительный отряд военно-рабочей бригады с чином прапорщика. Лучшие из них переводились в институт путей сообщения.

Существовали также так называемые кондукторские школы. Кондукторами именовались в то время чертежники и техники в унтер-офицерских чинах по военному, инженерному и иным ведомствам.

Первая кондукторская школа на 300 человек была открыта в 1826 г. в С.-Петербурге. Учебный план школы содержал общеобразовательные и специальные предметы: техническое черчение, практические занятия по съемкам планов, работы по металлу, камню, дереву. Однако специальные предметы преподавались на невысоком уровне, практическая подготовка выпускников являлась недостаточной, поэтому выпускники плохо справлялись с обязанностями мастера и техника, особенно на первых порах.

В 1840 г. появились окружные школы кондукторов в Шлиссельбурге, Вышнем Волочке, Вытегре, Лепете, Телеханах.

К 1856 г. в России их насчитывалось семь кондукторских школ, в которых обучались 600 учащихся. К началу 1880 г. их осталось только пять, а в 1881 г. все эти школы были закрыты, т.к. давали слабую профессиональную подготовку.

Железнодорожные технические училища

Во второй половине XIX века бурное железнодорожное строительство обусловило необходимость развития учебных заведений железнодорожного транспорта. Это вызвало к жизни новый тип учебных заведений – железнодорожные технические училища, которые готовили специалистов для организации строительства железных дорог и эксплуатации транспорта: паровозных машинистов и их помощников, дорожных мастеров, телеграфистов и т.п. Содержались они за счет фонда поверстного отчисления от доходов казенных и частных дорог и других поступлений.

Первое железнодорожное училище – Александровское ремесленное – было открыто в 1869 г. в Ельце при мастерских Орловско-Грязской железной дороги. В училище принимались представители всех сословий в возрасте 14 – 17 лет, окончившие уездные школы. В первые годы обучение было бесплатным, но с ростом популярности училища ввели плату в размере 140 рублей в год.

В мае 1870 г. общее собрание акционеров Главного общества российских железных дорог решило открыть технические железнодорожные училища при станции Нижний Новгород и Ковровских мастерских Московско-Нижегородской дороги. В том же году создается училище в Харькове, в 1871 – 1872 гг. – в Одессе, Белгороде, Москве.

К 1877 г. действовало 14 железнодорожных училищ, их число с каждым годом увеличивалось. С 1877 по 1890 г. было открыто еще 19, а к 1914 г. в стране их насчитывалось уже 45. Этому в немалой степени способствовало то, что еще в 1870 г. владельцами железных дорог было принято решение о ежегодном отчислении от доходов по 15 руб. с версты на устройство и содержание технических училищ.

В целом, в отличие от кондукторских школ, железнодорожные училища давали лучшую как общеобразовательную, так и ремесленную подготовку.

В 1879 г. МПС утвердило структуру и программы железнодорожных училищ. В состав училища входили подготовительный и три технических класса, последний из них (выпускной) делился по специальностям. В училищах изучались следующие предметы: закон Божий, русский язык и русская словесность, география, математика, физика, чистописание, черчение и рисование, железнодорожное дело, механика, технология металлов и дерева, телеграфия, пение и гимнастика.

До 80-х годов XIX века училища открывались по инициативе и на средства городов, частных лиц, общественных организаций. Это приводило к различным подходам в организации обучения. В 1886 г. было утверждено «Положение о технических железнодорожных училищах» и с 1887 г. введены единые программы по специальным предметам. МПС усилило контроль за качеством подготовки учащихся.

Согласно «Положению» в училища принимались юноши в возрасте 14-18 лет, преимущественно дети железнодорожников – в основном служащих и инженерно-технического персонала. Несмотря на то, что преподавание в училищах, особенно после 1886 г., носило больше прикладной характер, авторитет их учащихся был достаточно высок. Поступающие в них были хорошо подготовлены, ибо значительная часть абитуриентов была выпускниками городских, уездных, сельских двухклассных школ.

В целях профессионального становления выпускников после окончания обучения они должны были отработать в качестве практикантов на предприятиях транспорта в течение двух лет по избранной специальности. Представив в училище характеристики с места работы и отчеты, они получали аттестат об окончании учебного заведения, который давал право на занятие должностей техников железнодорожной службы.

После 1917 г. многие технические училища послужили базой для формирования на их основе современных техникумов.

Следует отметить роль Русского технического общества в подготовке кадров для железнодорожного транспорта, открывшего в 1902 г. в Петербурге железнодорожные курсы. К 1914 г. в стране было около 50 таких специальных курсов. Они готовили специалистов для работы в службах технического и коммерческого движения, на телеграфе, станционных работников.

Таким образом, подготовка кадров для транспорта в России XIX и начала XX века была многоступенчатой. Имелась довольно широкая и разветвленная по тем временам сеть учебных заведений, в которых накоплен определенный опыт, представляющий интерес и сегодня.

Подготовка специалистов со среднетехническим образованием

В первые годы Советской власти остро ощущалась нехватка специалистов со среднетехническим образованием. В 1917 – 1922 гг. на базе бывших технических железнодорожных училищ были открыты профессиональные школы. В 1920 г. многие училища и профессиональные школы были переименованы в техникумы. К 1921 г. число учебных заведений, готовивших техников, выросло до 71. Их выпускники главным образом трудились на восстанавливаемых объектах железных дорог.

 

К середине 1920-х гг. в программы подготовки специалистов среднего звена были включены общеобразовательные дисциплины и предметы, относившиеся непосредственно к специальности. Изучались также «История путей сообщения» и «Начала железнодорожного права».

В первой пятилетке сеть техникумов значительно расширилась. В 1932 г. их стало уже 135. В 1940 г. было подготовлено более 3 тыс. специалистов со среднетехническим образованием.

В конце 1980-х гг. ежегодный выпуск техникумов железнодорожного транспорта составлял около 15 тыс. специалистов. Учебные планы техникумов железнодорожного транспорта включали предметы по общеобразовательной и профессиональной подготовке. Наряду со специальной подготовкой учащиеся техникумов за время обучения получали квалификацию рабочих по одной–двум профессиям, близким их специальности. В техникумах железнодорожного транспорта осуществлялось дневное, заочное и вечернее обучение по 19 специальностям.

В 1991 г. в системе МПС действовал 91 техникум, где работало около 4500 педагогических работников.

Сегодня специалистов со средним профессиональным образованием для ОАО «РЖД» готовят более чем по 20 специальностям в техникумах и колледжах железнодорожного транспорта.

Всего в средних специальных учебных заведениях отрасли обучается более 74 тыс. студентов. Их ежегодный выпуск составляет более 17,5 тыс. человек.

Таким образом, система подготовки кадров способна обеспечивать российский железнодорожный транспорт квалифицированными специалистами.

Железнодорожные профессиональные и общеобразовательные школы

Целенаправленная подготовка квалифицированных рабочих для транспорта началась в 1921 г., когда были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). На железнодорожный транспорт приходила трудиться молодежь, часто не имевшая знаний даже в объеме начальной школы. Для такой категории рабочих устраивались школы ликвидации неграмотности, их выпускники могли поступать в школы ФЗУ и на различные профессиональные курсы.

В 1928 г. уже функционировало 173 железнодорожные школы. Продолжительность обучения в школах ФЗУ составляла вначале 3 года, затем, для ускорения выпуска – 2 года. Всего в конце первой пятилетки к 1932 г. было подготовлено для железных дорог около 55 тыс. квалифицированных рабочих.

Во второй пятилетке на транспорте происходили качественные изменения технических средств, появились новые профессии – машинистов электровозов, тепловозов, путевых машин и др. Для подготовки кадров массовых профессий, повышения технической квалификации железнодорожников были созданы технические школы с 3-годичным сроком обучения профессиям машинистов, диспетчеров, дорожных мастеров и др.

В 1933 г. ввели обязательный технический минимум для работников железнодорожного транспорта. Обучение проводилось также непосредственно на рабочих местах.

В 1940ательный технический минимум для работников железнодорожного транспорта. Обучение проводилось также непосредственно на рабочих местах.

В 1940 г. была создана новая государственная система трудовых резервов – ремесленные и железнодорожные училища. За этот год было выпущено более 22 тыс. работников основных профессий для железнодорожного транспорта.

В 1936 г. в ведение НКПС были переданы начальные и средние общеобразовательные школы, обслуживающие детей железнодорожников. В 2 тыс. таких школ училось около миллиона детей. Перед школами была поставлена задача – привить учащимся интерес к железнодорожному делу и стремление продолжать образование в техникумах и вузах путей сообщения. Это обеспечивало надежное пополнение трудовых коллективов железных дорог.

Система профессионального обучения в ОАО «РЖД»

В настоящее время для подготовки рабочих кадров в компании «РЖД» сформирована система профессионального обучения, которая включает в себя 15 учебных центров профессиональных квалификаций железных дорог. Ежегодно на их базе обучение проходят около 80 тыс. человек, что составляет около 80% общего объема подготовки рабочих для ОАО «РЖД».

Так, в составе Московского учебного центра профессиональных квалификаций действует центр технического обучения для локомотивных бригад на ст. Пресня, учебный центр подготовки работников инфраструктурного блока (путейцев, вагонников, энергетиков, персонала хозяйства автоматики и телемеханики).

В Перовском подразделении центра проходят обучение работники Московской дирекции управления движением – дежурные по станции, по сортировочной горке, диспетчеры, составители поездов, начальники станций.

Подготовка рабочих массовых профессий осуществляется также на базе техникумов и колледжей железнодорожного транспорта, что составляет 17% общего объема подготовки рабочих (около 20 тыс. человек), и на базе профессионально-технических училищ и лицеев (3% общего объема подготовки – около 3 тыс. человек).

Обучение представителей всех основных железнодорожных профессий позволяет качественно обеспечивать производственный процесс, стабильную и эффективную работу железных дорог