Северная железная дорога. История развития.
Началом официального существования железнодорожных путей, получивших наименование "Северные железные дороги", следует считать появление такого документа: "Мая 29 дня 1859 г., Высочайшее повеление, объявленное правительствующему Сенату господином Главноуправляющим Путями Сообщения и Публичными Зданиями. Государь Император в 19 день мая с/г. высочайше соизволил утвердить препровождаемый при рапорте господина Главноуправляющего Путями Сообщения и Публичными Зданиями Устав Общества Московско-Ярославской железной дороги".
Основные этапы развития СЖД
Строительство дороги Москва – Сергиев Посад – Ярославль
1859 г. Общество Московско-Ярославской железной дороги приступает к строительству линии от Москвы до Сергиева Посада.
1862 г. Дорога введена в действие. В первые годы она имела 10 паровозов, 118 пассажирских вагонов, 110 товарных, 15 багажных и 95 платформ.
1867 г. Шуйская уездная управа обратилась к правительству с просьбой разрешить концессию на строительство дороги от станции Новки до села Иванова через Шую. Правительство утвердило концессию. Решено ходатайствовать о дальнейшем строительстве дороги на Ярославль.
1868 г. Правительство признает строительство дороги делом первостепенной важности. Длина участка от Троице-Сергиева Посада до Ярославля через Александров определяется в 196 верст, вся же протяженность дороги от Москвы до Ярославля - в 262 версты.
5 сентября 1868 г. В 5 часов вечера в Шую из Новок прибывает первый пробный поезд.
16 сентября 1868 г. Открытие постоянного движения на Шуйско-Ивановской железной дороге. Эта дата считается днем рождения Северной железной дороги. Подвижной состав в первый год ее эксплуатации составлял 14 паровозов, 28 пассажирских и 170 товарных вагонов.
Новые версты новых дорог
1 января 1870 г. Железная дорога от Сергеева Посада до Ярославля построена.
18 февраля 1870 г. Открытие движения на новой дороге. Одновременно с акционерным обществом, начавшим постройку дороги от Сергиева Посада до Ярославля, возникло еще одно акционерное общество, осуществившее строительство Шуйско-Ивановской железной дороги. Эта дорога в нынешних границах Северной магистрали - самый первый ее участок.
24 июня 1870 г. Акционерное общество, возглавляемое Мамонтовым, получает разрешение на постройку узкоколейной линии от станции Урочь на левом берегу Волги до Вологды, протяженностью.196 верст. Строительство закончено в 1872 г.
1870 г. Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги построило участок новой линии от Рыбинска до станции Бологое. Рыбинск получил прямой выход на Петербург.
1886 - 1887 гг. Завершено строительство железной дороги на Кострому длиною 92 версты.
Железные дороги устремляются на север
В 90-х годах XIX столетия продолжилось интенсивное строительство новых линий и участков. Узкоколейка дошла даже до Архангельска. С апреля 1900 г. железная дорога была передана в государственное управление, а с 1902 г. она была переведена в ведение Министерства путей сообщения
С 90-х годов начинается второй этап бурного железнодорожного строительства. Он связан с наступлением большого промышленного подъема. По железным дорогам в это время в значительном количестве перевозится хлеб, каменный уголь, лес, руда, нефть. Возрастают перевозки пассажиров.
1893 г. Вступает в строй дорога Ермолино - Середа. Проложены ветви Александров - Киржач (около 30 верст) и Бельково - Юрьев-Польский (84 версты).
1894 г. Началось строительство узкоколейной дороги Вологда - Архангельск.
17 ноября 1897 г. В Архангельске состоялось открытие дороги Вологда - Архангельск. На торжество специальным поездом прибыл представитель царского правительства. После прохода этого поезда, насыпь в нескольких местах вместе со шпалами и рельсами ушла в болото, и после этого чрезвычайного происшествия дорогу закрыли на три месяца. Пришлось начинать все сначала. Регулярное движение по дороге открыли только в 1898 г. Сообщение с Архангельском (З версты) осуществлялось на пароходах. Во время разлива Северной Двины поезда останавливались в местечке Бакарица или на станции Исакогорка, что в 6-8 верстах от станции Архангельск-пристань. С окончанием строительства Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги она состояла из трех главных участков: Москва - Ярославль-(262 версты), Ярославль - Вологда (191 верста) и Вологда - Архангельск (595 верст).
1898 г. Введена в эксплуатацию линия Нерехта - Середа.
1898 - 1902 гг. Строительство Ярославско-Рыбинской дороги протяженностью 75 верст.
1899 г. Построена узкоколейная дорога от Перми до Котласа.
Ноябрь 1900 г. Московско-Ярославско-Архангельской дороге поручено строительство участка Вологда - Вятка. Впоследствии эта линия разделилась на две отдельные: С.-Петербург - Вологда ( 557 верст) и Вологда - Вятка с веткой Буй - Данилов (692 версты). Постройка этой линии была закончена в 1905 г.
Январь 1906 г. К Московско-Ярославско-Архангельской дороге присоединились линии Обухово - Вологда - и Званка - Гостиноподье, принадлежавшие ранее Николаевской железной дороге. С этого времени Вологда становится крупным железнодорожным узлом. Через нее Архангельск получил прямую связь с Москвой и Петербургом.
1 января 1907 г. Всем этим железнодорожным линиям присваивается название: Северные железные дороги. К этому времени дорога имела протяжение около 2 тысяч верст.
Перешивка на широкую колею
1911 г. Начало перешивки на широкую колею участка Вологда - Урочь с устройством новой линии от станции Всполье до разъезда Филино.
Февраль 1913 г. Открытие моста через Волгу. До этого главная магистраль Северных железных дорог Москва - Архангельск имела в Ярославле разрыв.
Август 1914 г. Начало первой мировой войны. Из всех видов транспорта, обслуживающих русскую армию, решающее значение имели железные дороги, идущие к центру из Архангельска и Сибири.
1915 г. Участок узкоколейной Вологодско-Архангельской линии от станции Вологда до станции Няндома был перешит на широкую колею. В этом же году начались работы по перешивке на широкую колею участков от Няндома до Архангельска-пристани. Движение на них открылось в январе 1916 г.
Апрель 1918 г. Дорожный комитет принял Временное положение об управлении Северными железными дорогами.
Май 1919 г. На Северных железных дорогах на коммунистических субботниках отработало более 85 тысяч человек. Из текущего ремонта выпущено 226 паровозов, погружено более 134 тысяч пудов дров и других грузов.
1918 - 1920 гг. В годы гражданской войны работники Северных железных дорог проводили огромную работу по налаживанию движения, организации воинских и эвакуационных перевозок.
Слияние Ярославской и Северной железных дорог
В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века большого строительства не велось. Однако железнодорожная лента все дальше забиралась на север; 28 декабря 1941 г. из Воркуты в Москву был отправлен первый состав с углем. В это же время происходят серьезные структурные перемены и в 1953 г. Ярославская и Северная железные дороги сливаются в одну Северную с центром в Ярославле.
1 октября 1923 г. Проведена инвентаризация имущества Северных железных дорог. Процент изношенности постоянных сооружений по некоторым отраслям хозяйства составлял 44%. Требовалась большая организация и техническая работа по восстановлению хозяйства дороги.
Электрификация пригородного движения
1924 г. Начались работы по электрификации пригородного движения на участке Москва - Пушкино, усиливается пропускная способность на участках Вятка - Свеча, Вологда - Тихвин, Кинешма - Ермолино, Иванове - Новки, Данилов - Буй.
1925 г. Подготовлена для внедрения современной диспетчерской связи линия Александров - Данилов, на участке Александров - Ростов установлены диспетчерские аппараты.
1928 г. В основном заканчивается восстановительный период. К этому году общая территория района тяготения к Северным железным дорогам составляет 793 квадратных км.
В течение 1929 - 1932 гг. полностью введены в эксплуатацию электрифицированные участки Москва - Болшево и Москва - Загорск, удлинены станционные пути направлений Лосиноостровская - Филино - Данилов - Вологда - Коноша, Череповец - Вологда, Вологда - Буй - Свеча, оборудовано автоблокировкой направление Москва - Свеча.
1932 - 1935 гг. Развитие соревнования на железнодорожном транспорте. Всей стране становятся известными имена ярославских машинистов В.А. Томке, А.П. Папавина.
1 ноября 1935 г. Первый дорожный слет ударников-отличников стахановского движения Северных железных дорог. Победителями его стали машинисты депо Буй - А.И. Данилов и депо Всполье - И.Н. Конев. Они явились инициаторами соревнования за увеличение технической скорости, повышение весовых норм поездов, безаварийную работу и экономию топлива.
Разделение Северных дорог на Северную и Ярославскую: строительство новых линий
14 мая 1936 г. Приказ НКПС СССР № 62/Ц "О разделении Северных железных дорог на две дороги - Северную с местонахождением управления в Вологде и Ярославскую с местонахождением управления в Ярославле".
1940 г. В последний предвоенный год начинается строительство новой линии Коноша - Вельск - Котлас, явившейся продолжением строящейся дороги Воркута - Чивью - Котлас.
Июнь 1942 г. Вступила в эксплуатацию Северо-Печорская железная дорога, которая связала центр с Крайним Севером, прошла по Заполярью на полярный Урал из Европы в Азию. Дорога вводилась в эксплуатацию участками. В 1942 г. введена лишь линия от Коноши до Кожвы. Участок от Кожвы до Воркуты был сдан в постоянную эксплуатацию только в 1949 г. Тогда же она стала называться просто Печорской.
1946 - 1950 гг. В эти годы продолжается новое строительство на обеих дорогах. На Ярославской: линии Кострома - Галич, на Северной: сооружение вторых путей на участке Вологда - Череповец. В депо Ярославль-Главный реконструирован цех подъемки паровозов.
Объединение Ярославской и Вологодской железных дорог в одну - Северную
Июнь 1953 г. Объединение Ярославской и Вологодской железных дорог в одну с названием Северная и местонахождением ее управления в Ярославле.
1956 г. Вступает в эксплуатацию линия Кострома-Галич протяженностью 127 км. Построено вагонное депо Шарья. Закончилось строительство автоматической блокировки на линии Данилов - Коноша протяженностью 350 км. Введена в действие диспетчерская централизация на участке Данилов - Буй - Николо-Полома.
1958 г. Начало строительства крупнейшего в Европе совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через Северную Двину в Архангельске. Он вступил в эксплуатацию в декабре 1964 г. Закончена электрификация участка Александров - Ярославль-Главный (170 км).
Слияние Северной и Печорской железных дорог: перевод на тепловозную тягу
14 июля 1959 г. Согласно приказа МПС № 42/Ц Северная железная Дорога объединена с Печорской. К моменту объединения Печорской дороги с Северной на ней проведены большие капитальные работы по строительству новых участков.
1963 г. На тепловозную тягу переводятся участки Данилов - Буй - Свеча и Коноша - Архангельск.
1965 г. Протяженность участков дороги, переведенных на тепловозную и электровозную тягу, составляет почти 2400 км, или 47% общей протяженности.
1966 - 1967 гг. Тепловозная тяга пришла на самые отдаленные отделения дороги - Сосногорское и Воркутинское.
Одна из ведущих в стране магистралей. Переход на электротягу
Вторая половина ХХ века характеризуется относительной стабильностью границ и структуры Северной железной дороги. Прослеживается четкая специализация всех ее отделений.
На 80-е годы приходится пик объемов перевозок, с которым железнодорожники-северяне достойно справились. Это еще раз доказало правильность выбранного курса развития хозяйства Северной железной дороги, подтвердило высокую профессиональную подготовку людей, работающих на одной из ведущих в стране магистралей.
1970 - 1973 гг. Строительство новых линий Ядриха - Красавино - Великий Устюг, Архангельск-город - Паленьга. В Вологде строится электровозное депо.
1971 г. На электротягу переведен участок Ярославль - Тощиха. В 1973 г. электровозы стали ходить до Нерехты, а в 1982 г. - до Костромы.
1973 г. Создан информационно-вычислительный центр (ИВЦ) - головная организация по разработке и эксплуатации автоматизированной системы управления (АСУ).
1975 г. Вступили в строй вновь построенные железнодорожные линии Сосногорск - Троицко-Печорск, Микунь - Кослан - Вендинга, Архангельск - Карпогоры, Первушино - Заволжье. К концу года завершается замена семафоров светофорами. Последний семафор заменен в ноябре на станции Межог Сосногорского отделения.
1981 г. Электрификация линии Данипов - Лоста - Вологда.
1982 г. Перевод на электротягу участка Вологда - Череповец - Кошта. В этом году на дорогу поступают первые персональные компьютеры. Идет разработка систем автоматизации рабочих мест. Они внедрены на 40 станциях.