Этапы выполнения курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.М.АКМУЛЛЫ

 

 

ПОСОБИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ И

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

 

Для студентов социально-гуманитарного факультета

(профиль 540608 – Социальная педагогика)

 

Уфа – 2011

 

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы

 

 

Пособие по подготовке и защите курсовых выпускных квалификационных работ. Для студентов социально-гуманитарного факультета (специальность 031300 – социальная педагогика) / Сост. Г.И.Гайсина, Е.В.Трофимова – Уфа: Изд-во Вагант, 2011. - 72 с.

 

Пособие включает нормативные требования и методические рекомендации студентам по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Адресуется студентам дневной и заочной форм обучения по специальности «Социальная педагогика».

 

Рецензенты:

Ю.И. Юричка – д-р пед. наук, проф. (БирГПА);

В.Л. Бенин – д-р пед. наук, проф. (БГПУ)

 

 

© Издательство Вагант, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Общие требования к курсовой работе…………………………………………5

 

2.Этапы выполнения курсовой работы……………………..................................7

 

3.Структура курсовой работы и содержание ее разделов…………………….18

 

4.Требования к оформлению курсовой работы………………………………..22

 

5.Процедура защиты курсовой работы……………………………………...…..25

 

6.Общие требования к выпускной квалификационной работе………………...27

 

7.Этапы подготовки выпускной квалификационной работы………………….29

 

8.Структура выпускной квалификационной работы

и содержание ее разделов………………………………………………………...31

 

9.Требования к оформлению выпускной квалификационной работы………...41

 

10.Процедура защиты выпускной квалификационной работы………………..44

 

Приложения

 

Приложение 1. Примерный образец титульного листа курсовой работы……46

 

Приложение 2. Примерное содержание основных компонентов курсового исследования ………………………………………………………………………..47

 

Приложение 3. Примерная тематика курсовых работ по социальной педагогике, основам социальной работы и методике и технологии работы социального педагога………………………………………………………….………………..51

 

Приложение 4. Образец. «Заявление» …………………………………………56

 

Приложение 5. Образец «Задание по подготовке выпускной

квалификационной работы» ..………………………………………………….57

 

Приложение 6. Примерный образец титульного листа ВКР………………… 58

 

Приложение 7. Примерное оформление «Содержания» ВКР………………. 59

 

Приложение 8. Образец «аннотация»…………………………………………..60

 

Приложение 9. Примерное оформление списка литературы курсовых и выпускных квалификационных работ…………………………….……………… .. 61

 

Приложение 10 Образец. «Отзыв руководителя»……………………………..65

 

Приложение 11. Образец. «Рецензия»………………………………………...66

 

Приложение 12. Образец «Заключение»……………………………………...67

 

Приложение 13. Примерная тематика выпускных квалификационных работ

по социальной педагогике…………………………………………………….. 68

 

1.Общие требования к курсовой работе

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным планом. Учебным планом специальности Социальная педагогика предусматривается выполнение студентами трех курсовых работ по дисциплинам: «Основы социальной работы», «Социальная педагогика», «Методика и технология работы социального педагога».

Курсовая работа по социально-педагогическим дисциплинам — это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно исследовать социально-педагогическую проблему на основе глубокого теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы, обобщения опыта работы в области социального воспитания. Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционных курсов и приобретению исследовательских умений в области решения социально-педагогических проблем. При написании курсовой работы обычно стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные в ходе написания результаты могли быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

При выполнении курсовой работы студент должен показать владение компетенциями в области:

- форм и методов научного познания и освоения окружающего мира;

- современных тенденций развития соответствующей научной области;

- основ социальной политики государства и социально-правовой защиты населения;

- знаний о взаимосвязи физического, психического и социального здоровья человека и общества.

А также наличие следующих компетентностей:

- владеть профессиональным языком предметной области знания, умением корректно выражать и аргументировано обосновывать исследуемые положения;

- обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знать основные закономерности развития природы и общества;

- обладать целостным представлением об образовании и социокультурном развитии личности;

- владеть современными методами поиска, обработки и использования научной информации, уметь ее интерпретировать и адаптировать;

- обобщать имеющуюся информацию, формулировать выводы и практические рекомендации, составлять программы социально-педагогической деятельности или ее фрагменты.

 

Курсовая работаэто учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им под руководством преподавателя — научного руководителяи оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа. Выбрав тему, студент под его руководством научного руководителя определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполнения. Графики написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрами.

Тематика курсовых работ по учебным дисциплинам «Основы социальной работы», «Социальная педагогика», «Методика и технология работы социального педагога» ежегодно пересматривается и утверждается кафедрой социальной педагогики одновременно с утверждением графика их написания.

Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафедры. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Возможно выполнение комплексных тем группой (2—5 чел.) студентов. В этом случае каждый студент исследует отдельный аспект проблемы. Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы.

return false">ссылка скрыта

Курсовая работа — это индивидуально-научный труд студента, в котором кроме теоретического изучения литературы по выбранной теме обязательно присутствует исследовательская часть. Курсовая работа должна содержать некоторые новации в области изучаемого предмета: новые факты или новое системное представление известных фактов. Вместе с тем работа должна свидетельствовать об умении студента работать со специальной литературой, умении самостоятельно построить исследовательскую теоретическую или практическую работу сообразно задаче; профессионально применить соответствующие методы, разносторонне обдумать полученные результаты и с достаточной полнотой и доказательностью выразить представление о проделанной работе (её ходе и результатах) в письменной форме, ориентируясь на традиционное изложение научных проблем и путей их решения в диссертациях, отчётах, статьях и книгах.

В тексте работы должны быть раскрыты соответствующие заданию на работу вопросы из следующего перечня:

 характеристика профессионального смысла и общественного значения темы;

 хронологический или логический обзор литературы по теме, включающий описание и оценку имеющихся теоретических воззрений, альтернативных точек зрения, подходов;

 место данной работы в системе имеющихся научных или практических вкладов;

 степень новизны и полезности работы;

 основные результаты работы: что установлено, что можно теперь утверждать;

 возможные направления дальнейших исследований по теме.

 

По мере работы над курсовой работой расширяется научный кругозор студента, он все глубже овладевает теоретическими и практическими методами исследования, вырабатывает самостоятельность мышления, обретает собственные научные взгляды. Проделанная самостоятельная научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями и представляется к защите.

 

Различия между курсовой и выпускной квалификационной работами заключаются в объеме научно-практического материала, уровне его осмысления и подачи. Выпускная квалификационная работа может и должна представлять собой дальнейшее развитие и углубление ранее выполненных курсовых работ, в которых, как правило, рассматриваются более узкие вопросы, решение которых носит преимущественно учебно-познавательный характер с элементами научного исследования. Развитие и углубление исследования социально-педагогических проблем на уровне курсового и дипломного исследования представлены в Приложении 2.

 

 

Этапы выполнения курсовой работы

Этапы выполнения научного труда во многом схожи, однако следует отметить, что по мере увеличения сложности работы будут усложняться и ее этапы как формально, так и по содержанию.

Выполнение курсовой работы можно условно разделить на несколько этапов. Следует помнить, что некоторые из них могут выполняться параллельно. Так, подбирая и изучая литературу, можно составить план, а в процессе проведения эксперимента дополнительно изучать и отрабатывать теоретический материал.

Этапы выполнения курсовой работы

1. Выбор темы курсовой работы и определение ее примерного содержания. Конкретизация формулировки темы курсовой работы.

2. Отбор литературы по теме исследования.

3. Теоретический анализ отобранной литературы.

4. Составление плана курсовой работы с учетом всех методических указаний по теме исследования.

5. Планирование исследовательской работы, ее проведение, анализ результатов.

6. Написание курсовой работы, ее оформление.

Выбор темы — это начальный и достаточно сложный этап работы, который осуществляется в соответствии с предложениями выпускающей кафедры и интересами студента.

Научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений социально-педагогической действительности; объяснить ранее известные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Это проявляется в проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения какой-либо проблемы. Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность или недостаточность, а новое еще не приняло развитой формы. Именно постановка проблем в большой степени определяет стратегию исследования. Сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Проблема исследования конкретизируется в теме. Студенты часто склонны выбирать общие, а не узкие темы. Однако работы, посвященные широким темам, бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. По мере ознакомления с материалом студенту открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше не подозревал. Для того, чтобы выбрать или сформулировать самостоятельно тему научной работы, всего необходимо четко представить себе проблему, которую необходимо изучить. Для человека, не знакомого с какой-либо отраслью научного знания, и проблем в ней не существует. Следует различать проблему для себя – это пробел в знаниях самого студента, и проблемы, не решенные на данном этапе развития педагогической науки и практики никем. Еще одно обстоятельство, которое надо учитывать – это различие между научной проблемой и практической задачей. В педагогике исследователь так или иначе исходит из запросов практики и в конечном итоге решение научной проблемы обогащает педагогическую практику. Но сам запрос практики еще не является научной проблемой. Такие формулировки, как «совершенствование…», «преодоление…», «повышение уровня…», относятся к сфере практики. Проблема науки состоит не в том, чтобы совершенствовать процесс обучения или воспитания, а в том, чтобы выяснить, какие условия способствуют эффективному протеканию того или иного процесса, какими должны быть основные этапы и методы работы, обеспечивающие успех в этом деле. Преодоление школьной дезадаптации – практическая задача. Однако для ее решения может понадобиться научное знание. Если дезадаптация вызвана особенностями психики ученика, например, его темперамента, темпа усвоения учебного материала, свойствами характера - то это поле изучения для психолога. Если ученик дезадаптирован из-за неустроенного быта, пьянства родителей - проблему изучает социальный педагог. Если причина в несформированности учебных умений и навыков – тогда это дидактическая проблема. То есть научная проблема будет выглядеть не так, как практическая задача. Есть варианты. В данном случае можно сформулировать одну их трех проблем: проблему разработки методов диагностики школьной дезадаптации; проблему выявления условий и методов формирования у школьников учебных умений и навыков; проблему формирования познавательной самостоятельности; проблему профилактики школьной дезадаптации. Таким образом, практическая задача и научная проблема не соотносятся друг с другом прямолинейно, «один к одному». Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести ее с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные связи науки и практики. Одна практическая задача может быть реше­на на основе изучения множества научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач.

Проблема должна найти отражение в теме исследования. Вопрос о том, как назвать научную работу, отнюдь не праздный. Сформулировать тему очень непросто. Нужно так ее обозначить, чтобы в ней нашли отражение движение от достигнутого наукой, от привычного к новому,момент столкновения старого с тем, что предлагается в исследовании. Прежде всего самому исследователю должно быть ясно, с одной стороны, с какими более широкими категориями и проблемами она соотносится, а с другой — какой новый познавательный и практический материал он предполагает освоить.

Первое приближение к определению темы редко бывает удачным. Улавливается, как правило, лишь то, что лежит на поверхности, нечто самоочевидное. Необходимо углубление в проблему, чтобы отразить ее в названии работы.

Выбрав тему курсовой работы, студент выделяет вопрос исследования,что обычно совпадает с уточнением формулировки темы. При этом необходимо четко разграничить вопросы, относящиеся к области психологии и педагогики. Если возрастная и педагогическая психология изучают особенности проявления и формирования психических качеств ребенка, то педагогика изучает педагогические воздействия, благодаря которым возникают те или другие изменения в психических качествах ребенка, т.е. методы, приемы, средства, которыми располагает педагог для развития и формирования определенных качеств личности.

 

Работа с научной литературой. Многие студенты полагают, что работа над курсовой и ВКР начинается с момента утверждения выбранной ими темы. Это распространенное и ошибочное мнение. Она начинается с первых дней учебы студента в институте. Уже с самого начала учебы в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла можно определить круг своих научных интересов, категорию детей, с которой хотелось бы работать в будущем, и целенаправленно копить научную информацию и практические материалы.

Читая литературу, нужно подходить к ней критически, учитывать новые, современные требования по вопросам теории и практики социальной работы и социальной педагогики. Рекомендуется делать выписки, фиксировать свои соображения, чтобы в дальнейшем их использовать. Названия всех литературных источников следует заносить на карточки — это поможет создать свой профессиональный каталог, который пригодится на протяжении всех лет учебы для написания контрольных, курсовых и квалификационной работ. Наряду с обычным каталогом можно вести электронный вариант. И курсовая, и выпускная работы — итог упорного, многомесячного труда, который невозможен без накопления теоретического и практического материала.

Одновременно с выбором и уточнением темы можно работать с литературными источниками. Начинать эту работу следует с анализа той литературы, которая была изучена студентами на практических занятиях, в ходе написания реферативных, контрольных работ. Потом можно переходить к работе с каталогами библиотек, при этом следует обращаться за консультациями к работникам библиотеки. Ознакомление со специальной литературой советуем начинать с работ теоретического характера, т.к. они помогут получить правильное представление о содержании основных вопросов, подлежащих раскрытию в теме. Одним из наиболее распространенных видов научно-исследовательской работы является реферирование.

Реферирование это специфическая запись осваиваемого содержания, которой предшествует мысленное разделение текста на части, после чего следует свернутая запись основных смысловых блоков текста.

Написание научно-исследовательской работы помимо расширения знаний студента по определенной проблеме направлено на овладение методами работы с научной литературой: сравнительный анализ объектов, процессов и явлений; полное и достоверное отражение результатов проведенного исследования; подготовка аргументированных выводов и предложений.

При написании реферата, теоретической части курсовой и выпускной квалификационной работы можно использовать такие методы работы с литературой, как:

· конспектирование — ведение детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений анализируемой работы;

· аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи;

· цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике;

· рецензирование — это вид реферирования, основанный на личностной оценке студентом содержания статьи, сообщения, монографии, учебника с достаточно доказательными аргументами позитивных или негативных высказываний по поводу изложенного в источнике материала.

Наряду с учебниками, монографической литературой, сборниками статей и т.д. следует внимательно изучить публикации журналов и газет: «Социальная педагогика», «Педагогика», «Социальная работа в России», «Социальная защита», «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», «Социологические исследования», «Социально-политический журнал», «Воспитание школьников», «Дополнительное образование», «Вопросы психологии», «Классный руководитель», «Дефектология», «Российская газета».

Эти публикации помогут дополнить теоретический материал практическими данными, ознакомиться с последними достижениями в области социальной работы, социальной педагогики и смежный наук, быть в курсе развития правовой базы социально-педагогической работы.

Далее следует переходить к теоретическому анализу отобранной литературы. Это предполагает осмысление и творческую переработку довольно большого объема литературы и требует значительного количества усилий и времени. В результате закладывается теоретический фундамент будущей работы, а реферирование изученной литературы ложится в основу теоретической части работы. Весь изучаемый материал не следует просто переписывать, его надо как бы пропускать через себя, тщательно осмысливая и выбирая самое необходимое, отрабатывая методологическую базу своей работы. На этом этапе студент должен решить, какая модель социально-педагогической деятельности будет лежать в основе его работы: психолого-ориентированная, социолого-ориентированная или комплексная.

В итоге работы с научной литературой студент должен хорошо освоить теоретический материал, содержание основных литературных источников, в которых раскрыта проблема, и представлять себе то научное смысловое пространство, в котором существует тема исследования. Это пространство включает в себя следующие компоненты: тема исследования, его цели и задачи, понятийный аппарат исследования (основные понятия и категории, используемые в научном исследовании).

Понятийный словарь исследования особенно важен, т.к. и в социальной работе, и в социальной педагогике существуют расхождения в определении многих понятий, а некоторые из них находятся на стадии разработки. Поэтому при определении понятий следует использовать энциклопедии, толковые и научные словари, справочники и т.д. В случае, когда студентом дается несколько определений одного понятия, необходимо отметить то, которого вместе с научным руководителем он будет придерживаться при написании работы. Для написания теоретической и особенно экспериментальной части курсовой работы студенту нужно иметь представление о содержании проблемы, о которой идёт речь, владеть категориальным аппаратом, уметь соотносить понятия из разных предметных областей, применять имеющиеся знания.

Для выполнения курсовой работы на достаточно высоком научно-теоретическом и практическом уровне студент должен:

· обосновать актуальность, цель и задачи исследования;

· собрать и обработать информацию по теме;

· изучить и критически проанализировать полученные материалы;

· систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;

· решить поставленные в исследовании задачи;

· логически обосновать и сформулировать выводы, предложения, рекомендации, программу.

Основные требования к составлению плана.План — это каркас, на котором строится вся работа. Он должен быть предельно ясным, четким, продуманным, а формулировки его пунктов — емкими, краткими, отражающими основные положения работы. Нельзя, как это зачастую делают студенты, вслед за авторами различных журнальных и газетных статей, давать формулировки публицистического стиля, в виде вопросительных предложений и т.д.

К формулировкам заголовков (названий) глав и параграфов курсовой работы предъявляются следующие требования:

1) краткость;

2) четкость;

3) разнообразие;

4) последовательное и точное отражение внутренней логики содержания работы.

Теоретический анализ литературы станет основанием для составления плана курсовой работы. План, оформленный соответствующим образом, с добавлением введения, заключения, списка литературы и приложений, с указанием страниц озаглавливается «Содержание» и помещается после титульного листа.

После составления план должен быть представлен научному руководителю и утвержден. В ходе написания работы может быть добавлен теоретический и практический материал, в ходе эксперимента появятся новые данные и т.д. В связи с этим план может уточняться и дорабатываться, формулировки меняться, но все это должно быть согласовано с научным руководителем.

Изучение теоретического материала и составление плана позволяют перейти к очередному этапу работы — планированию и проведению экспериментальной части.

Проведение эксперимента. Практическая часть курсовой работы представляет собой небольшое экспериментальное исследование. В соответствии с темой курсовой работы необходимо определить задачи исследования, цели, определить предмет и объект исследования. Студенту необходимо пользоваться такими методами исследования, как анализ документов, наблюдение, опрос, тестирование. Все эти методы исследования применяются как на первом этапе экспериментальной части работы с целью выяснения начального состояния изучаемого процесса, так и на последующих ее этапах. В рамках курсовой работы студенту необходимо провести констатирующий эксперимент или обобщить опыт работы по исследуемой проблеме.

Констатирующий экспериментзаключается в выяснении особенности изучаемого процесса в данный момент без какого-либо воздействия. Полученные с помощью констатирующего эксперимента данные помогут определить задачи и разработать содержание и методы формирующего этапа исследования, в процессе которого проверяется ценность методов и приемов. Формирующий эксперимент — это практическая социально-педагогическая работа, которую проводит студент в соответствии с направлениями, намеченными в гипотезе и отраженными в цели и задачах, разрешая заявленную в исследовании проблему уже в рамках написания выпускной квалификационной работы. В ходе описания формирующего эксперимента студент показывает, как он применял разработанную ранее систему социальной помощи или социально-педагогической деятельности и какие при этом получил результаты. Как правило, формирующий эксперимент включает в себя описание опытной работы, проводимой студентом в различных социально-педагогических учреждениях при работе с конкретной категорией детей, содержит конкретные рекомендаций для социальных педагогов, разработанную автором программу или модель деятельности, которые отражают содержание системы коррекционной, реабилитационной или профилактической помощи и дают наглядное представление о том, что конкретно делал автор выпускной квалификационной работы, в чем был его личный практический вклад в решение проблемы исследования. На итоговом (контрольном) этапе эксперимента можно выяснить, какие изменения произошли в ходе исследования. На основе анализа полученных данных студент должен сделать выводы об эффективности использованных форм, методов и приемов. Этот этап также осуществляется при выполнении ВКР.

Для будущего специалиста эксперимент, данные, полученные в ходе его проведения, важны не сами по себе, а как основание для разработки модели социальной работы, программы коррекционной, реабилитационной, адаптационной деятельности, рекомендаций, направленных на совершенствование социально-педагогической деятельности. Все это учитывается при проведении эксперимента и должно быть разработано в ходе или после завершения его, должно найти отражение в курсовой работе в виде параграфа или отдельной главы.

Заключительный этап выполнения работы — ее написание. Пожалуй, он самый сложный по двум причинам: во-первых, требуется собрать воедино все то, что было наработано в теоретическом и практическом плане, во-вторых, необходимо правильно оформить работу. Научная работа должна продемонстрировать степень освоения студентом технологии работы с литературой, уровень усвоения изученного материала, наличие собственной позиции в оценке полученной информации. Нередки случаи, когда интересные по содержанию работы неверно или небрежно оформляются, поэтому необходимо обращать внимание на сочетание теоретической полноты работы, ее практической направленности с грамотным и точным оформлением.

Нередки случаи, когда интересные по содержанию работы были неверно или небрежно оформлены, что не могло не сказаться на ее качестве, а следовательно, и на оценке. Поэтому так необходимо обращать внимание на сочетание теоретической верности работы, ее практической направленности с грамотным и точным ее оформлением.

 

Язык и стиль научно-исследовательской работы студентов.В целях грамотного описания научно-исследовательского материала предъявляются требования не только к содержанию и результатам курсовой и выпускной квалификационной работ, но и к их литературному и внешнему оформлению. Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, грамотным, научным языком. Следует обратить внимание на отработку каждого предложения, выбор необходимых формулировок, которые наиболее просто и четко, кратко и доступно выражали бы содержание излагаемых вопросов.

Курсовая и выпускная квалификационная работы должны быть написаны в рамках строго нормированного научного стиля, принадлежащего к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей:

- обдумывание высказывания, монологический его характер;

- строгий отбор языковых средств;

- тяготение к нормированной речи.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера науки (естественные, гуманитарные) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом.

Стиль работы определяется целями научного исследования:

· по возможности точно и полно объяснить факты социально-педагогической действительности;

· показать причинно-следственные связи между явлениями;

· выявить закономерности исторического развития и т.д.

Стиль научной работы характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15—20% всей лексики, использованной в работе.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изло­жения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит глав­ным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность.

На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком являются целенаправленность и прагматическая установка. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, и, следовательно, использование специальной терминологии.

Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Следует твердо помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.

У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности.Объективность изложения — основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфи­ки научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению и др.).

Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность. В настоящее время в научной речи уже довольно четко сформировались определенные стандарты изложения материала. Так, описание экспериментов делается обычно с помощью кратких страдательных причастий.

Стиль письменной научной речи — это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.

Сейчас стало неписаным правилом, когда автор работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», что позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точностьодно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

Очень часто точность нарушается в результате синонимии терминов. Терминов-синонимов в одном высказыва­нии быть не должно.

Другое необходимое качество научной речи — ее ясность. Ясность— это умение писать доступно и доходчиво.

Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением.

Очень часто авторы пишут «и т.д.» в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление, или вводят в текст фразу «вполне очевидно», когда не могут изложить доводы. Обороты «известным образом» или «специальными методами» нередко указывают, что автор в первом случае не знает, каким образом, а во втором — какими именно методами.

Краткостьтретье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее культуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служат здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы.

В построении предложений следует отметить тенденцию к сложным синтаксическим конструкциям. Такие структуры представляют собой удобную форму выражения сложной системы научных понятий, установления взаимоотношений между ними, таких, как понятия «родовые» и «видовые», причина и следствие, доказательства и выводы и т.д. Для этой цели часто строятся предложения с однородными членами и обобщающим словом (Социальная дезадаптация связана со многими факторами: гипоопека и гиперопека, нарушения в самосознании, деятельности, общении и др.).

Более широкое, родовое понятие раскрывается при помощи более узких, видовых понятий. В сложных предложениях, используемых в курсовых и выпускных квалификационных работах, часто встречаются составные подчинительные союзы (благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, несмотря на то что, в то время как, между тем, как, тогда, как и др.), позволяющие более точно выявить отношения между рассматриваемыми явлениями.

При анализе и разработке различных классификаций в тексте уместно употреблять соответствующие языковые средства (могут быть выделены следующие типы, отмечается ряд особенностей, рассмотрим подходы к классификации, в литературе описаны следующие разновидности, целесообразно различать, с учетом сказанного выделим, в основу классификации ложатся, попытаемся выделить основные признаки, будем различать разные виды, различают следующие варианты, изложим выделенные нами направления).

Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь (поэтому, при этом, сначала, затем, следовательно, на основе этого, это предполагает, в целом такими показателями являются, в связи со сказанным, с учетом этого, вместе с тем, наряду с, причем, это свидетельствует и др.).

Средствами связи частей текста служат также вводные слова и сочетания слов, а также клише (во-первых, во-вторых, наконец, с одной стороны, с другой стороны, одним из, прежде всего, в одних исследованиях отмечается, в других работах описывается, следующим вопросом для рассмотрения будет, на основе описанного мы обратились, соответственно будем считать, одновременно можно оценить, перейдем к более подробному изложению и др.), устанавливающие последовательность изложения.

При необходимости обращения внимания на определенные моменты в научно-исследовательской работе следует употреблять соответствующие конструкции языка (прежде всего еобходимо подчеркнуть, уточним содержание близких понятий, специалисты подчеркивают, охарактеризуем подробнее, остановимся несколько подробнее, ключевым моментом является, важным является, мы стремимся подчеркнуть, назовем основные подходы, остановимся более подробно, оригинальный подход к проблеме принадлежит).

При формулировании актуальности рассматриваемой проблемы в работе описываются научные подходы в рассмотрении проблемы и значимость исследования для практической деятельности (предложения могут начинаться так: обратимся к актуальным вопросам, в последние годы правомерно усилился интерес).

При помещении в работу авторских разработок можно начинать предложение соответствующими словами (возможно, видимо, представляется целесообразным, видится необходимым, попытаемся представить процесс, приведем разработанные нами, мы наметили, попытаемся определить, анализ предполагает следующие выводы, нам видится уместным говорить, нами выделен ряд особенностей, в результате анализа эмпирических данных выделим).

Научные работы характеризуются тем, что многие предположения и утверждения описываются со ссылкой на изученную литературу (в доступной нам литературе отмечается, различают, можно выделить, авторы различают, в трудах ученых, самым распространенным критерием является, установлено, общепринятой точкой зрения является, авторами изложена точка зрения, считается, исследователи выявили показатели, интересно проследить, приведем созвучные положения в научной литературе, где высказывается ряд соображений, описан и разработан подход, в ряде научных (социально-педагогических, социально-психологических) работ, в ходе изучения справочной литературы выявлено).

При подведении итога главы, параграфа целесообразно использовать слова и сочетания клише (в заключение этого раздела (главы, параграфа), указанное выше позволяет сделать вывод, ранее описаны подходы, итак, таким образом, учитывая вышесказанное, подводя итог обсуждению, как отмечалось ранее, изложенный подход дает возможность сделать вывод, иными словами, подчеркнем еще раз, в заключение).