Расчет на прочность детали машин .
При расчетах на прочность, как правило, определяют действующие в де-
тали напряжения и сравнивают их с допускаемыми [σ]([τ]) в так называемом условии прочности:
σ ≤ [σ] или τ ≤ [τ] .
Однако возникает вопрос какое напряжение считать допускаемым с точки
зрения отсутствия разрушения? Определение [σ] (или [τ]) при расчете по различным критериям прочности является одной из важнейших задач.
Завышенные значения [σ] приводят к неоправданному перерасходу метал-
ла и утяжелению машины, заниженные – к разрушению деталей. Правильное определение [σ] с учетом всех действующих силовых факторов и физико-механических особенностей материалов способствует обеспечению принци-па равной прочности создаваемых машин.
Допускаемые напряжения определяются как предельные (опасные) на-
пряжения, разделенные на расчетный коэффициент запаса прочности s
[ ]s=σпред σ или [ ]s= пред τ .
Например: для пластичных материалов допускаемые напряжения
для хрупких материалов –срез
а при переменных (циклических) нагрузках –кручение
и при изгибе
– предел текучести, τв – временное сопротив-
ление, σm и σа – среднее и амплитудное значение напряжений).
Существует два метода определения расчетного коэффициента запаса
прочности
1. табличный метод;
2. дифференциальный метод.
Табличный метод наиболее удобен для использования в инженерной прак-
тике. Каждая отрасль машиностроения на основе опыта эксплуатации машин
составляет таблицы коэффициентов запаса прочности для различных деталей. Очевидно, что этот метод применим, если проектируемая деталь работает в аналогичных условиях и будет изготовлена из известного материала.
Дифференциальный метод применяют, когда указанные выше условия от-
сутствуют. В этом случае определение общего расчетного коэффициента запаса прочности происходит путем раздельного рассмотрения каждого фактора, влияющего на s, а коэффициент запаса прочности ni
определяют вначале для каждого фактора, а затем s вычисляют по формуле s = s1 · s2 · s3 · s4 · … · sn,
в которой, например, s1 – учитывает точность определения расчетных нагрузок и напряжений, то есть зависит от точности расчетных формул (это так называемый коэффициент «незнания»); s2 – зависит от однородности механических свойств материала детали; s3 – учитывает требования безопасности (например, подъемник для людей имеет бóльшее значение s3, чем для подъема грузов) и т. п.