Решить ситуационные задачи.

Задача №1. Широко распространенная в наших водоемах трехиглая колюшка в период размножения строит не­большое шаровидное гнездо, где откладывает икру. Гнездо рас­положено на участке, доступ на который воспрещен всем иным особям той же популяции. В случае нарушения его границ рыб­ки вступают в жаркие схватки. Такое поведение способствует выбору оптимальных для икрометания участков и сохранению кладки. Рыбки, которые не нашли «своих» участков, либо не дадут потомства, либо потеряют кладку или ее часть. Определить тип взаимодействий.

Задача №2. Взаимоотношения египетской цапли и крупного рогатого скота. Цапли сопровождают скот во время выпаса на солнце и ловят свои жертвы (насекомых, лягу­шек и ящериц), которые выскакивают из-под ног животных. Ус­тановлено, что число цапель, кормящихся со скотом, сильно за­висит от активности скота. Более высокая подвижность скота дает цаплям возможность более полноценного питания. В то же время для скота от цапель пользы практически никакой нет, так как эти птицы не питаются паразитами крупного рогатого скота. Определить тип взаимодействий.

Задача №3. Взаимоотношения муравьев и неко­торых растений. Лиане муравьи при­носят пользу тем, что, живя на растении, сбрасывают в ее кув­шинчики «пищевые отходы» и другой бытовой мусор. Когда его становится много, лиана пускает сюда свои корни, получая до­полнительное питание. Определить тип взаимодействий.

Задача №4. Бобовые растения и клубеньковые бактерии ризобиум. Растение снабжает бактерий глюкозой. Они же, в свою очередь, ассими­лируют из газообразной фазы почвы азот, делая его доступным растениям. Благодаря бактериям-симбионтам, некоторые расте­ния могут получать 0,25—0,5 кг азота в год. Именно такие расте­ния первыми заселяют бедные земли, захватывая часто значи­тельные площади. Определить тип взаимодействий.

Задача №5. Каждый из нас видел ко­лонии тлей и охраняющих их муравьев. В данном случае муравьи выступают в роли пастухов. Питаясь, тли выделяют падь, содержащую около 30% Сахаров. Она идет в пищу муравьям. В их семьях даже есть сборщики пади. В благодарность за пищу мура­вьи оберегают тлей от врагов (например, божьих коровок). В Ав­стралии подобным образом муравьи поступают с гусеницами не­которых бабочек. Гусеницы содержатся в специально построен­ных домиках. Когда личинки растолстеют так, что уже не могут покидать домики, муравьи сами приносят им пищу. Определить тип взаимодействий.

Задача №6. Взаимоотношения свето- и тенелюбивых расте­ний. В ельниках на почве видовой состав растений довольно бе­ден, поскольку здесь поселяются лишь те, кто может выдержать недостаток света. Если сюда поселить светолюбивые растения, то они будут просто подавлены елью, для которой, в свою очередь, эти растения могут быть совершенно безразличны. Определить тип взаимодействий.

Задача №7. Ароматические кустарники. Летучие токсины продуцируются в листьях и накапливаются в почве. С наступлением сезона дождей они подавляют прорастание семян вокруг кустов. Определить тип взаимодействий.

Задача №8. Совместно гнездящиеся на скалах в Англии большой и хохлатый бакланы кормятся в одних и тех же водах. Но большой баклан кормится придонными рыбами и креветками, для чего ныряет гораздо глубже хохлатого. Пищевой рацион у последнего на 80% состоит из сельдей и других рыб, плавающих в верхних слоях воды. Определить тип взаимодействий.

Задача №9. Взрослые особи насекомых ведут свободный образ жизни, откладывая яйца в тело или на поверхность личинок других насекомых, в яйца последних, а иногда и в других взрос­лых беспозвоночных (пауков, мокриц и т. д.). Личинки, развива­ясь в теле хозяина, питаются его тканями, медленно приближая гибель последнего. Определить тип взаимодействий.

Задача №10. Орнитологами установлено, что три вида славок, обитающих в одних и тех же лесах, питаются насекомыми на разных частях деревьев. Славка Блекберна кормится в верхних частях крон деревьев, каштановая древесная славка добывает пищу в середине кроны, а желтоголовая древесная
славка собирает насекомых в нижних частях крон. Объясните причины различных мест кормления у близкородственных видов славок.

return false">ссылка скрыта

Задача №11. Межвидовая конкуренция — это мощный эволюцион­ный фактор, ведущий к разделению экологических ниш и специализации видов. Разные виды существуют при разных условиях: условия, оптимальные для одного из них, непригодны для другого. Исходя из этого, можно предложить несколько разных путей обеспечения сосуществования двух видов дафний в аквариуме. Первый из них — создание для этих видов разных условий существования в разных частях аквариума. Второй путь — подбор таких внешних факторов, которые замедляют рост численности вида, доминирующего в конкуренции за пищу, но относительно мало влияют на динамику численности вто­рого вида или даже стимулируют рост численности подавляе­мого вида. Подобрать примеры двух путей обеспечения сосуществования видов.