Права и обязанности нанимателей, использующих труд иностранцев

Наниматель Республики Беларусь обязан (ст. 36 Закона о миграции):

- получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в случае, предусмотренном частью первой ст. 26 Закона о миграции;

- заключить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом; - - зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения;

- обеспечить за свой счет выезд из Республики Беларусь трудяще- гося-иммигранта в случае досрочного расторжения трудового договора по требованию трудящегося-иммигранта в связи с нарушением нанимателем Республики Беларусь законодательства Республики Беларусь о труде, коллективного договора или трудового договора с трудящимся-иммигрантом, а также в случае аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя Республики Беларусь, если не имеется иных оснований для пребывания иностранца в Республике Беларусь;

- информировать о смерти трудящегося-иммигранта подразделение по гражданству и миграции в целях уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства

Справочно: трудящийся-имми­грант - иностранец, не имеющий разрешения на постоянное прожи­вание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудо- л вой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республи­ки Беларусь либо осу­ществляющий такую деятельность в Респуб­лике Беларусь (ст. 1 Закона о мигра­ции). Документ: Указ Президента Рес­публики Беларусь от 30.08.2014 № 420 «О пребывании граж­дан Украины в Респуб­лике Беларусь»(далее - Указ).
ПОЛЕЗНАЯ ПРАКТИКА

его гражданской принадлежности или обычного места жительства через МИД Республики Беларусь;

- содействовать выезду трудящегося-иммигранта из Респуб­лики Беларусь по истечении срока заключенного с ним трудового договора;

- возместить расходы, связанные с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушени­ем порядка осуществления трудовой деятельности в Республике Бе­ларусь, установленного Законом о миграции и другими актами законо­дательства Республики Беларусь, а также в случае аннулирования специального разрешения;

- исполнять иные обязанности в соответствии с законодательст­вом Республики Беларусь.

С учетом приведенных норм Закона о миграции в случае увольнения трудящегося-иммигранта по желанию работника или соглашению сторон наниматель не обязан уведомлять об этом подразделения по гражданству и миграции.

Следует обратить внимание на то, что в отношений граждан Ук­раины и лиц без гражданства, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей Украины, как правило, не менее года, и прибыв­ших в Республику Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание, распространяются нормы Указа.

Комиссии по назначению государственных пособий семьям, вос­питывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности органов по труду, занятости и социальной защите местных исполни­тельных и распорядительных органов, организаций любых органи­зационно-правовых форм вправе принимать решения о назначении государственных пособий на детей гражданам Украины в соответст­вии с законодательством Республики Беларусь в случае отсутствия объективной возможности получения документов или сведений, подтверждающих получение (неполучение) пособий и иных выплат семьям, воспитывающим детей, на территории Украины (подп. 1.7 п. 1 Указа).

Это означает, что указанным гражданам государственные пособия семьям, воспитывающим детей, назначаются по нормам законода­тельства Республики Беларусь - при наличии права на них и неполу­чении аналогичных пособий в Украине. Вместе с тем Указом для таких граждан введено исключение: государственные пособия им назна­чаются также в случае невозможности документального подтверж­дения неполучения аналогичных пособий в Украине.

Таким образом, к гражданам, прибывшим из Донецкой и Луган­ской областей Украины, при назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, применяются нормы Закона № 7-3 и Положения.

Мария Ковалевич, юрист


 

ПОЛЕЗНАЯ ПРАКТИКА

на № 7-3, если лицо, осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет:

- работает на условиях полного рабочего времени, неполного ра­бочего времени (более половины месячной нормы рабочего време­ни) у одного или нескольких нанимателей;

- работает на условиях неполного рабочего времени (не более по­ловины месячной нормы рабочего времени) и одновременно выпол­няет работу на дому у одного или нескольких нанимателей;

- выполняет работу на дому более чем у одного нанимателя;

- выполняет работу по гражданско-правовому договору, предме­том которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

- является индивидуальным предпринимателем, частным нота­риусом, адвокатом;

- осуществляет предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- получает послевузовское образование в дневной форме получе­ния образования и получает стипендию;

- проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме.