Задание 2. Действие экологического фактора на организм
1. Что такое "биологический оптимум"? У всех ли видов, совместно обитающих в сходных условиях, он одинаков? Ответ поясните.
2. Укажите, как называются границы, за пределами которых существование вида невозможно. Будут ли одинаковыми эти границы у видов, существующих совместно в одинаковых условиях среды? Ответ поясните.
3. Объясните, являются ли приспособления организмов к отдельным факторам среды (температуре,
характеру пищи, солености и т.д.) независимыми друг от друга. Приведите примеры.
Задание 3. Взаимодействие экологических факторов. Ограничивающий фактор
Рис. 1. Смертность куколок яблоневой плодожорки в зависимости от влажности и температуры.
1. Изучите график (рис. 1) зависимости, смертности куколок бабочки яблоневой плодожорки от влажности и температуры.
2. Охарактеризуйте биологический оптимум данного вида по температуре и влажности.
3. Назовите пределы выносливости данного вида по температуре и влажности.
4. Используя рис. 1, постройте в тетради два графика зависимости смертности куколок яблоневой
плодожорки от действия температуры при разной относительной влажности.
5.
Объясните, почему графики отличаются друг от друга. В каком из районов опасность
размножения яблоневой плодожорки будет выше: в районе со средним летними температурами
20-22°С и относительной влажностью 60-70% или в районе со средними летними температурами
30-32°С и влажностью 30-40%?
6. Определите, какой фактор будет ограничивающим в точке с координатами:
а) влажность 20%, температура 25°С;
б) влажность 80%, температура 50°С;
в) влажность 80% , температура 40°С.
7. Укажите, в чем сущность правила ограничивающих факторов. Какие факторы среды могут быть ограничивающими? Почему важно знание ограничивающих факторов в практике сельского хозяйства?