В широком смысле в узком смысле

       
 
это климатические, природные условия, в которых растет ре­бенок. Это и общественное устройство государства, и ус­ловия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность со­циализации.  
 
среда - это непосредственное предметное окружение.  

 


С момента рождения ребенка его окружает множество предметов. Предметы помогают ему познавать соци­альный мир и развиваться. Профессор Брунер в Америке провел эксперимент: поместил группу новорожденных детей на несколько месяцев в комнату с белыми потолком и стенами, изолированную от внешних шумов. Другая группа новорожденных такое же время жила в обычных условиях - в комнате с обоями, цветным потолком, с иг­рушками и т.п. В конце эксперимента были проведены те­сты на изучение уровня интеллектуального развития де­тей. Оказалось, что дети из белой, пустой комнаты отста­ли в своем развитии от детей из обычной группы на 3 мес, что очень существенно для данного возраста.

Этот эксперимент убедительно доказал, что среда су­щественно влияет на уровень всестороннего развития де­тей. В современной педагогике существует понятие «раз­вивающая среда» (В.А.Петровский). Под развивающей средой понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наибо­лее эффективно влиять на ребенка.

В педагогике, когда речь идет о среде как факторе вос­питания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными приме­рами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существен­ное значение: она предоставляет ребенку возможность ви­деть социальные явления с разных сторон. Ее влияние но­сит, как правило, стихийный, мало поддающийся педаго­гическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых «посадить ребенка под колпак», оградить от со­циальной среды, как бы оно ни проявлялось (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов позна­ния и др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. С годами человек овладевает уме­нием фильтровать его, интуитивно поддаваться одним воз­действиям и уклоняться от других влияний. Для маленького ребенка таким фильтром до определенного возраста служит взрослый. Среда может сдерживать развитие, а может и акти­визировать его, но быть безучастной к развитию не может.

И наконец, третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух фак­торов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-куль­турным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. И нако­нец, воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов