Тема 2.1. Предмет педагогики. Основные педагогические понятия

 

Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует свои­ми понятиями:

воспитание, обучение, образование, педагоги­ческая деятельность, педагогический про­цесс.

Сущность педагогики, закономерно­сти воспитания, обучения, педагогического процесса раскрываются с помощью таких понятий:

метод, средство, прием, принцип, урок, занятие и др.

Кроме того, педагогика использует понятия, которые очень важны для нее, но основными являются для других наук (междисциплинарные по­нятия):

развитие, среда, формирование, деятельность, лич­ность и др.

Многие науки (психология, соци­ология, физиология, этнография, история и др.) использу­ют основные педагогические понятия, которые выступают для этих наук как междисциплинарные.

Предметизучения педагогики - воспитание, воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние ме­ханизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними ус­ловиями ее существования. Основное поня­тие педагогики - воспитание, все остальные понятия конк­ретизируют и расширяют его. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Рассмотрим понятие воспитание в основных значениях: социальном и педагогическом.

Воспитание


В широком социальном смысле В широком педагогическом смысле

- воспитательное воздейст­вие на - целенаправленное воздействие,

человека всего общественного строя, осуществляемое в учебно-

всех ин­ститутов, воспитательных учреждениях

соци­альное явление, функция и охватывающих весь

общества, которая заключается учебно-воспитательный процесс

в подготовке подрастающего В узком педагогическом смысле

поколения к жизни. - специ­альная работа, направленная

(социализация) на формирование черт и

качеств личности.

 

Воспитание - категория вечная и общая, порожденная потреб­ностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, ус­тановить преемственность между поколениями.

 

Воспитание

Явление историческое Носит классовый характер

Содержание и характер воспитания В одну и ту же историческую эпоху

в разные историчес­кие времена воспитание детей, относящихся

меняются под влиянием экономических к разным классам общества,

условий жизни обще­ства, способов различно. Господствующие классы

производства материальных благ, а также используют воспитание для

политики, культуры, религии. укреп­ления своей власти, своего

положения в обществе.

 

Цели воспитания всегда носят ярко выраженный исторический характер. В первобытном строе цель – вовлечение детей в трудовую деятельность. В Древней Греции цель воспитания – гармоническое и всестороннее развитие. В современной педагогике цели воспитания:

1. Формирование у каждого ребенка системы общечеловеческих ценностей (любви, добра, патриотизма, высоких духовных и культурных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Личностное развитие каждого ребенка в зависимости от его особенностей.

Таким образом цели воспитания – это определенная перспектива, идеал личности, определяющие тенденции развития и совершенствования педагогического воспитательного процесса.

 

Воспитание

 

 

Это воздействие на воспитуемого из­вне. Внутренними воспитательные воздействия

Однако не все внешние воздействия оказывают могут быть когда человек сам предъявляет

воспи­тывающее влияние на ребенка. Воспитательное к себе требования, пытается с помощью

воздействие взрослого дети пропускают через призму определенной деятельности воздействовать

своего жизненного опыта, отвергают или при­нимают на себя с целью формирования

его и в зависимости от этого строят свое поведение. каких-то качеств. Такая работа над собой

называется самовоспитанием.

Применительно к дошкольному возрасту можно гово­рить об элементах самовоспитания на основе сознательно­го подражания образцам поведения старших и сверстников, благодаря становлению самостоятельности («Я сам»). Эле­ментарное самовоспитание начинается с управления сво­им телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное - с выработкой положи­тельных привычек поведения. Задача педагога - при­дать самовоспитанию детей целенаправленный и система­тический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.

Воспитание и самовоспитание органически взаимосвя­заны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой сторо­ны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее он к воспитательным воздействи­ям взрослых.

 

Обучение - это специально организованный процесс вза­имодействия педагога (взрослого, который выполняет фун­кции обучающего) и учащихся (учеников, студентов, воспи­танников детского сада и др.), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются так­же воспитание, формирование, развитие. Обучение самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение есть специфический процесс познания, управляемый педагогом. Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку деятельности – учении. В процессе обучения идет движение от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика на пути познания: от незнания к знанию. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находится преподавание и учение. Успех обучения определяется отношением воспитанников (учащихся) к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки. Ученик – субъект педагогического процесса, поэтому основой обучения является не преподавание, а учение. Цели обучения:

1. Цель начальной школы – подготовить детей к новым изменениям в их жизни, переходу на новую ступеньку.

2. Соответствие знаний и умений детей по каждому предмету (разделу) государственным образовательным стандартам в начальной школе и дошкольном учреждении, т. е. тем целям, которые поставлены перед школой, детским садом обществом и государством.

 

Целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. Понятие Образование, будучи одним из важнейших в пе­дагогике, не имеет однозначного определения. Так, в совет­ской педагогике под образованием понимался процесс (и результат) усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В Законе РФ «Об образовании» (1991) образова­ние определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».

Образование - процесс и результат усвое­ния человеком общественно необходимой системы знаний, а также умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе, человеческом мышлении.

Образование– единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Основную роль в образовании человека играют педагогический процесс и две его составляющие – обучение и воспитание. Т.о. образование – это процесс и результат воспитания и обучения, т.е. освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.