Тема 2.1. Предмет педагогики. Основные педагогические понятия
Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует своими понятиями:
воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.
Сущность педагогики, закономерности воспитания, обучения, педагогического процесса раскрываются с помощью таких понятий:
метод, средство, прием, принцип, урок, занятие и др.
Кроме того, педагогика использует понятия, которые очень важны для нее, но основными являются для других наук (междисциплинарные понятия):
развитие, среда, формирование, деятельность, личность и др.
Многие науки (психология, социология, физиология, этнография, история и др.) используют основные педагогические понятия, которые выступают для этих наук как междисциплинарные.
Предметизучения педагогики - воспитание, воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Основное понятие педагогики - воспитание, все остальные понятия конкретизируют и расширяют его. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Рассмотрим понятие воспитание в основных значениях: социальном и педагогическом.
Воспитание
В широком социальном смысле В широком педагогическом смысле
- воспитательное воздействие на - целенаправленное воздействие,
человека всего общественного строя, осуществляемое в учебно-
всех институтов, воспитательных учреждениях
социальное явление, функция и охватывающих весь
общества, которая заключается учебно-воспитательный процесс
в подготовке подрастающего В узком педагогическом смысле
поколения к жизни. - специальная работа, направленная
(социализация) на формирование черт и
качеств личности.
Воспитание - категория вечная и общая, порожденная потребностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями.
Воспитание
Явление историческое Носит классовый характер
Содержание и характер воспитания В одну и ту же историческую эпоху
в разные исторические времена воспитание детей, относящихся
меняются под влиянием экономических к разным классам общества,
условий жизни общества, способов различно. Господствующие классы
производства материальных благ, а также используют воспитание для
политики, культуры, религии. укрепления своей власти, своего
положения в обществе.
Цели воспитания всегда носят ярко выраженный исторический характер. В первобытном строе цель – вовлечение детей в трудовую деятельность. В Древней Греции цель воспитания – гармоническое и всестороннее развитие. В современной педагогике цели воспитания:
1. Формирование у каждого ребенка системы общечеловеческих ценностей (любви, добра, патриотизма, высоких духовных и культурных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Личностное развитие каждого ребенка в зависимости от его особенностей.
Таким образом цели воспитания – это определенная перспектива, идеал личности, определяющие тенденции развития и совершенствования педагогического воспитательного процесса.
Воспитание
Это воздействие на воспитуемого извне. Внутренними воспитательные воздействия
Однако не все внешние воздействия оказывают могут быть когда человек сам предъявляет
воспитывающее влияние на ребенка. Воспитательное к себе требования, пытается с помощью
воздействие взрослого дети пропускают через призму определенной деятельности воздействовать
своего жизненного опыта, отвергают или принимают на себя с целью формирования
его и в зависимости от этого строят свое поведение. каких-то качеств. Такая работа над собой
называется самовоспитанием.
Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, благодаря становлению самостоятельности («Я сам»). Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное - с выработкой положительных привычек поведения. Задача педагога - придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.
Воспитание и самовоспитание органически взаимосвязаны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой стороны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее он к воспитательным воздействиям взрослых.
Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (учеников, студентов, воспитанников детского сада и др.), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие. Обучение самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение есть специфический процесс познания, управляемый педагогом. Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку деятельности – учении. В процессе обучения идет движение от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика на пути познания: от незнания к знанию. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находится преподавание и учение. Успех обучения определяется отношением воспитанников (учащихся) к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки. Ученик – субъект педагогического процесса, поэтому основой обучения является не преподавание, а учение. Цели обучения:
1. Цель начальной школы – подготовить детей к новым изменениям в их жизни, переходу на новую ступеньку.
2. Соответствие знаний и умений детей по каждому предмету (разделу) государственным образовательным стандартам в начальной школе и дошкольном учреждении, т. е. тем целям, которые поставлены перед школой, детским садом обществом и государством.
Целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. Понятие Образование, будучи одним из важнейших в педагогике, не имеет однозначного определения. Так, в советской педагогике под образованием понимался процесс (и результат) усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В Законе РФ «Об образовании» (1991) образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».
Образование - процесс и результат усвоения человеком общественно необходимой системы знаний, а также умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе, человеческом мышлении.
Образование– единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Основную роль в образовании человека играют педагогический процесс и две его составляющие – обучение и воспитание. Т.о. образование – это процесс и результат воспитания и обучения, т.е. освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.