Подготовка к возможной неудаче

Терапевту следует тщательно продумать сценарий поведенческого эксперимента или план проверки предположения пациента, чтобы свести на нет вероятность неудачи. Например, терапевт обсуждал с Салли, какой преподаватель скорее откликнется на ее просьбу разъяснить непонятную тему, какие следует выбрать, чтобы начать разговор с соседкой по комнате по поводу шумного поведения, и о каком объеме помощи целесообразно просить более успешного сокурсника.

Однако нельзя полностью обезопасить пациента от неожиданного поворота событий при осуществлении поведенческого эксперимента, поэтому терапевт помогает ему заранее найти ответы на вероятные - в случае неудачи - дисфункциональные автоматические мысли (см. главу 12).

Т: ...С другой стороны, этот человек действительно может отказаться помочь вам. Если это произойдет, какая мысль у вас возникнет?

308 Глава 14

 

 

П: Мне не надо было к нему обращаться. Он, наверное, думает, что я дура.

Т: Какие другие причины могут быть у пего для отказа? (Побуждает пациентку найти альтернативные объяснения.)

П: Занятость.

Т: Так, а еще?

П: (Задумывается.)

Т: Возможен ли вариант, что он сам недостаточно хорошо понимает мате­риал, чтобы объяснять его вам? Или просто не любит роль репетитора? Или кто-нибудь опередил вас, и он дал ему свое согласие?

П: Гм...

Т: Есть ли у вас какие-нибудь доказательства того, что он думает, будто вы дура?

П: Нет, но когда-то мы с ним поспорили по одному политическому вопросу.

Т: И какой вы сделали вывод: что он определенно подумал, будто ваши взгляды глупые или что у вас просто иная точка зрения?

П: Что у нас разные мнения...

Т: Значит, он не считает вас дурой?

Л: Думаю, не считает.

Т: Итак, даже если он откажется помочь, это вовсе не означает, что он из­менил мнение о вас только из-за вашей просьбы о помощи?

П: Не означает.

Т: Значит, мы договорились, что вы обратитесь к нему уже сегодня и попро­сите о помощи. Либо он согласится, и это будет здорово, либо не согласится, и в этом случае вы напомните себе, что...

П: Что это не означает, будто он считает меня дурой. Возможно, он просто занят или сам недостаточно хорошо знает материал, или не любит роль репе­титора.

Итак, обсуждение потенциальных проблем предупреждает возможное са­мообвинение пациента в невыполнении домашнего задания.