ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Большинству пациентов с трудом дается принятие решения.

Вначале терапевт предлагает пациенту составить список преимуществ и недостатков всех возможных альтернатив, а затем помогает разработать систем; их оценивания и, наконец, сделать выбор: определить наиболее предпочти тельный вариант (рис. 12.2).

Терапевт: Вы жаловались, что никак не можете решить, чем вам занятье, летом: отправиться в летний школьный лагерь или найти временную работу?

Пациент: Да.

Т: Поговорим об этом. (Достает лист бумаги.) Я предлагаю обсудить пре имущества и недостатки обоих вариантов... Приходилось ли вам когда-нибудь выполнять такую работу?

П: Нет. По крайней мере, в письменном виде. Но иногда я старалась взвесить все "за" и "против" в уме.

Т: Прекрасно, тогда вам будет проще. Думаю, это лучше выполнить в письменном виде: так вы быстрее примете нужное решение. С чего начнем: с летнего лагеря или временной работы?

П: Наверное, с работы.

234 Глава 12

 

Т: Тогда запишите в верхнем левом углу: "Преимущества временной рабо­ты", в правом верхнем углу - "Недостатки временной работы", а в нижней час­ти листа - "Преимущества летнего школьного лагеря" и "Недостатки летнего лагеря".

П: (Выполняет это.) Готово.

 

Преимущества временной работы Недостатки временной работы
1. Заработаю денег. 1. Сложно найти работу,
2. Научусь чему-то новому. 2. Меньше свободного времени.
3. Отдохну от колледжа. 3. Работа может мне не понравиться.
4. Заведу новые знакомства.  
5. Еще один пункт в моем резюме.  

 

Преимущества летнего лагеря Недостатки летнего лагеря
1. В лагере будут двое моих друзей. 1. Не заработаю, а потрачу деньги.
2. Много свободного времени. 2. Не научусь ничему новому.
3. Заведу новых друзей. 3. Та же самая обстановка.
4. Попасть в лагерь легче, чем найти работу. 4. Не достигну большого успеха.
  5. Бесполезно для резюме

 

Рис. 12.2. Анализ преимуществ и недостатков. Работа Салли

 

Т: Вы ведь обдумывали оба варианта? Можете записать конкретные преи­мущества и недостатки временной работы в верхней части листа? (Пациентка записывает свои идеи, над которыми размышляла раньше. Терапевт помогает ей, задавая наводящие вопросы.) Как вы относитесь к тому, что, выбрав времен­ную работу, вы измените образ жизни, отдохнете, наконец, от учебы? Разве это не явное преимущество?

П: Согласна. (Записывает.)

Т: Но в то же время вы останетесь без каникул.

П: Нет, я соглашусь только на ту работу, с которой смогу уйти в середине августа, чтобы съездить домой.

Процесс поиска преимуществ и недостатков продолжается до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможные "за" и "против" данного варианта. Затем по­добному анализу подвергается вторая возможность. Обсуждение преимуществ и недостатков летнего школьного лагеря наталкивает Салли на новые мысли, и она дополняет список преимуществ и недостатков временной работы. Более того, она анализирует пункты, относящиеся к временной работе, чтобы прове­рить, нельзя ли сформулировать противоположные идеи в отношении летнего лагеря.

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 235

 

И наконец, терапевт помогает пациентке взвесить все доводы и принять окончательное решение.

Т: Похоже, Салли, больше добавить нечего. Теперь следует взвесить все доводы. Сначала вы должны оценить, насколько важен каждый из них - по шкале от 0 до 10, или просто обведите самые важные для вас пункты. Как вы поступите?

П: Наверное, обведу самые важные доводы.

Т: Хорошо, Взгляните на перечень преимуществ и недостатков временной работы. Какие из них самые важные для вас? (Пациентка перечитывает со­ставленный список и обводит некоторые пункты.) Какой можно сделать вы­вод, исходя из того, что вы обвели?

П: Похоже, самая большая проблема с временной работой - это найти ее. Потому что благодаря работе я смогу заработать деньги, принести пользу дру­гим людям и сменить обстановку.

Т: Не хотите ли поговорить о том, как вы будете искать временную работу? А затем еще раз вернемся к этому списку и проверим, не изменилось ли ваше мнение.

В конце дискуссии терапевт подводит пациента к мысли применять эту тех­нику самостоятельно.

Т: Как вы думаете, полезна ли эта техника оценивания преимуществ и не­достатков? Может ли она пригодиться вам в будущем для принятия непростых решений? Как вы вспомните об этой технике?