Этап: донаучного педагогического творчества

- эпоха первобытности

Цель: потребность готовить детей к жизни и передавать им накопленный опыт.

Воспитанием занимались все члены рода, старейшие, умудренные опытом люди.

Содержание воспитания и обучения: уход за животными, земледелие, ремесла, обряды, традиции, история рода, религиозные верования.

 

- рабовладельческие страны древнего востока

Складываются первые системы воспитания (семейная и общественная), зарождаются первые педагогические теории. В историю педагогики вошли две воспитательные системы Древней Греции: спартанская и афинская.

 

 

Спартанская воспитательная система Афинская воспитательная система
Спарта воинствующее государство. Цель системы воспитания: подготовка детей воинов будущих рабовладельцев. Содержание воспитания: военно-физическая подготовка, беспрекословное подчинению старшим, презрение к рабам и физическому труду, счет письмо, лаконичная речь. Афины – демократическая республика. Цель воспитания: сочетание умственного нравственного, эстетического развития. содержание воспитания: физическое развитие, чтение литературных произведений, слушание музыки, письмо, счет, декламация, пение, игра на муз инструментах.

Демокрит: Воспитание детей зависит от природы и методов воспитания, большое значение при этом имеет пример старших.

Платон:В своем трактате предлагал идею общественного воспитания людей с 3 до 30 лет с постепенным усложнением от чтения литературы, счета, письма до изучения философии и подготовки к государственной деятельности. Воспитание - это воздействие взрослых на детей с целью формирования нравственности и добродетели. А учение – это приобретение знаний посредством наук.

Аристотель:Выделил три стороны воспитания – физическое, нравственное, умственное. Цель воспитания: гармоническое развитие всех сторон души. Сделал попытку возрастной переодизации. Большое внимание уделял дошкольному возрасту: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучать его непосредственно с пеленок» (в семье). А школы должны быть государственными, для детей с 7 лет.

Средневековьевошло в историю засильем церкви, однако средние века внесли много ценного в педагогический опыт. Появились новые университеты, которые выполняли роль центров образования и культуры.

Университет Болонье (Италия)

Оксфордский университет (Англия)

Парижский университет (Франция)

В эпоху возрождения педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие в трудах Ф.Бекона, Ф.Рабле, Т.Мора, Т.Компанеллы и других.

Таким образом, первоначально педагогика существовала в рамках философии. Постепенно накапливается теоретический базис, возникает необходимость в его осмыслении и педагогика возникает как самостоятельная наука.