MOLYNEAUX D., LANE V.W. Effective interviewing: Techniques a. analysis. - Boston, etc.: Allyn a. Bacon, 1982. - 244 p.

 

 

Выполнил .

должность, звание, фамилия, имя, отчество,

.

факультет, курс, № группы

 

 

Сдан .

 

Оценка и подпись преподавателя .

 

Санкт-Петербург


Пример составления реферата по иностранному источнику

Дороти Молино и Вера Лейн - профессора Университета Сан-Франциско. Их книга имеет практическую направленность. Она предназначена для тех, кому по роду деятельности при­ходится часто беседовать с людьми.

Цели интервьюирования. Интервью понимается как беседа, имеющая специальную нап­равленность. Oт простого разговора интервью отличается тем, что один из участников общения берет на себя ведущую и направляющую роль. Беседа может иметь следующие цели: получение сведений, сообщение сведений, изучение взгля­дов и мнений, решение проблем, планирование действий. Профессиональное интервью редко ограничивается одной оп­ределенной целью. Наиболее эффективной следует считать такую беседу, которая достигает нескольких целей одно­временно.

Интервью рассматривается как особый вид общения. Общение, в свою очередь, - это разновидность взаимодействия индивидов. Для овладения искусством бесе­ды необходимо знание основных факторов, определяющих поведение человека в ситуации общения. Выделяют два ос­новных типа общения между людьми - вербальное и невербальное. Общение первого типа осуществляется с помощью языка. Язык - сложное явление, допускающее анализ в раз­ных планах. Фонологический аспект касается звукового сос­тава речи. Синтаксический аспект - правил построения пред­ложений из отдельных слов. Семантический аспект - значе­ния символов, т.е. отношения между словами и реальностью. Прагматический аспект - особенностей использования тех или иных языковых средств в зависимости от ситуации. Важно учитывать, что на каждом из этих уровней могут возникать препятствия, затрудняющие общение. Невербаль­ное общение - основной канал для передачи эмоционального содержания. Оно имеет три главных аспекта: паралингвистический, проксемический и кинезический. К паралингвистическим средствам относятся все те особенности речи, которые обычно не фиксируются при письме: темп, паузы, акценты, интонация. Проксемические средства сводятся к выбору ре­альной пространственной дистанции между собеседниками. Кинезические факторы включают мимику и жесты. Невербаль­ные компоненты общения менее подвластны произвольному контролю, чем вербальные. Несовпадение того, что говорит человек, с тем, как это говорится, обычно свидетельствует о неискренности.

Психологические факторы, проявляющиеся в ситуации общения. Дви­жущими силами поведения человека, по мнению авторов, являются биологические потребности и надстраивающиеся над ними мотивы социального порядка. На разных этапах развития личности ведущая роль принадлежит то одним, то другим мотивам. Личностные особенности проявляются, в частности, в реакции на жизненные трудности. Здесь в дей­ствие вступают разнообразные механизмы психологической защиты (подавление, проекция, идентификация, рационализа­ция, сублимация), с проявлением которых нередко сталки­ваются в ходе беседы специалисты, к которым люди обра­щаются за помощью. Эмпирические исследования показали, что разнообразные оттенки межличностных отношений воз­можно описать с помощью системы, включающей два неза­висимых биполярных параметра: властность-покорность и любовь-ненависть. Все указанные особенности накладывают отпечаток на поведение собеседников и поэтому долж­ны учитываться специалистом, проводящим беседу.

Практические советы для подготовки интервью. Необходимо заранее выбрать место и время, оп­ределить примерно ее длительность. Часто бывает полезно получить какую-то информацию о собеседнике. Но иногда есть смысл делать это после беседы, чтобы больше пола­гаться на непосредственное впечатление, которое, как пра­вило, не обманывает. Следует постараться представить се­бе возможные барьеры на пути к непринужденному контак­ту с собеседником и способыих устранения. Заранее должна быть продумана методика регистрации существенных данных и подготовлена соответствующая аппаратура, если это необ­ходимо. Нужно учитывать, что не только применение звуко- и видеозаписи, но и любая форма фиксации содержания беседы способна повлиять на самочувствие интервьюируемого и на характер беседы. В любом случае в начале беседы сле­дует получить на это согласие опрашиваемого.

В следующих трех главах даются указания по организа­ции конкретных фаз проведения беседы - ее начала, основ­ной части и заключения. Первые минуты беседы исключи­тельно важны для создания общего тона и определения ее дальнейшего развития. Они отводятся для того, чтобы:

² дать возможность респонденту освоиться в новой обста­новке;

² получить о нем общее представление;

² получить разрешение записать беседу на магнитофон;

² предупредить собеседника о возможных временных ограничениях;

² уста­новить с ним деловой контакт;

² создать атмосферу, соот­ветствующую основной цепи интервью.

На этой фазе ведущий может прибегать к различного рода вопросам - прямым, косвенным и наводящим. Если позволяет время и характер беседы, вопросам предшествуют общие фразы и вводная ин­формация. Во время основной части интервью ведущий по­мимо решения главной задачи постоянно заботится о под­держании живого контакта с собеседником. Для этого он использует одобрительные восклицания, подхватывает важ­ные, на его взгляд, мысли собеседника, учитывает его эмо­циональные реакции. Значительным психологическим эффек­том обладают своевременные паузы. Конкретное содержа­ние основной части беседы определяется, исходя из пере­числявшихся выше пяти возможных целей ее. Заключитель­ная фаза беседы строится так, чтобы подвести итог, оце­нить взгляды участников и наметить планы на будущее.

Система кодирования протоколов интервью. Эта система дает воз­можность представлять результаты беседы в стандартизи­рованном виде. Она позволяет, кроме того, проводить их последующую машинную обработку. В качестве исходных элементов берутся высказывания. Каждое высказывание кодируется пятизначным числом. Первое число указывает, ко­му принадлежит высказывание. Вторым и третьим числом кодируется тип высказывания. Два последних числа отража­ют эмоциональное содержание высказывания - объект и ха­рактер оценки. Машинному статистическому анализу были подвергнуты кодированные протоколы 150 интервью, прове­денных студентами Университета Сан-Франциско под руко­водством авторов. Респондентами выступали родители де­тей с нарушениями слуха и речи, обращавшиеся в универси­тетскую клинику. Главной целью интервью было получение информации. Кодирование осуществлялось независимо каж­дым из авторов системы. Совпадающие результаты были по­лучены в 86% случаев. При расхождении мнений кодировщи­ки вырабатывали согласованную оценку путем взаимного обсуждения. Кодированные данные были подвергнуты корре­ляционному и факторному анализу. Результаты показали, что среди высказываний опрашивающих чаще всего встречались; прямые вопросы, поддакивания, сообщения сведе­ний и реформулировки высказываний респондентов. Опраши­ваемые чаще всего сообщали сведения, формулировали проб­лемы, соглашались с мнением ведущего беседу. Все это от­ражает основную направленность проводившихся бесед. Яв­ное эмоциональное содержание обнаруживалось в 22% выс­казываний. В трети из них проявлялась обеспокоенность судьбой ребенка. Анализ высказываний интервьюеров об­наружил девять факторов, респондентов - пять факторов. Эти факторы отражают различные манеры ведения беседы.

return false">ссылка скрыта

Качества, которыми должен обладать хороший интервьюер. В исследованиях психологов было показано, что опытные специалисты, занимающиеся главным образом консультационной работой, обладают следующими профессиональными особенностями. Они контактны, внимательны к людям, верят вих возможности, способны поставить себя на место другого человека, умеют слушать собеседника, хорошо знают свои собственные сильные и слабые стороны. Им свойственно также умение подмечать как сходства, так и различия между людьми. Они способны видеть в каждом человеке и представителя опре­деленной социальной группы, и своеобразную личность с ее специфическими взглядами и запросами. Одним словом, опытный интервьюер обладает навыками эффективной комму­никации и всем своим поведением вызывает соответствую­щее ответное поведение со стороны собеседника.


Приложение 5

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИИ

Список литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».