MOLYNEAUX D., LANE V.W. Effective interviewing: Techniques a. analysis. - Boston, etc.: Allyn a. Bacon, 1982. - 244 p.
Выполнил .
должность, звание, фамилия, имя, отчество,
.
факультет, курс, № группы
Сдан .
Оценка и подпись преподавателя .
Санкт-Петербург
Пример составления реферата по иностранному источнику
Дороти Молино и Вера Лейн - профессора Университета Сан-Франциско. Их книга имеет практическую направленность. Она предназначена для тех, кому по роду деятельности приходится часто беседовать с людьми.
Цели интервьюирования. Интервью понимается как беседа, имеющая специальную направленность. Oт простого разговора интервью отличается тем, что один из участников общения берет на себя ведущую и направляющую роль. Беседа может иметь следующие цели: получение сведений, сообщение сведений, изучение взглядов и мнений, решение проблем, планирование действий. Профессиональное интервью редко ограничивается одной определенной целью. Наиболее эффективной следует считать такую беседу, которая достигает нескольких целей одновременно.
Интервью рассматривается как особый вид общения. Общение, в свою очередь, - это разновидность взаимодействия индивидов. Для овладения искусством беседы необходимо знание основных факторов, определяющих поведение человека в ситуации общения. Выделяют два основных типа общения между людьми - вербальное и невербальное. Общение первого типа осуществляется с помощью языка. Язык - сложное явление, допускающее анализ в разных планах. Фонологический аспект касается звукового состава речи. Синтаксический аспект - правил построения предложений из отдельных слов. Семантический аспект - значения символов, т.е. отношения между словами и реальностью. Прагматический аспект - особенностей использования тех или иных языковых средств в зависимости от ситуации. Важно учитывать, что на каждом из этих уровней могут возникать препятствия, затрудняющие общение. Невербальное общение - основной канал для передачи эмоционального содержания. Оно имеет три главных аспекта: паралингвистический, проксемический и кинезический. К паралингвистическим средствам относятся все те особенности речи, которые обычно не фиксируются при письме: темп, паузы, акценты, интонация. Проксемические средства сводятся к выбору реальной пространственной дистанции между собеседниками. Кинезические факторы включают мимику и жесты. Невербальные компоненты общения менее подвластны произвольному контролю, чем вербальные. Несовпадение того, что говорит человек, с тем, как это говорится, обычно свидетельствует о неискренности.
Психологические факторы, проявляющиеся в ситуации общения. Движущими силами поведения человека, по мнению авторов, являются биологические потребности и надстраивающиеся над ними мотивы социального порядка. На разных этапах развития личности ведущая роль принадлежит то одним, то другим мотивам. Личностные особенности проявляются, в частности, в реакции на жизненные трудности. Здесь в действие вступают разнообразные механизмы психологической защиты (подавление, проекция, идентификация, рационализация, сублимация), с проявлением которых нередко сталкиваются в ходе беседы специалисты, к которым люди обращаются за помощью. Эмпирические исследования показали, что разнообразные оттенки межличностных отношений возможно описать с помощью системы, включающей два независимых биполярных параметра: властность-покорность и любовь-ненависть. Все указанные особенности накладывают отпечаток на поведение собеседников и поэтому должны учитываться специалистом, проводящим беседу.
Практические советы для подготовки интервью. Необходимо заранее выбрать место и время, определить примерно ее длительность. Часто бывает полезно получить какую-то информацию о собеседнике. Но иногда есть смысл делать это после беседы, чтобы больше полагаться на непосредственное впечатление, которое, как правило, не обманывает. Следует постараться представить себе возможные барьеры на пути к непринужденному контакту с собеседником и способыих устранения. Заранее должна быть продумана методика регистрации существенных данных и подготовлена соответствующая аппаратура, если это необходимо. Нужно учитывать, что не только применение звуко- и видеозаписи, но и любая форма фиксации содержания беседы способна повлиять на самочувствие интервьюируемого и на характер беседы. В любом случае в начале беседы следует получить на это согласие опрашиваемого.
В следующих трех главах даются указания по организации конкретных фаз проведения беседы - ее начала, основной части и заключения. Первые минуты беседы исключительно важны для создания общего тона и определения ее дальнейшего развития. Они отводятся для того, чтобы:
² дать возможность респонденту освоиться в новой обстановке;
² получить о нем общее представление;
² получить разрешение записать беседу на магнитофон;
² предупредить собеседника о возможных временных ограничениях;
² установить с ним деловой контакт;
² создать атмосферу, соответствующую основной цепи интервью.
На этой фазе ведущий может прибегать к различного рода вопросам - прямым, косвенным и наводящим. Если позволяет время и характер беседы, вопросам предшествуют общие фразы и вводная информация. Во время основной части интервью ведущий помимо решения главной задачи постоянно заботится о поддержании живого контакта с собеседником. Для этого он использует одобрительные восклицания, подхватывает важные, на его взгляд, мысли собеседника, учитывает его эмоциональные реакции. Значительным психологическим эффектом обладают своевременные паузы. Конкретное содержание основной части беседы определяется, исходя из перечислявшихся выше пяти возможных целей ее. Заключительная фаза беседы строится так, чтобы подвести итог, оценить взгляды участников и наметить планы на будущее.
Система кодирования протоколов интервью. Эта система дает возможность представлять результаты беседы в стандартизированном виде. Она позволяет, кроме того, проводить их последующую машинную обработку. В качестве исходных элементов берутся высказывания. Каждое высказывание кодируется пятизначным числом. Первое число указывает, кому принадлежит высказывание. Вторым и третьим числом кодируется тип высказывания. Два последних числа отражают эмоциональное содержание высказывания - объект и характер оценки. Машинному статистическому анализу были подвергнуты кодированные протоколы 150 интервью, проведенных студентами Университета Сан-Франциско под руководством авторов. Респондентами выступали родители детей с нарушениями слуха и речи, обращавшиеся в университетскую клинику. Главной целью интервью было получение информации. Кодирование осуществлялось независимо каждым из авторов системы. Совпадающие результаты были получены в 86% случаев. При расхождении мнений кодировщики вырабатывали согласованную оценку путем взаимного обсуждения. Кодированные данные были подвергнуты корреляционному и факторному анализу. Результаты показали, что среди высказываний опрашивающих чаще всего встречались; прямые вопросы, поддакивания, сообщения сведений и реформулировки высказываний респондентов. Опрашиваемые чаще всего сообщали сведения, формулировали проблемы, соглашались с мнением ведущего беседу. Все это отражает основную направленность проводившихся бесед. Явное эмоциональное содержание обнаруживалось в 22% высказываний. В трети из них проявлялась обеспокоенность судьбой ребенка. Анализ высказываний интервьюеров обнаружил девять факторов, респондентов - пять факторов. Эти факторы отражают различные манеры ведения беседы.
return false">ссылка скрытаКачества, которыми должен обладать хороший интервьюер. В исследованиях психологов было показано, что опытные специалисты, занимающиеся главным образом консультационной работой, обладают следующими профессиональными особенностями. Они контактны, внимательны к людям, верят вих возможности, способны поставить себя на место другого человека, умеют слушать собеседника, хорошо знают свои собственные сильные и слабые стороны. Им свойственно также умение подмечать как сходства, так и различия между людьми. Они способны видеть в каждом человеке и представителя определенной социальной группы, и своеобразную личность с ее специфическими взглядами и запросами. Одним словом, опытный интервьюер обладает навыками эффективной коммуникации и всем своим поведением вызывает соответствующее ответное поведение со стороны собеседника.
Приложение 5
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИИ
Список литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».