Методика и техника сбора первичной психологической информации

В социально-психологических исследованиях используются такие методы, как наблюдение, опрос, анализ документов (контент-анализ), эксперимент, тестирование.

Наблюдение – это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Наблюдение редко бывает основным методом сбора информации в силу определенных трудностей (возможности истолкования результатов наблюдения исследователем через свою систему ценностей и эмоций, ограниченность времени наблюдения, неповторимость событий и др.). Этот метод целесообразно использовать в тех случаях, когда информация не может быть получена иными способами. Так бывает, когда люди не могут или не хотят описать последовательность своих действий и применяемые методы в часто повторяющихся, а особенно, в экстремальных ситуациях.

Для проведения наблюдения необходимо:

² установить объект и предмет наблюдения, цель и задачи;

² расчленить объект наблюдения на составляющие элементы (единицы) наблюдения, которые должны однозначно интерпретироваться: включенное, не включенное, систематичное, случайное;

² выбрать способ наблюдения (открытое, инкогнито);

² подготовить карточки наблюдения и оборудования;

² обеспечить доступ к объекту наблюдения;

² произвести запись результатов наблюдения (карточка, дневник);

² осуществить контроль (проверку) результатов наблюдения (обращение за разъяснением, обращение к документам, повторное наблюдение другим исследователем);

² составить отчет о наблюдении.

Опрос – это метод сбора первичной вербальной (словесной) информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредствованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и респондентом (опрашиваемым).

Опрос наиболее распространенный психологический метод. Он основывается на фиксации и анализе высказываний отдельных лиц. При достаточной квалификации исследователя позволяет получить неплохие результаты по широкому кругу проблем.

Анкетирование. Бывает непосредственным (раздаточным), почтовым и прессовым.

Одновременно с разработкой программы исследователь составляет анкету, т.е. объединенную единым замыслом систему вопросов. Она состоит из следующих элементов (Приложение 8.):

Вступления (обращения к респонденту), где означены: а) тема, задачи опроса и называется организация, его проводящая, б) дается инструкция по заполнению анкеты. Его задача: установить контакт с испытуемым и мотивировать его на заполнение анкеты. Например: «Уважаемый коллега! Исследователи внештатной группы по изучению общественного мнения при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области обращаются к Вам с просьбой ознакомиться с данной анкетой и ответить на содержащиеся в ней вопросы. Ваши ответы окажут существенную помощь в деле организации общественного порядка и борьбы с преступностью. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде для формулирования научно-практических рекомендаций и принятия управленческих решений, поэтому фамилию свою указывать не обязательно.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!».

Инструкция к заполнению анкеты

«По ряду вопросов Вам предлагаются различные варианты ответов. Прежде всего, внимательно прочитайте их и обведите кружком номер того варианта ответа, который соответствует Вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов не совпадает с Вашим ответом, напишите его сами».

Перечень вопросов

В большие анкеты, обычно, включают вопросы разных типов и видов. В зависимости от целей постановки вопроса они подразделяются на два типа: содержательные (результативные) и функциональные. С помощью первых, исследователь делает вывод об определенных явлениях и их взаимосвязях. Функциональные вопросы служат для оптимизации, упорядочения, сглаживания течения опроса, плавного перехода к другой теме.

В конструкции анкеты перед содержательными вопросами иногда целесообразно помещать вопросы-фильтры. Так, например, прежде чем спрашивать у человека мнение о работе начальника РОВД, следует выяснить, обращался ли этот человек по какому-либо вопросу к нему за последние 3 года.

Контрольные вопросы используют для проверки достоверности ответов. Если, например, в содержательном вопросе мы поинтересовались: «Довольны ли Вы своей работой?», то через 3-4 вопроса можно спросить для проверки «Хотели бы Вы перейти на другую работу?».

Закрытые вопросы представляют один или несколько возможных ответов а) «да-нет», б) альтернативные (шкалы), в) вопросы-меню (перечень документов, перечень газет, перечень объектов, перечень должностей).

Открытые вопросы предоставляют возможность испытуемому самому изложить ответ. Закрытые вопросы дают возможность количественной обработки, но, возможно, за счет потери части информации. При открытых вопросах, наоборот, трудно получить количественное выражение.

Кроме того, содержательные вопросы можно классифицировать на 1) вопросы о фактах, 2) вопросы о знаниях, 3) вопросы о мнениях, установках и мотивах поведения. Бывают также а) прямые вопросы, б) косвенные вопросы (типа незаконченных предложений).

Опрос методом анкетирования имеет свои преимущества (экономия времени, широкий охват, меньшее искажение результатов) и недостатки, к числу которых можно отнести низкий процент возврата анкет (30 % при почтовом, 5% - прессовом и 92% - раздаточном).

Интервью понимается как способ получения психологической информации в ходе устного опроса по специально разработанному вопроснику. От простого разговора интервью отличается тем, что один из участников общения берет на себя ведущую и направляющую роль.

Интервью может иметь следующие цели:

² получение сведений;

² изучение взгля­дов и мнений;

² решение проблем;

² планирование действий.

Профессиональное интервью редко ограничивается одной оп­ределенной целью. Наиболее эффективной следует считать такую беседу, которая достигает нескольких целей одно­временно.

Интервью рассматривается как особый вид общения. Для овладения искусством бесе­ды необходимо знание основных факторов, определяющих поведение человека в ситуации общения.

Помимо слов, высказанных собеседником, учитывают и невербальные компоненты речи. Невербаль­ное общение - основной канал для передачи эмоционального содержания. Оно имеет три главных аспекта: паралингвистический, проксемический и кинезический. К паралингвистическим средствам относятся все те особенности речи, которые обычно не фиксируются при письме: темп, паузы, акценты, интонация. Проксемические средства сводятся к выбору ре­альной пространственной дистанции между собеседниками. Кинезические факторы включают мимику и жесты. Невербаль­ные компоненты общения менее подвластны произвольному контролю, чем вербальные. Несовпадение того, что говорит человек, с тем, как это говорится, обычно свидетельствует о неискренности.

return false">ссылка скрыта

Психологические факторы, проявляющиеся в ситуации общения. Дви­жущими силами поведения человека являются потребности и надстраивающиеся над ними мотивы. Личностные особенности проявляются во многих случаях в реакции субъекта на жизненные трудности, на ситуации, связанные с деятельностью, с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Здесь в дей­ствие вступают разнообразные механизмы психологической защиты (подавление, проекция, идентификация, рационализация, сублимация), любви, агрессии, властности, жадности, лживости и др. Все эти особенности накладывают отпечаток на поведение собеседников и поэтому долж­ны учитываться специалистом, проводящим беседу.

Практические советы для подготовки интервью. Необходимо заранее выбрать место и время, оп­ределить примерно его длительность. Часто бывает полезно получить какую-то информацию о собеседнике. Следует постараться представить се­бе возможные барьеры на пути к непринужденному контак­ту с собеседником и способыих устранения. Заранее должна быть продумана методика регистрации существенных данных и подготовлена соответствующая аппаратура (если это необ­ходимо). Нужно учитывать, что не только применение звуко- и видеозаписи, но и любая форма фиксации содержания беседы способна повлиять на самочувствие интервьюируемого и на характер беседы. В любом случае в начале беседы сле­дует получить согласие опрашиваемого на запись беседы.

Интервью состоит из трех конкретных фаз проведения беседы - начала, основ­ной части и заключения. Первые минуты беседы исключительно важны для создания общего тона и определения ее дальнейшего развития. Они отводятся для того, чтобы:

² дать возможность респонденту освоиться в новой обста­новке;

² получить о нем общее представление;

² получить разрешение записать беседу на магнитофон;

² предупредить собеседника о возможных временных ограничениях;

² установить с ним деловой контакт;

² создать атмосферу, соответствующую основной цепи интервью.

На этой фазе исследователь может прибегать к различного рода вопросам - прямым, косвенным и наводящим. Если позволяет время и характер беседы, вопросам предшествуют общие фразы и вводная информация. Во время основной части интервью ведущий, помимо решения главной задачи, постоянно заботится о поддержании живого контакта с собеседником. Для этого он использует одобрительные восклицания, подхватывает важные, на его взгляд, мысли собеседника, учитывает его эмоциональные реакции. Значительным психологическим эффектом обладают своевременные паузы. Конкретное содержание основной части беседы определяется, исходя из перечислявшихся выше пяти возможных целей ее. Заключительная фаза беседы строится так, чтобы подвести итог, оценить взгляды участников и наметить планы на будущее.

Система кодирования протоколов интервью. Эта система дает воз­можность представлять результаты беседы в стандартизированном виде. Она позволяет, кроме того, проводить их последующую машинную обработку. В качестве исходных элементов берутся высказывания. Каждое свободное высказывание, если не предусмотрены стандартизированные ответы, желательно кодировать пятизначным числом. Первое число указывает, ко­му принадлежит высказывание. Вторым и третьим числом кодируется тип высказывания. Два последних числа отража­ют эмоциональное содержание высказывания - объект и ха­рактер оценки. Кодированные данные могут быть подвергнуты корре­ляционному и факторному анализу.

Качества, которыми должен обладать хороший интервьюер. В исследованиях психологов было показано, что опытные специалисты, занимающиеся главным образом консультационной работой, обладают следующими профессиональными особенностями. Они контактны, внимательны к людям, верят вих возможности, способны поставить себя на место другого человека, умеют слушать собеседника, хорошо знают свои собственные сильные и слабые стороны. Им свойственно также умение подмечать как сходства, так и различия между людьми. Они способны видеть в каждом человеке и представителя опре­деленной социальной группы, и своеобразную личность с ее специфическими взглядами и запросами. Одним словом, опытный интервьюер обладает навыками эффективной коммуникации и всем своим поведением вызывает соответствую­щее ответное поведение со стороны собеседника.

Интервью как метод опроса используется реже, чем анкетирование, хотя с его помощью можно получить более полную информацию. Трудности названного метода и его недостатки сводятся в основном к следующему:

² отсутствию квалифицированных интервьюеров;

² влиянию на результаты интервью таких факторов как возраст и пол интервьюера, его внешний вид и личностные качества (общительность, уровень культуры, наблюдательность, внимательность, терпение, умение слушать и др.);

² взаимное внушение взглядов интервьюера и респондента.

Для проведения интервью составляется вопросник. Требования к нему практически те же, что и к анкете. Ограничения только по объему вопросов и времени на опрос.

В последнее время широко используется телефонное интервью. Его достоинства:

² оперативность (быстрое установление контакта с респондентом);

² низкая стоимость;

² исключение влияния «третьих лиц»;

² уменьшение влияния личностных качеств и внешности интервьюера;

² требуется меньшее число интервьюеров.

Считается, что телефонное интервью не должно занимать респондента более 10-15 минут, или даже 5-10 минут. Вопросы должны быть короткими и не содержать множества вариантов ответов. Выборка строится на основе телефонной книги или генерации номеров на ЭВМ (генератор случайных чисел дает равномерное распределение телефонных номеров). При этом как недостаток следует рассматривать появление несуществующих номеров.

Телефонное интервью состоит из:

1) вступительной беседы, в которой объясняется причина звонка, задача исследования, объясняется процедура отбора номеров и выбор члена семьи, подтверждение анонимности опроса, представиться, может назвать и свой телефон;

2) непосредственного интервью (чтения вопросов). Трудности: телефон занят, отказ отвечать, незавершенное интервью, уход от ответа, нет нужного абонента.

Анализ документов (контент-анализ) - один из широко применяемых методов сбора информации.

По форме фиксации информации документы делятся на:

1. Письменные:

² архивы;

² пресса;

² личные документы (автобиографии, дневники, письма);

² косвенная документация (различные печатные издания).

2. Статистические данные:

3. Иконографическая документация (кино, видео, фото, картины);

4. Фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).

Частные методы анализа документов:

1) Традиционный анализ, представляющий многообразные умственные операции, направленные на интерпретацию сведений с представленной точки зрения, на выявление сути материала, основных мыслей и идей, логических связей и противоречий. Недостаток – субъективность.

В ходе этого анализа исследователь должен ответить на вопросы: Каков контекст документа? Кто его автор? Каковы цели, с которыми был создан документ? Какова достоверность данных? Каково общественное действие (резонанс) документа? Какие выводы можно сделать и др.

Традиционный анализ может быть: а) внешним (установить вид, форму, время получения документа), б) внутренним (исследование содержания документа).

2) Формализованный анализ (контент-анализ) сводится к созданию списка легко подсчитываемых признаков, черт, свойств документа (частота употребления терминов).

Используется контент-анализ для выявления и оценки характеристик текста, выявления причин, породивших сообщение, оценки эффекта воздействия.

Считается, что метод контент-анализа предложил американец Д.Уилкокс. В 1900 г. он проанализировал 240 газет, выпущенных за 1 день. При этом применялась следующая классификация: 1) новости военные и общие (политические, о преступлениях, международные); 2) иллюстрации; 3) литература; 4) мнения; 5) реклама. Осуществлялась и фиксация смысловых элементов содержания в контексте социальных ситуаций, поскольку слово не всегда бывает адекватным носителем содержания действия.

В связи с мотивацией создания, можно выделить документы:

² спровоцированные (отклики на публикации, отзывы);

² не спровоцированные (письма).

По содержанию документы делят на: 1) правовые, 2) исторические, 3) технические, 4)экономические, 5) педагогические и др.

Схема контент-анализа.

В процессе анализа фиксируется:

1. Субъект высказывания.

2. Объект оценки, характеристики.

3. Направленность высказывания (цель и мотивы

4. Предмет высказывания (что говорится об объекте). Текст разбивается на несколько частей, в которых можно обнаружить центральную идею, основной смысл

² подсчет элементов содержания;

² создание модели содержания текста.

5. Намерения редакции.

² ее отношение к ОВД;

² пропагандистские директивы.