Движение шейха Кунта–Хаджи

Усталость от многолетней войны, разочарование, порожденное в чеченском обществе государственной практикой имамата,породили в 60-х гг. XIX в. в Чечне настроения социального отчаяния. Шариат, представлявшийсявершиной социальной справедливости, на деле обернулся тиранией и произволом верхушкигорского государства. Последствия кровопролитной и разрушительной войны усугублялисьтяжелым материальным положением, в котором оказалось большинство чеченских крестьян.Именно духовный и экономический кризис, порожденный крахом имамата, открыл дорогуширокому распространению в Чечне сравнительно нового для нее в суфийском течении исламакадырийского тариката. Проповедником нового учения стал шейх Кунта-Хаджи Кишиев.

В течение 1862-1863 гг. учение Кунта-Хаджи быстро распространилось в Чечне. Особо крупные общины последователей Кунта-Хаджи возникли в важнейших селениях равнинной части Чечни – Шали, Гехи, Урус-Мартан, Валерик, Шалажи, Новые Атаги, Автуры. Огромный успех получило учение Кунта-Хаджи и в равнинной Ингушетии, что способствовало дальнейшему духовному сближению и политическому единству двух нахских народов. Но что по-настоящему тревожило царские власти, так это создание последователями Кунта-Хаджи параллельных структур власти в Чечне: ими было создано 8 наибств во главе с наибами, а во многих селениях, помимо старшин, назначенных Терской администрацией, появились старшины, действовавшие от имени Кунта-Хаджи. По существу, возник военно-религиозный орден, напоминающий орден сенуситов в Северной Африке.
Российские власти не сомневались, что в Чечне и Ингушетии началась активная подготовка к новому восстанию. Однако роль самого Кунта-Хаджи в подготовке восстания до сих пор остается неясной. Российские архивные источники, как ни парадоксально, единодушно признают, что сам глава нового религиозного братства был далек от участия в подготовке восстания, а многие распоряжения, отдаваемые от его имени, исходили на самом деле от его окружения.


Тем не менее, распоряжением наместника Кавказа шейх Кунта-Хаджи был арестован в 1864 г. в селении Сержень-Юрт. Одновременно были задержаны еще более полутора десятков ближайших сподвижников Кунта-Хаджи. Все они были высланы в различные внутренние губернии России. В частности, Кунта-Хаджи был навечно выслан под надзор полиции в г.Устюжино Новгородской губернии. Однако, в отличие от Шамиля, государственное содержание он получал крайне скудное. Казенных денег не хватало даже на питание. Прожив в ссылке чуть более двух лет, Кунта-Хаджи умер от голодного истощения.
Как и ожидалось, арест лидера кадырийцев обострил ситуацию в Чечне. Оставшиеся на свободе последователи шейха Кунта-Хаджи в январе 1864 г. начали с оружием в руках собираться в селении Герменчук. В ответ российское командование начало укреплять войска в стратегически наиболее важных местах.
Однако вскоре стало ясно, что хотя значительная часть чеченцев сочувствует последователям Кунта-Хаджи, все же за оружие готовы взяться не многие из них. Не поддержали заговорщиков и авторитетные чеченские лидеры, которые шли на открытое сотрудничество с российскими властями и просто не видели смысла в восстании. Они понимали, что после десятилетий разрушительных военных действий Чечне остро был необходим мирный период для восстановления экономики и жизненных сил народа.