Особенности межличностных коммуникаций
В межличностных коммуникациях главным является передача информации от одного лица к другому. Межличностные коммуникации обладают рядом отличительных характеристик:
· Межличностная коммуникация практически всегда более оперативна и достигает своего адресата при минимуме помех.
· Она всегда избирательна, т.к. межличностный канал оперативно формируется в наиболее подходящий для передачи информации момент и способен выходить на нужного респондента.
· Она более свободна от формальных регламентирующих форму и стиль сообщения рамок, что делает ее более доступной и доходчивой.
· При личном общении эффект восприятия может быть усилен за счет обаяния говорящего, тембра его голоса, интонации, мимики, жестов, ориентированных исключительно на конкретного собеседника.
· В межличностной коммуникации открываются неограниченные возможности для использования эффекта обратной связи.
В процессе межличностных коммуникаций выделяются три основные фазы.
· Докоммуникативная фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории.
· Коммуникативная фаза отражает процесс непосредственной реализации запросов.
· Послекоммуникативная фаза отличается использованием полученной информации.
Представленные фазы в межличностном общении лежат в основе установления методов, средств и способов коммуникации. К их числу относятся:
· текст (слово);
· другие символы (рисунки, схемы, фотографии);
· действие (невербальные коммуникации).
К невербальной коммуникации относятся:
· кинесика (жесты, мимика, пантомимика);
· проксемика (место и время общения);
· пара- и экстралингвистика (тональность, тембр голоса, громкость и быстрота речи, паузы);
· визуальное общение (контакт глазами);
· такесика (прикосновение).
Исследования показали, что 55% информации воспринимается через жесты, позы и выражение лица, 38% — через интонации и модуляции голосом и только 7% — через слова. Практически невербальная информация подавляет вербальную, и важнее не что говорится, а как говорится. Соответственно значение и влияние невербальной коммуникации огромно.